Мультимедийные презентации в повышении эффективности обучения решению арифметических задач младших школьников с нарушением слуха
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мультимедийные презентации в повышении эффективности обучения решению арифметических задач младших школьников с нарушением слуха»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Мультимедийные презентации в повышении эффективности обучения решению арифметических задач младших школьников с нарушением слуха
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема урока: «Задачи на нахождение суммы двух чисел» (1 класс).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
1.2 Трудности понимания текстов арифметических задач и особенности их решения учащимися с нарушением слуха
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Роль мультимедийных презентаций в учебном процессе начальной школы
2.2 Анализ учебной программы и учебного пособия по математике для детей с нарушением слуха 2 класса
2.3 Моделирование педагогического процесса по использованию мультимедийных презентаций в обучении решению простых задач младших школьников с нарушением слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития школьного образования учитель, владеющий информационными технологиями и использующий электронные средства обучения, является не только необходимой реальностью, но и условием качественной организации учебного процесса. «Это связано с тем, что младший школьник с его наглядно-образным мышлением понимает только то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, почувствовать или оценить как действие объекта. Поэтому так важно в процессе обучения обращаться к тем каналам информации, которые открыты для ученика. Использование электронных средств обучения является особенно актуальным в процессе обучения младших школьников с нарушениями слуха.
Учителя реализуют свой потенциал по-разному: одни используют электронные средства обучения, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, другие учатся создавать собственные электронные фрагментированные программные продукты, например, мультимедийные презентации, и используют их в своей педагогической практике. Количество мультимедийных презентаций, создающих и использующих авторские мультимедийные презентации, с каждым годом увеличивается, но все еще недостаточно. В связи с этим необходимо уделить особое внимание соответствующей профессиональной подготовке преподавателей» [4, с. 98].
«Рассматривая использование информационных технологий как средства обучения математике младших школьников с нарушениями слуха, можно отметить следующее. Изучение математики на данном этапе в основном ориентировано на работу с количественными характеристиками объектов и множеств (счет, арифметические действия, решение задач), что требует от ученика абстрагирования от всех непосредственно воспринимаемых сенсорных качеств. Кроме того, программа предусматривает изучение множества абстрактных фактов и алгоритмов» [5].
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что особенности психофизического развития детей со слуховой депривацией определяют специфику их образовательных потребностей: создание специальной образовательной организации, использование специфических методов и приемов обучения, дифференцированное обучение. Нарушение слуха накладывает определенный отпечаток на развитие глухого человека, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей младшего школьного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагогам, а также детям необходимо знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, в данном случае – арифметической задачи и ее структурных компонентов.
А.В. Белошистая: «определила основные компоненты и структуру арифметической задачи в методике начального образования, необходимые для понимания детьми. Задача представляет собой текст, содержащий числовые компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определяемые условием, и удовлетворить требование задачи» [3, с. 54].
Согласно этому определению, для полноценной работы над задачей ребенок должен:
– понимать структуру задачи и связь между данными и желаемым;
– сравнивать и решать задачу с задачей;
– уметь выбирать и правильно выполнять арифметические действия.
«Этот список является сокращенным вариантом навыков, поскольку каждый из них является «составным». При рассмотрении задачи как вербальной или текстовой структуры принято выделять ее характерные признаки: условие, вопрос, данные, желаемое. В текстах стандартной формы условие выражается повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражается вопросительным предложением. Нетипичными являются тексты, в которых либо требование выражено повествовательным предложением, либо вся проблема сформулирована в одном предложении, либо условие разделено на две части и т.д.» [8, с. 65].
Работа с такими текстами наиболее полезна с точки зрения обучения решению проблем, поскольку именно такие тексты учат ребенка внимательно читать и анализировать проблему, устанавливать целенаправленные связи между данными и искомым, чтобы сделать осознанный выбор действия. Конечно, при отсутствии навыков чтения ребенок не сможет выполнять такую работу. Если же такая работа предлагается ребенку, который плохо читает, то на практике мы обычно наблюдаем в этом случае подмену работы над текстом задания манипуляциями с числовыми данными.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Роль мультимедийных презентаций в учебном процессе начальной школы
Настоящий век, в котором мы живем, это эра высоких информационных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Роль учителя в информационной культуре также меняется – он должен стать координатором потока информации. Поэтому он должен овладеть современными методиками и новыми технологиями обучения, чтобы говорить с ребенком на одном языке. Невозможно представить современное образование без мультимедийных технологий, которые включают в себя ряд информационных технологий, использующих одновременно несколько носителей информации: графику, текст, видео, фотографии, анимацию, звуковые эффекты, высококачественный звук, другими словами, все известные сегодня формы. Существует два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно, новые возможности очевидны при сравнении вербальных описаний непосредственно с аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества проявляются в гораздо большей информационной плотности мультимедийной среды: «Лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать» [10, с. 45].
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, что означает «взаимодействие». Взаимодействие – это понятие, которое применяется в области информационных технологий и коммуникации. Использование информационно-коммуникационных технологий в школах позволяет учителям быть более творческими, и оказывает положительное влияние на различные аспекты психологического развития младших школьников [2, с. 7].
Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности позволяет внедрять инновационные процессы в образовании, улучшать административные связи во всех сферах образования и расширять доступ к информационным ресурсам.
Мультимедийная презентация – это практичный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. В нем сочетаются динамика, звук и изображение – условия, которые дольше всего удерживают интерес детей. Одновременное воздействие на два основных органа чувств (слух и зрение) позволяет достичь наилучших результатов. Таким образом, красочные изображения облегчают восприятие и запоминание информации [18, с. 147].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача представляет собой текст, содержащий числовые компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определяемые условием, и удовлетворить требование задачи. Ребенок может и должен использовать эти знания для налаживания взаимодействия с окружающим миром. Педагоги и психологи продолжают изучать эту проблему с целью создания благоприятных условий для обучения детей разного уровня речевого развития решению арифметических задач.
Понимание условий арифметической задачи может быть очень трудным для учащихся с нарушением слуха. Понимание текста заданий затрудняется сложными словосочетаниями, незнакомыми контекстуальными значениями слов. При обучении детей с нарушениями слуха необходимо учитывать особенности их мыслительной деятельности в процессе решения задач. В школе для детей с нарушениями слуха необходимо уделять больше внимания тому, насколько точно учащиеся понимают условия задач, проводить разнообразную работу над условиями арифметических задач. При обучении детей с нарушениями слуха решению задач необходимо научить их всегда соотносить результат решения с предметом задачи. Необходимо, чтобы учащиеся овладели способами проверки результата, причем не только чисто арифметическими, заключающимися в использовании арифметических действий, обратных тем, которые применяются при решении. Необходимо, чтобы дети привыкали думать о том, насколько реален результат их решения задачи. Обучая детей с нарушениями слуха соотносить результат с реальной ситуацией, мы тем самым готовим их к применению знаний на практике.
Вопросы обучения математике учащихся с нарушениями слуха разработаны в меньшей степени. В основном предлагается методика изложения лишь отдельных тем курса математики. Учащиеся с нарушением слуха – особый контингент. Анализ трудностей и психологических характеристик выпускников спецшкол показывает, что в основном начальный уровень подготовки по математике учащихся начальных классов с нарушением слуха достаточно низкий. При их обучении часто возникают специфические трудности, с которыми обычно не сталкиваются педагоги традиционных учебных заведений. Использование интерактивных устройств при обучении младших школьников способствует закреплению и уточнению конкретных вопросов, активизации наглядно-действенного мышления, переводу его на наглядно-образное планирование, формированию зачатков логического мышления. Большое значение и актуальность в современном образовании имеют вопросы методов, приемов и технологий организации учебной деятельности по применению мультимедиа. Преимущество таких занятий в том, что качество обучения повышается за счет новизны занятия.
1. Ализарчик, Л.Л. Использование компьютерных средств при изучении математики учащимися с нарушением слуха / Л.Л. Ализарчик, T. А. Ратомская // Инновационные технологии обучения физикоматематическим дисциплинам: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. Витебск, 2011. – С. 183–185.
2. Андреев, А.А. Компьютерные телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев // Школьные технологии. 2001. – № 3. – С. 2-9.
3. Бекмуратов, Н.Ш. Пути повышения умственной работоспособности глухих учащихся Текст. / Н.Ш. Бекмуратов // Дефектология. 1991. – №5. – С. 51-56.
4. Белошистая, А.В. Как обучать дошкольников решению задач / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2005. – №9. – С. 45-49
5. Белявский, Б.В. Современные формы и методы профессионального образования инвалидов / Б.В. Белявский // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы. Новосибирск: Изд-воНГТУ, 2003. – С.6-16
6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. М.: «Академия», 2002. – 224 с.
7. Витухина, И.А. Особенности овладения глухими учащимися математической символикой на уроках математики. – Сб. «Особенности учебно-воспитательной работы в вечерней школе для глухих и слабослышащих». – ЛВЦ ВОГ. Л., 1983. – 254 с.
8. Витухина, И.А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей / И.А. Витухина // Дефектология. – 2008. – №1. – С. 54-58
9. Капустина, Г.М. Коррекционные приемы обучения младших школьников математике / Г.М. Капустина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 32-43
10. Кукушкина, О.И. Особенности формирования пространственных представлений у глухих учащихся младших классов / О.И. Капустина // Дефектология. – 2005. – № 6. – С. 27-54
11. Корнеева, Г.А., Мусейибова, Т.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». – М., 2010. – 243 с.
12. Лещинская, Т.Л. Практическая деятельность глухих школьников на уроках арифметики (по материалам изучения мер времени) / Т.Л. Лещинская //Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 37-62
13. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., «Владос». 2001. – 256 с.
14. Никольская, И.А. Математика: наведем порядок в отношениях порядка / И.А. Никольская // Ж. «Коррекционная педагогика». – 2006. – №5. – С.33-40.
15. Ованесов, Н.Г. Воспитание творчески мыслящей личности в процессе преподавания математики / Н.Г. Ованесов // Методика преподавания математики в высших и средних учебных заведениях: Сбор. науч. тр. Л.: ЛГОУ, 2002. – С. 129-132
16. Перова, М.Н. Использование моделирования при изучении обыкновенных дробей в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида / М.Н. Перова, А.В. Калинченко //Дефектология. – 2004. – №5. – С. 56-71
17. Проектирование структуры и содержания профессионального образования инвалидов: монография / под общей ред. Г.С. Птушкина. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – 295 с.
18. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Розановой, Н. В. Яшковой. –М.: Советский спорт, 2006. – 448 с.
19. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 2009. – 224 с.
20. Розанова, Т.В. Психология решения задач глухими школьниками / Т.В. Розанова. – М., 2006. – 210 с.
21. Сухова, В.Б. Обучение математике в подготовительном – IV классах школ для глухих и слабослышащих детей / В.Б.Сухова. – М.: Академия,2009. – 175 с.
22. Сухова, В. Б. Обучение математике в V–VIII классах школ глухих и слабослышащих детей / В. Б. Сухова. М.: «Академия», 2002. – 208 с.
23. Тигранова, Л.И. Развитие мышления слабослышащих детей: автореферат, дисс. . д-ра. психол. Наук / Л.И. Тигранова. –М., 1985. – 32 с.
24. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под. ред. Т.И. Шамовой 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
25. Шилович, Е.А. Содержание самостоятельной работы по дисциплине «Методика обучения математике» / Е.А.Шилович // Сурдопедагогика: организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам сурдоцикла: прогр.-метод. комплекс / Л.И. Алексина, Н.М. Григорьева, Л.В. Михайловская и др. – Минск : БГПУ, 2008. – С 27-43.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема урока: «Задачи на нахождение суммы двух чисел» (1 класс).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты