ВВЕДЕНИЕ
1. Методика применения инструктивных материалов на учебном занятии трудового обучения
2. Проект учебного занятия трудового обучения
2.1 Характеристика темы
2.2 План учебного занятия
2.3 Комплект дидактического материала
2.4 Карта оценки учебно-трудовой деятельности учащихся на учебном занятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена необходимостью формирования представлений об особенностях трудового обучения детей среднего школьного возраста на основе тематики «Тепловая обработка рыбы».
В теории и практике профессионального образования указанная проблема нашла отражение в работах таких исследователей как С.И.Столярова, Н.А.Юрченко, Н.Л.Кардаш.
В практике трудового обучения указанная проблема решается многими мастерами в процессе создания учебно-методических и дидактических средств: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, А.М. Туликов и т.д.
Целью курсовой работы является систематизация, углубление закрепление полученных слушателем в процессе переподготовки знаний и умений. А также осмысления и обобщения собственного педагогического опыта и формирования навыков самостоятельной работы при решении педагогических задач по теме «Тепловая обработка рыбы».
Задачи курсовой работы:
– сформулировать тему учебного занятия трудового обучения и обосновать свой выбор;
– обосновать выбор методов и средств обучения, направленных на реализацию целей и задач учебного занятия;
– разработать учебно-методический комплекс проектируемого учебного занятия.
Объектом исследования в процессе выполнения курсовой работы является трудовое обучение в учреждении образования ««
Предметом исследования являются методические особенности построения урока в рамках трудового обучения.
База исследования: ГУО «Средняя школа №1» д. Копище.
1. Методика применения инструктивных материалов на учебном занятии трудового обучения
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Функции урока:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Постановка целей урока. В рамках современного урока применяются определенные способы постановки целей, таких как обучающая, воспитательная и развивающая.
Цели урока (пример):
Обучающая – формирование у студентов знаний о основных операциях обработки древесины.
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к материалам или электроэнергии.
Развивающая – сформировать умения рационального выбора технологического процесса в работе.
2. Проект учебного занятия трудового обучения
2.1 Характеристика темы
Тема «Тепловая обработка рыбы» занимает важное место в системе обучения и воспитания детей среднего школьного возраста. Актуальность выбора темы данного урока представляет собой определение ценности, химического состава и пищевых особенностей данного продукта.
Рыба является ценным продуктом питания. Он состоит из белка (13-21 %), жира (0,2-30 %), минералов, воды (53,5-85 %) и витаминов A, D, B1, B2 и PP.
При тепловой обработке рыбы, независимо от используемого метода, пищевая ценность продукта изменяется, в связи с процессами, происходящими с белками, жирами, минералами, экстрактивными веществами; изменением веса; смягчением продукта, а также образованием вкусов и ароматов.
Изменения в мышечных белках. При нагревании массы рыбы мышечные белки подвергаются денатурации. Она начинается при довольно низкой температуре (30-35°C). При температуре 60-65°C денатурация протекает быстро, и к 80°C денатурируется около 90-95% белков.
Денатурация белков приводит к их коагуляции и уплотнению геля мышечных волокон (миофибрилл). Это снижает гидратацию и позволяет значительной части воды улетучиться вместе с растворенными в ней веществами (минералами, экстрактами, витаминами). Это уменьшает диаметр мышечных волокон, питательную ценность продукта и качество полуфабриката. Чем выше температура нагрева, тем больше уплотнение волокон и тем больше потеря качества и растворимых веществ. Поэтому рекомендуется отваривать и припускать рыбу при температуре 80-90°C. Когда рыба жарится, она нагревается до 80-85°C только в центре, поэтому мышечные волокна меньше уплотняются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что в данной курсовой работе раскрывается методика применения инструктивных материалов в процессе учебно-трудовой деятельности учащихся на учебном занятии. Проблема раскрыта на основе обобщения теоретического материала, собственного опыта и примера проектирования учебного занятия трудового обучения.
При работе с большой группой учащихся мастер не всегда может уделить достаточно времени индивидуальной работе с каждым учеником, учитывая его индивидуальные качества и уровень подготовки. Использование письменных учебных документов дает возможность решить вопрос эффективного инструктирования каждого ученика по предстоящей учебно-трудовой деятельности и реализовать подход к обучению, ориентированный на ученика.
Современная методика применения инструктивных материалов в рамках трудового обучения представляет собой важный аспект трудового обучения. К таким материалам можно отнести такие как инструктажи, устные и письменные инструкции и объяснения и т.д.
Тема «Тепловая обработка рыбы» представляет собой важную тему в рамках изучения детьми среднего школьного возраста. Мы определили, что данная тема важна в рамках формирования определенной системы трудового обучения.
Нами был разработан план работы в рамках урока для 8 класса «Тепловая обработка рыбы». В рамках данной разработки были сформированы такие особенности как выявление определенных этапов проведения занятия и формирования определенных аспектов развития различных особенностей построения урока.
Нами были разработаны основные комплекты дидактического материала, которые отражали особенности формирования данного урока на основе определенной наглядности и формирования наиболее важного инструктивного направления в развитии данных особенностей.
Также, нами были сформулированы основные направления оценки и анализа деятельности на занятии по технологии на основе карты оценки определенной деятельности.
1. Боровых, В. П. Технология. 5–8 классы: (Технический труд): развернутое тематическое планирование по программе И. А. Сасовой, А. В. Марченко / В.П. Боровых. – М.: Огни, 2016. – 882 c.
2. Богданов, В.Д. Рыбные продукты с регулируемой структурой. Учебное пособие для ВУЗов / В.Д. Богданов. – М.: Мир, 2018. – 325 c
3. Здобов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий обществ. Питания / В.А. Цыганенко. – К.: ООО «Издательство Арий», 2008. – 680 с.
4. Ким И.Н. Технология рыбы и рыбных продуктов. Санитарная обработка. Учебное пособие для СПО / И.Н. Ким. – М.: Юрайт, 2018. – 904 c.
5. Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи / Л.К. Сальникова. – М.: Экономика, 1983 – 258 с.
6. Методика трудового обучения. Обслуживающий труд. / Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2008.; Преподавание труда и черчения в 4 –8 кл. сред. общеобразоват. к. /Л. В. Мельникова, Л. В. Осипова, Т. Б. Фридман; Под ред. Л. В. Мельниковой. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
7. Наглядное пособие. Трудовое обучение. Инвентарь и формы для выпечки / Продукты, пряности для теста. – М.: Дрофа, 2018. – 966 c.
8. Наглядное пособие. Трудовое обучение. Разделка рыбы на филе / Оформление рыбных блюд. – М.: Дрофа, ДИК, 2016. – 969 c.
9. Научные основы обучения школьников труду. / Сост. А. Б. Дмитриев. М., Педагогика, 1970. – 294 с.
10. Николаенко О. А. Методы исследования рыбы и рыбных продуктов / О.А. Николаенко, Ю.В. Шокина, В.И. Волченко. – М.: Гиорд, 2014. – 176 c.
11. Основы агрономии: учеб. для нач. проф. образования / Н.Н. Третьяков, Б. А. Ягодин, А.М. Туликов и др. – М.: Академия, 2003. – 360 с.
12. Поляков В. А. Общая методика трудового обучения в старших классах / В.А. Поляков. – М.: Просвещение, 1976. – 111 с.
13. Программа для общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение.1–4, 5–11классы» / науч. рук.: Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010. – 85 с.
14. Романина, В.И. Дидактический материал по трудовому обучению / В.И. Романина. – М.: Просвещение, 2015. – 418 c.
15. «Технологическая документация в учебно–методическом комплексе» / С.М. Барановская, Т.П. Фещенко – Мн.: РИПО, 2008. – 247 с.
16. Технология: программа: 5–8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. –М.: Вентана–Граф, 2013. –144 с.
17. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов / Сост. Ю. П. Аверичев, А. Я. Лабзина; Под. ред. В. М. Коротова. – М.: Просвещение, 1980. – 191с.
18. Цетлин Н. Е., Демидова А. П. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.