Окказиональное слово как объект лингвистического описания
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Окказиональное слово как объект лингвистического описания»
по дисциплине: «Русский язык»
2021
45.00 BYN
Окказиональное слово как объект лингвистического описания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
ГЛАВА 2. ОККАЗИОНАЛИЗМЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Дифференциальные признаки окказионализмов
2.2 Причины и способы образования окказионализмов
2.3 Классификация окказионализмов
2.4 Окказиональное слово как объект специальных исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык является живой, динамичной системой, которая во многом отражает как объективную действительность, так и многовековой опыт предыдущих поколений. Лексический состав русского языка постоянно изменяется: одни слова только появляются и укрепляются в общественном и научном обиходе (неологизмы), другие устаревают полностью (уходят вместе с понятиями и предметами, которые они обозначают) или частично (устаревшие слова – историзмы и архаизмы).
Активные изменения в словарном составе языка происходят под воздействием эксралингвистических и внутрилингвистических факторов, и прежде всего благодаря преобразованиям в экономике и политической системе страны, реорганизации структур различных отраслей хозяйства, развитию культуры и науки, появлению новых социальных реалий, которые, соответственно, требуют номинации. Так как лексика отражает не только состояние общества, но и состояние сознания и мышления отдельного человека, процесс обогащения словарного состава языка новыми словами предопределяет интерес исследователей-лингвистов. Основными способами обновления лексики являются следующие: заимствование, семантическая деривация, словообразование. Из перечисленных способов самым активным является последний.
Словообразовательная система, пополняя словарные запасы языка, имеет развивающий характер. С учетом развивающей функции в русском языке можно выделить три группы слов: узуальные, потенциальные и окказиональные. Их образование имеет регламентированный или нерегламентированный характер: на основе уже существующих моделей и словообразовательных типов в соответствии с законами словообразования или вопреки им на основе несуществующих схем. Узуальные слова соответствуют языковой норме, потенциальные образуются по продуктивным моделям и типам, окказиональные существуют в речевой или художественной сферах вне зависимости от языковой нормы, являются результатом словотворчества.
К использованию словотворчества писатели и поэты прибегают для большей экспрессивности, эпатажности и выразительности своих произведений. Стремление литераторов найти собственные изобразительные средства приводит к созданию индивидуально-авторских неологизмов, которые в определенной степени влияют на характер адресата, воздействуя на его эмоциональное состояние.
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
Лингвистический термин словообразование употребляется в нескольких значениях:
1) раздел науки о языке, изучающий словообразовательную систему языка (синонимичный термин – дериватология);
2) собственно словообразовательная система определенного языка;
3) «образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ данного языка в разных комбинациях по определенным моделям» [3, с. 414]. В данном значении терминологическим эквивалентом понятия является деривация, т. е. процесс образования слов.
Словообразование как раздел тесно связано с другими разделами языкознания, прежде всего с морфемикой, лексикологией, морфологией. Р.И. Аванесов отмечает, что «словообразование связывает в один структурный узел многие элементы морфологии и лексики и является самостоятельным разделом языка» [1, с. 20]. Как самостоятельный раздел словообразование оперирует широким арсеналом понятий. «Основные единицы словообразования: морфемы, участвующие в построении новых слов, производные слова, словообразовательные пары, цепочки, парадигмы, гнезда; способы и типы словообразования – взаимосвязаны и образуют систему словообразования» [18].
Словообразование как процесс – это не механическое пополнение словарного состава языка, а создание слов, значение и грамматические свойства которых уже предопределены образующей базой и словообразовательными средствами. Так, например, от основы глагола при помощи суффикса -тель, -чик-, -щик-, -ир- образуются существительные, являющиеся названиями людей в соответствии с их профессией, родом деятельности: воспитать → воспитатель, лететь → летчик, пилить → пильщик, командовать → командир и др.
Лексический состав языка пополняется в результате словообразовательных процессов, причем каждое новое слово оформляется по грамматическим законам как определенная часть речи. В словообразовании изучаются только производные слова, возникшие в процессе словообразования, значение и звучание которых обусловлено другими однокоренными словами. Производные слова противопоставлены непроизводным, которые возникли не в процессе деривации, а как условные названия предметов, признаков, действий: стол, белый, идти.
ГЛАВА 2. ОККАЗИОНАЛИЗМЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Дифференциальные признаки окказионализмов
В лингвистической литературе используется ряд терминов для обозначения «нестандартных» лексем: окказионализмы, окказиональные слова, индивидуально-авторские неологизмы и др. Лингвисты, исследующие вопрос о данной группе слов предлагают разные дефиниции данного понятия. Приведем некоторые из них.
Н.Г. Бабенко дает следующее определение термину: «Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание, синтаксическое образование) – «не узуальное», не соответствующее общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления» [4, с. 3]. Автор противопоставляет окказионализмы узуальным словам, ибо такие окказиональные слова и сочетания не используются в широком общественном лексиконе. Кроме того, как особенность окказионализмов выделяется его индивидуальность и соотнесенность с конкретным контекстом.
В «Словаре лингвистических терминов» под редакцией О.С. Ахмановой приводится такое же определение, как представленное выше [3, с. 274].
И.Г. Дегтярь замечает, что «потребность в неологизме – это обычная социальная потребность, в случае же с окказионализмами проявляется индивидуальная потребность, т. е. она вызвана волей отдельного индивидуума в определенном акте речи, хотя и опирающаяся на социальный опыт» [7, с. 87]. Основной отличительной чертой окказионального слова исследователь считает его индивидуальность, которая выражается в оригинальности комбинации структурных языковых элементов, применяемых для его создания.
Е.А. Земская пишет: «Термином «окказиональный» принято называть факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам (ср. лат. occasio – «случайность», фр. occasionnel – «случайный»)» [9, с. 239]. По мнению Е.А. Земской, «окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания» [9, с. 239].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы было обобщение информации об окказионализмах как особой с точки зрения структуры, значения и образования группе слов русского языка.
В результате решения поставленных исследовательских задач нами были сделаны следующие выводы.
1. Словообразовательная система русского языка включает простые и комплексные единицы и характеризуется исключительной подвижностью, вследствие чего словарный состав языка постоянно пополняется. Новые слова создаются по действующим в языке правилами моделям или вопреки им. С учетом развивающей функции словообразования в языке можно выделить 3 группы производных слов: узуальные, потенциальные и окказиональные слова.
2. Окказионализмы имеют ряд признаков, а именно: речевая принадлежность, ненормативность, индивидуальность, повторяемость, зависимость от конкретного контекста, словообразовательная производность, экспрессивность, синхронно-диахроническая диффузность, номинативная факультативность.
3. Окказионализмы характеризуют особый аспект изучения языка – творческий, индивидуальный, эстетический. Они ориентированы не на правила, общие для всех носителей языка, а на способности индивидуума использовать возможности, заложенные в системе языка. Их основная функция реативная, выразительная. Окказиональные слова создаются главным образом в трех сферах: художественной, разговорной и детской речи.
4. Причины возникновения новообразований различны: стремление автора вложить в языковую единицу как можно больше метких, пронзительных, чувствительных элементов, способных вызвать незамедлительный интерес читателя; стремление их автора к краткости, сохранению ритма и рифмы стиха, а также необходимость точного выражения мысли.
5. Окказионализмы могут образовываться как узуальными, так и специфическими способами, к которым большинство исследователей относит междусловное наложение, изменение фонемного состава, анаграмма, аффиксальную эмансипацию, редеривацию, десуффиксацию, десубстантивацию, депрефиксацию, депостфиксацию.
6. Классификация окказионализмов может строиться на разных основаниях: в зависимости от сферы использования, способа образования, характера нарушения словообразовательной нормы и др.
7. Окказиональное слово является объектом исследования во многих научных работах. Каждая из них открывает в изучаемом вопросе новые грани, дополняет теорию окказионального словообразования.
1. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика : учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / Р.И. Аванесов. – М. : Просвещение, 1974. – 287 с.
2. Ажигова, Т.М. Неономинации начала XXI века в современном русском языке (на материале региональной прессы): автореф. дис…канд. фи-лол. наук / Т.М. Ажигова. – Ставрополь, 2009. – 21 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 576 с.
4. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: учеб. пособие / Н.Г. Бабенко.– Калининград, 1997. – 84 с.
5. Бутакова, Л.О. Морфемика и словообразование: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей / Л.О. Бутакова. – Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010 – 173 с.
6. Винокур, Г.О. Маяковский – новатор языка / Г.О. Винокур. – М., 1943. – 136 с.
7. Дегтярь, И. Г. Некоторые особенности английских окказиональных слов / И.Г. Дегтярь // Социальная и стилистическая вариативность со-временного английского языка: межвуз. сб. науч. трудов / Пятигорский гос. пед. институт. – Пятигорск, 1988. – С. 86–92.
8. Жабаева, Ю.И. Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов В. Высоцкого: Дис… канд. фил. наук / Ю.И. Жабаева. – Саранск, 2010. – 225 с.
9. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 328 с.
10. Земская, Е.А. Проблемы нормы и речевого поведения / Е.А. Зем-ская // Культурно-речевая ситуация в современной России / отв. ред. Н.А. Купина. – Екатеринбург, 2000. – С. 48–56.
11. Земская, Е.А. Язык как деятельность / Е.А. Земская. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНтА, 2020 – 896 с.
12. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с.
13. Ковалевская, Е.Г. Вопрос об узуальном и окказиональном в лингвистической литературе // Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения. – Л.: Изд-во ЛГПИ имени А.И.Герцена, 1986. – С. 44–58.
14. Лыков, А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) / А.Г. Лыков. – М., 1976. – 189 с.
15. Лыков, А. Г. Окказиональное слово как лексическая единица речи / А.Г. Лыков // Филологические науки. – 1971. – № 5. – С. 70–78.
16. Лыков, А.Г. Русское окказиональное слово в аспекте теории и методики. Лексикология / А.Г. Лыков // Тезисы 2-й межвузовской конференции. – М., 1990. – С. 76–80.
17. Метликина, Л.С. Окказиональное словотворчество в прозе Б.А. Пильняка: автореф. дис…канд. филол. наук Л.С. Метликина. – М., 2010. – 22 с.
18. Морфемика. Словообразование: учеб. пособие для студентов / Е.А. Анисимова [и др.]. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/morph_slovo/osnovnye-edinitsy-slovoobrazovaniya.htm.
19. Намитокова, Р.Ю. Авторские неологизмы. Словообразовательный аспект / Р.Ю. Намитокова. – Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. – 149 с.
20. Намитокова, Р.Ю. Авторские новообразования: структура и функционирование (на материале современной русской поэзии): автореф. дис. …д-ра филол. наук / Р.Ю. Намитокова. – М., 1989. – 26 с.
21. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи / Т.А. Гридина. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2013. – 152 с.
22. Попова, Т.В. Русская неология и неография: учеб. пособие / Т.В. Попова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2005. – 96 с.
23. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 1. – 784 с.
24. Тихонов, А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. – М. : АСТ, 2014 – 639 с.
25. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь [и др.]. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.
26. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.
27. Сокальская, А.Н. Словотворчество как компонент научного идиостиля Г.Д. Гачева: автореф. дис..канд. филол. наук / А.Н. Сокальская. – Майкоп, 2007. – 22 с.
28. Улуханов, И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С. Улуханов. – М.: Наука, 1996. – 224 с.
29. Улуханов, И.С. Окказиональные смешанные способы словообразования в современном русском языке / И.С. Улуханов // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. – Т. 51.– 1992. – № 3. – С. 40–49.
30. Улуханов, И.С. Окказиональные чистые способы словообразования в современном русском языке / И.С. Улуханов // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. – Т. 51. – 1992. – № 1. – С. 15–24.
31. Улуханов, И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы / И.С. Улуханов // Вопросы языкознания. – 1984. – № 1. – С. 35.
32. Фельдман, Н.Н. Окказиональные слова и лексикография / Н.Н. Фельдман // Вопросы языкознания. – 1957. – № 4. – С. 64–73.
33. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 240 с.
34. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. – М.: Индрик, 2001 – 504 с.
35. Грищева, Е.С. Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в рамках теории элокутивного поля: ав-тореф. дис..канд. филол. наук / Е.С. Грищева. – Абакан, 2006. – 20 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты