Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Организация: Гродненская специализированная школа-интернат, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты коррекционных занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «внимание», его развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Описание диагностики внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
2.2 Содержание работы по развитию внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что внимание представляет собой наиболее важное условие для процессов выполнения той или иной деятельности. Внимание, представляет собой важное психологическое условие формирования и развития психологических условий формирования успешности. Процессы обучения и профессиональной деятельности не могут быть успешны без высокого уровня развития процессов внимания. Внимание не является содержательной характеристикой и оказывает влияние на процессы протекания различных психических процессов.
В рамках психологической науки необходимо отметить наличие определенной направленности и сосредоточенности в процессе формирования представления о конкретной деятельности. Особенности развития внимания оказывают влияние на развитие всех остальных психических процессов. Процессы развития внимания были отражены в рамках трудов таких исследователей как И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский и т.д. Данные исследователи определяли основные психологические механизмы формирования и развития произвольного внимания у детей с отклонениями в развитии.
В специальной психологии особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью рассматриваются в работах И.В. Беляковой, С.Д. Забрамной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн. Провела исследование на тему внимания. Изучением внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. значительный вклад в их исследования внесли В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Д. Бродбент, Г. Эббингауз и т.д.
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью оказывают влияние на процессы развития познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики человека. Процессы внимания в рамках развития детей младшего школьного возраста основаны на процессах традиционных методов и использования информационных технологий в рамках работы различных педагогов.
Отсутствие нормативного уровня развития внимания приводит в первую очередь к таким проблемам как наличие дезадаптации и недопонимание с различным контингентом общения. Именно по этой причине на сегодняшний момент наиболее важным вопросом является изучение особенностей формирования и развития процессов внимания в рамках работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью и основано на развитии всех познавательных функций у данной категории детей [1, с.8].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «внимание», его развитие в онтогенезе
Внимание – это концентрация и сосредоточенность ума на каком-либо объекте, явлении или деятельности. Направленность относится к выбору объекта, а концентрация – к отвлечению внимания от других объектов.
Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации. Существует несколько стадий или уровней активности мозга, которые в разной степени обеспечивают внимание. Важнейшей основой внимания является реализация специфического функционального состояния мозга.
Внимание состоит из направленных реакций на определенный стимул или объект. Чтобы освоить событие, оно должно вызвать реакцию ориентации, которая позволит нашим органам чувств «адаптироваться» к нему. Другими словами, внимание рефлекторно по своей природе и возникает в результате специфического ориентировочного рефлекса [2, с.25].
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. При Н.С. одно возникшее возбуждение оказывается настолько сильным, что действует как доминанта, подавляя все остальные. Это основное возбуждение известно как доминантное; все остальные центры в нервной системе известны как субдоминантные. Таким образом, наиболее важным механизмом обеспечения внимания является механизм доминанты, открытый А.А. Ухтомским [3, с.44].
Внимание обычно понимается как концентрация и направленность умственной деятельности на что-то конкретное. Как и большинство психических процессов, внимание имеет стадии развития.
Непроизвольное внимание – это психический процесс, возникающий независимо от сознания человека и предполагающий принудительное сосредоточение субъекта на реальном или желаемом объекте в течение определенного периода времени. В первые месяцы жизни у младенца представлено только непроизвольное внимание. Сначала ребенок реагирует только на внешние раздражители, и только тогда, когда они быстро меняются. Например, при переходе от сумерек к яркому свету, при внезапном громком звуке, при изменении температуры и т.д. [4, с.12]
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Описание диагностики внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
База исследования: ГУО «Гродненская специализированная школа-интернат». В исследовании приняли участие 15 детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Проанализировать результаты исследования.
3. Сделать выводы в рамках исследования.
Методики исследования:
1) Методика «Пьерона-Рузера» (Приложение А)
Данная методика направлена на то, что изучение объема и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что внимание представляет собой избирательное и целенаправленное восприятия тех или иных объектов. В процессе анализа существующей информации необходимо отметить, что данный процесс является поэтапным и имеет собственные направления и специфику развития в рамках определенных возрастных этапов. Нами было выявлено, что пик развития внимания приходится на младший школьный возраст, особенно в рамках определенной интеллектуальной недостаточности.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерными являются такие особенности как наличие определенных проблем в рамках развития процессов внимания на основе общего недоразвития познавательной сферы и психических процессов. Для детей данной категории характерными являются такие особенности как преобладание процессов торможениям над процессами возбуждения, что оказывает негативное влияние на процессы развития внимания у данной категории детей.
Эксперты обнаружили, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта снижен порог внимания. При этом страдают все функции внимания: объем, устойчивость и концентрация. Особо следует отметить непреодолимую трудность переключения внимания с одного объекта на другой.
Серьезные нарушения внимания, присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта, препятствуют формированию целенаправленности их поведения и деятельности, значительно снижая их работоспособность и тем самым существенно усложняя организацию образовательного процесса в коррекционных (образовательных) учреждениях восьмой категории. В связи с этим актуальным является поиск путей и средств, помогающих скорректировать дефицит внимания у учащихся с нарушениями интеллекта.
С целью формирования представления о уровне развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Пьерона-Рузера», а также методики «Корректурная проба». В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, характерными являются такие показатели как низкий уровень развития устойчивости, концентрации и объема внимания. Эти результаты формируют представления о том, что есть необходимость в проведении определенной работы по развитию внимания у детей данной категории.
1. Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 8–13.
2. Баскакова И.Л. Внимание школьников – олигофренов / И.Л. Баскакова. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. – 128 с.
3. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Вопросы психологии внимания / А.Д. Виноградова. – Саратов: СГПИ, 2009. – 96 с.
5. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – ПРЕСС, 2014. – 416 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. –– М.: Просвещение, 1960. – 500 с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1976. – 150 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Юрайт, 2002. – 336 с.
9. Дормышев Ю.Б. Психология внимания: Учебник/ послесловие проф. В.П. Зинченко. – М.: Флинта, 2002.– 376с.
10. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. – М.: Педагогика, 1990. – 55 с.
11. Забрамная С.Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 112 с.
12. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Изд–во МГУ, 1985.– 167 с.
13. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия.– Спб.: Питер, 2006.– 320с.:
14. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. – 1977. – № 5. – С. 20–25.
15. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2001.– 592 с.
16. Мастюкова Е.М. Дети с нарушением умственного развития / М.С. Певзнер. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с.
17. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка / Т.Ю. Аскутчинко. – М.: Эйдос, 1996. – 114 с.
18. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 51–52.
19. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Б. И., 2010. – 124 с.
20. Романов В.Я. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев. – М.: Информ. – реклам. – Изд. фирма «Тривола», 2015. – 347 с.
21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2016. – 190 с.
22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2019. – 414 с.
23. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 400с.
24. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. – 2003. – №2. – С. 18–25.
25. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты коррекционных занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты