Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Организация: Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Веда, ГУСО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол оценки уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Комплексная характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Процесс социального развития дошкольников в норме
1.3 Специфика процесса формирования социальных переживаний дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Исследование социальных переживаний у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Комплекс игр и упражнений для развития социальных переживаний с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших областей развития детей дошкольного возраста и ориентирована на позитивную социализацию личности, развитие у детей навыков гибкого социального поведения, основой которого выступает социальный интеллект. Важность задачи развития социальных коммуникаций воспитанников с интеллектуальной недостаточностью возрастает в современных условиях в связи особенностями социальной ситуации развития, отдаленностью современных детей друг от друга, в значительной мере погруженных в виртуальную реальность. В связи с этим актуализируется проблема поиска новых решений, направленных на разработку педагогических моделей развития социальной сферы детей дошкольного возраста.
Специальная психология и педагогика располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению особенностей социализации и реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, Е.С. Петухова изучали проблемы социализации детей с отклонениями в развитии. Разностороннее изучение детей с интеллектуальной недостаточностью, как специфической аномалии детского развития, привело к появлению и накоплению в науке ценных психолого-педагогических сведений.
Проблема социализации ребенка с нарушением интеллекта – одна из наиболее актуальных. Активная деятельность таких детей в социальной среде прямо пропорциональна навыкам, знаниям и умениям, приобретенным за время обучения.
Для успешной социализации рекомендуется расширять социальный опыт детей с интеллектуальной недостаточностью. Данную проблему можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: воспитанники с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Таким образом при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. Приближение воспитательного и образовательного процесса к реальным, жизненным условиям будет стимулировать общее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: изучить особенности социальной сферы и подобрать методы и приемы работы, направленные на коррекцию социальной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в целом и навыки социального переживания в частности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Комплексная характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
По мнению В.В. Гладкой: «интеллектуальная недостаточность – это не просто небольшое количество ума, это качественное изменение всей психики, всей личности, вызванное органическим повреждением центральной нервной системы. Это нетипичное явление, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и физическое развитие. Этот диффузный характер патологического развития воспитанников с интеллектуальной недостаточностью обусловлен особенностями их высшей нервной активности» [6, с. 243]. Таким образом, обучение воспитанников навыкам личной гигиены на занятиях по социально-бытовой ориентировке имеет первостепенное значение в образовании и воспитании воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
К когнитивным нарушениям этих воспитанников относятся трудности в формировании сложных понятий и обобщений, невозможность или сложность абстрактного мышления. Их мышление в основном специфическое и описательное, а их повседневная речь достаточно развита [17, с. 151].
У воспитанников с нарушениями интеллекта не развиваются с течением времени:
– «эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» младенцев отсутствует или является неполным;
– интерес к игрушкам, висящим над кроваткой или в руках взрослого человека, отсутствует;
– новой формой общения являются жесты, основанные на совместных действиях со взрослыми и т.д.»[3, с. 32].
Как отмечает исследователь Д.Н. Исаев, дети с нарушениями интеллекта в первый год жизни не развивают действия с объектами, не хватаются за них, что серьезно сказывается на развитии восприятия, зрительной и двигательной координации, что в свою очередь влияет на последующее развитие всех психических процессов [10, с. 114].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Исследование социальных переживаний у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Экспериментальная работа осуществлялась на базе «Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста».
Выборка исследования: в эксперименте участвовало 20 детей 5-6 лет с интеллек4туцальной недостаточностью.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
На основании исследовании Л.П. Стрелковой, В.В. Абраменковой, Т.П. Гавриловой и др., мы выделили следующие показатели уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:
– «уровень восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека;
– уровень понимания ребенком эмоционального состояния другого;
– наличие интереса и внимания к экспрессии и эмоциям
– изображенного человека;
– уровень знаний об эмоциональном состоянии другого человека» [8].
Для исследования уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
– методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина);
– методика «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина);
– методика «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальная недостаточность является нарушением в психофизиологическом развитии учащегося, которое имеет существенные различия в структуре, тяжести и возможностях исправления (компенсации) нарушения. Основное отставание в развитии – нарушение когнитивной активности – вызвано органическим повреждением коры головного мозга. Трудности в обучении таких категорий воспитанников учреждения дошкольного образования являются естественным следствием их интеллектуальной недостаточностью. При интеллектуальной недостаточности наблюдаются трудности при формировании основных навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
Социальные переживания появляются у человека до его рождения. Дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но и могут произвольно воспроизводить их. С возрастом развиваются положительные эмоции. Момент удовольствия в детских играх смещается по мере развития ребенка: удовольствие ребенка возникает в момент получения желаемого результата. На следующем этапе развития удовольствие дает не только результат, но и сам процесс игры. На третьем этапе дети старшего возраста испытывают ожидание удовольствия в начале игровой деятельности. С возрастом также происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых воспринимаются эмоции, что связано с дифференциацией примитивных обобщенных понятий «приятное – неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими. Маленькие дети используют один и тот же термин для обозначения широкого спектра эмоциональных явлений. Количество параметров, характеризующих эмоции, увеличивается и т.д. Позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоций и внутренних состояниях, которые связывают ситуации с эмоциональной реакцией.
Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью реагируют на похвалу, одобрение, порицание. Они отличают нежные и недовольные интонации. Они не выражают свои социальные переживания устно, но показывают свое отношение к человеку, касаясь, улыбаясь и глядя на его лицо. В то же время некоторые дети произносят отдельные звуковые комбинации, или простые слова, которые не всегда звучат правильно. Дети с явным удовольствием играют в примитивные игры с взрослыми, сопровождая их в определенной степени звукоподражанием или «детскими» словами.
1 Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
2 Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
3 Балуева, О.В. Значение телесных ощущений для понимания собственных эмоций / О.В. Балуева, Ю.Е. Кравченко, С.И. Карташов // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 2. – С. 28–37.
4 Барсукова, Ж.А. Общая психология. Эмоции и мотивация / Ж.А. Барсукова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 136 с.
5 Божович, Л.И. Социальное развитие личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по социальной педагогике. – Мозырь: «Белый ветер», 1998. – С. 87-92.
6 Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
7 Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 144 c.
8 Будина, И.А. Подходы к изучению эмоциональных особенностей в отечественной и зарубежной литературе / И.А. Будина // Научный альманах. – 2016. – № 10. – С. 448–451.
9 Вайнштейн, Л.А. Общая психология / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
10 Васильев, И.А. Место и роль эмоций в психологической системе / И.А. Васильев // Вестник Московского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 113–116.
11 Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
12 Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2004. – 400 с.
13 Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. Курс лекций. – М., ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
14 Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М., 1987. – 175 с.
15 Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с.
16 Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1997. – 196 с.
17 Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2002. – 521 с.
18 Ильин, Е.Л. Эмоции и чувства / Е.Л. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
19 Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью: Учебно-методическое пособие / Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
20 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. – М.: Московский университет, 1993. – С. 56-64.
21 Лупиногина, Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е.Н. Лупиногина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5. – С. 23–28.
22 Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Маллер. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 76 с.
23 Немов, Р.С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 395 с.
24 Первичко, Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е.И. Первичко // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13–22.
25 Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польского В.К. Вилюнаса. – М.: Смысл, 2002. – 394 с.
26 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
27 Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
28 Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. – СПб.: Речь, 2010. – 238 с.
29 Сытько, М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности / М.В. Сытько // Молодой ученый. – 2011. – №. 11. – С. 119-122.
30 Телицына, Е.Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е.Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 445-446.
31 Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2002. – 240 с.
32 Торопова, И.В. Феноменология эмоций / И.В. Торопова // Общество и право. – 2006. – № 4 (14). – С. 91–92.
33 Хвойницкая В.Ч. Развитие социальных переживаний у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста / В.Ч. Хвойницкая, В.Л. Тучковская // Вестник МГИРО. – 2017. – №2 (30). – С. 90-96.
34 Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец и др., под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
35 Юсупов, П.Р. Психология мотивации и эмоций в норме и патологии: учеб. пособие / П.Р. Юсупов. – Барнаул : АлтГУ, 2017. – 452 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол оценки уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты