Особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с на коррекционных занятиях
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с на коррекционных занятиях»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с на коррекционных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Особенности развития навыков словообразования в онтогенезе
1.2 Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с нормой речевого развития
1.3 Особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Направления работы по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Комплекс упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи [18, с. 56]. В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является словообразование.
Овладение ребенком операциями словообразования играет существенную роль в развитии его языковой компетенции, речевой коммуникации и связанной с ними полноценной адаптацией в социуме.
«В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом» [14, с. 43].
Практически все исследователи, изучавшие проблему речевых нарушений (Н.С. Жукова [5], Р.И. Лалаева [7], Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова [17], Т.Б. Филичева [20], Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер и др.) отмечали недостаточные возможности детей с речевыми нарушениями в образовании новых форм слов. Анализируя состояние речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). У таких детей наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Особенности развития навыков словообразования в онтогенезе
«В современной психолингвистике языковая способность ребенка рассматривается как сложная иерархически организованная система, включающая фонетический, грамматический и семантический компоненты. Если семантический компонент языковой способности представляет собой неосознаваемые правила выбора конкретных семантических элементов, существенных для данной ситуации и адекватных задачам коммуникации, то грамматический компонент включает систему языковых средств и правил их использования, которые и служат для передачи требуемого содержания. Именно благодаря овладению правилами грамматики ребенок получает возможность наиболее полно выражать знания о мире» [9, с. 66].
«Изучение проблемы словообразования в отечественной науке имеет давние традиции. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения были сделаны в работах таких известных учёных, как И.А. Бодуэн де Куртенэ [3], Ф.Ф. Фортунатов [19], Н.В. Крушевский [11] и др., характеризуя их как проявление высокого лингвистического мастерства и одарённости ребёнка. К. Бюлер, анализируя детские образования по аналогии, объяснял их тем, что ребёнок в состоянии «открыть» для себя основной принцип всех флективных языков и перенести его на разнообразные случаи» [3, с. 98]. «Исследователи в большинстве случаев отмечали спонтанность характера детского словотворчества и словообразования, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов (В. Штерн, С. Эрвин-Трипп и др.). При этом ученые практически единодушно признавали аналогию основным механизмом таких детских образований» [16, с. 44].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Направления работы по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование навыков словообразования старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации). Для освоения словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры. Формирование словообразования у ребенка старшего дошкольного возраста происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецифический характер, в дальнейшем постановка задач становится все более и более дифференцированной.
На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности; на седьмом году – элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.
При ТНР у детей старшего дошкольного возраста формирование словообразования происходит с большими трудностями. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Методика коррекционной работы, особенно в случае ТНР, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные зарубежные исследователи являются приверженцами лексической гипотезы, согласно которой формирование слова, рассмотрение в виде набора определенных правил, существует в лексической составляющей языка. Развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Исследователи отмечают значимость процесса словообразования для формирования речи ребенка. Причем словообразование оказывает влияние не только на устную речь, но и на подготовку к осмыслению письменных навыков. Можно сказать, что словообразование является одним из главных условий подготовки ребенка к школе в целом и усвоению навыков письма в частности.
Усвоение словообразовательных норм в дошкольном возрасте у детей с норой в речевом развитии происходит на бессознательном уровне. Этот процесс является еще до конца не изученным. К началу школьного обучения ребенок уже практически должен владеть, пусть и на бессознательном уровне, всеми формами языка, понимать грамматическое значение основных морфем, использовать их в создании новых слов.
Дети с ТНР – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Грамматические формы изменения словообразования, типы предложений появляются у детей с особыми потребностями, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном развитии речи. Своеобразное владение грамматической структурой речи детьми с особыми потребностями проявляется в замедлении темпов ассимиляции, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языковой, семантической и формально-лингвистической составляющих. У детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи имеются нарушения в процессе словообразования. Это связано с трудностями в идентификации существенных особенностей слов; недостаточным развитием умственных операций сравнения и обобщения; отсутствием активности поиска слов; отсутствием формирования семантических полей в лексической системе языка; нестабильностью связей в лексической системе языка; ограниченным объемом словаря, что затрудняет выбор желаемого слова.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 160 с.
4. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 2008. – 320 с.
6. Короткова, А. В. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня / А. В. Короткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – №1. – С. 27–34.
7. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
8. Лихач, Т. П. Языковая личность современного школьника: словообразовательный аспект (аналитико-статистический обзор) / Т. П. Лихач // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун-та. – 2006. – № 2 (15). – С. 149–153.
9. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М. : Просвещение, 2008. – Гл. 3. – С. 49-75.
10. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
11. Лопатин, В. В. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. / В. В. Лопатин, И. С. Улуханов. – М. : ИЦ «Азбуковник», 2016. – 812 с.
12. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2000. – 192 с.
13. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 364 с.
14. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : Гринго, 1995. – 414 с.
15. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М. : Просвещение, 1966. – 348 с.
16. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
17. Сохин, Ф. А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, А. М. Шахранович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М. : Смысл, 1978. – С. 35-52.
18. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. – М. : Академия, 2000. – 453 с.
19. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
20. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
21. Фуфаева, И. В. Экспансия экспрессивных диминутивов в русском языке // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского / И. В. Фуфаева. 2016. – № 3. – С. 257–266.
22. Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. А. Холова. – М., 1999. – 21 с.
23. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
24. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – М. : Смысл, 1990. – 124 с.
25. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты