Трансмиссионный механизм монетарного регулирования в Республике Беларусь
ИБМТ БГУ (Институт бизнеса и менеджмента технологий)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Трансмиссионный механизм монетарного регулирования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Трансмиссионный механизм монетарного регулирования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность монетарной политики
1.2 Понятие трансмиссионного механизма монетарного регулирования
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Монетарная, или денежно-кредитная политика государства – это политика, регулирующая количество денег в обращении. Её главная цель – обеспечение стабильности цен, максимальная занятость населения и рост реального производства. Монетарную политику осуществляет Центральный Банк. Посредством денежно-кредитной политики осуществляется воздействие на различные процессы макроэкономики, такие как инфляция, экономический рост, безработица. В большинстве случаев, монетарная политика Центрального Банка направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, а затем и на её сохранение, а также на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.
Денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь серьезные последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства.
Государство проводит денежно-кредитную политику в целях регулирования макроэкономических процессов и тем самым стремится оказать воздействие на процесс воспроизводства.
В экономической литературе существует множество теорий, которым присущи различные подходы к вопросу эффективности государственного регулирования экономики. Одни теории (либеральный подход) утверждают полное отстранение государства от участия в экономической деятельности, с другой стороны, есть теории, поддерживающие жесткий контроль государства над всеми макроэкономическими процессами (государственный подход, реализуемый в форме жесткого монетаризма). В этом контексте необходимо отметить, что в странах со сложившимися рыночными отношениями крайние подходы (либеральный и жесткий монетаризм) в чистом виде не наблюдаются.
Переходный характер белорусской экономики, а также ее изменения за последние годы под воздействием внешних шоков, особенностей денежно-кредитной, налогово-бюджетной и в целом государственной экономической политики в значительной мере влияют на взаимосвязь между показателями денежно-кредитного и реального секторов экономик. Это обуславливает высокую актуальность исследований трансмиссионного механизма монетарной политики Республики Беларусь с целью совершенствования понимания его работы, оптимизации подходов и методов денежно-кредитного регулирования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность монетарной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий, которые предпринимает центральный банк для поддержания ценовой стабильности в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики [2, c. 83].
Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. Центральный банк является государственным органом и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения [3, c. 85].
Главная задача денежно-кредитной политики центрального банка – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.
Выделяют следующие цели денежно-кредитной политики:
- устойчивые темпы роста национального производства;
- стабильные цены;
- высокий уровень занятости населения;
- равновесие платежного баланса [1, c. 6].
Исторически сложилось, что за стабильность цен отвечает центральный банк. Это связано с возникновением права центральных банков на эмиссию денег в виде бумажных ассигнаций. Являясь эмитентом денег, центральный банк обязан обеспечить устойчивость их покупательской способности или, другими словами, низкую инфляцию.
Таким образом, за инфляцией как явлением всегда стоит рост предложения эмитируемой центральным банком национальной валюты.
Чтобы достичь целей по инфляции центральный банк использует одну из возможных стратегий (режимов) монетарной политики – совокупность правил и процедур проведения центральным банком монетарной политики. Ключевой характеристикой режима монетарной политики, учитывая невозможность непосредственного влияния центрального банка на изменение цен, является выбор промежуточного целевого ориентира.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА МОНЕТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Анализ особенностей денежной трансмиссии в конкретной экономике имеет важное прикладное значение, поскольку его результаты могут быть положены в основу разработки системы мер в сфере монетарной и валютной политики, а также финансовых программ государственного макроэкономического регулирования.
В Беларуси действуют кредитный канал, канал валютного курса и канал процентной ставки (примерно в таком порядке по степени значимости). Однако конкретные особенности белорусской экономики, прежде всего использование валютного курса как номинального якоря, ограниченность потоков капитала, относительно пассивная роль банков в кредитовании и, в более общем плане, настойчивое прямое вмешательство государства в экономику, сильно влияют на прочность и предсказуемость трансмиссии.
Экономика Беларуси, которая в основном контролируется государством и отличается высоким уровнем концентрации, явно нуждается в эффективной денежно-кредитной политике, используемой в качестве инструмента макроэкономической корректировки.
Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Указом Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год». Рассмотрим степень их выполнения в таблице 2.1.
Как видно из таблицы 2.1 в 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
Также можно сделать вывод, что почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1 % против планового 9-12 %. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %. По итогам 2019 г. цель по инфляции достигнута. За 2019 год потребительские цены приросли на 4,7% при прогнозном параметре не более 5%.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Современное состояние экономики Республики Беларусь можно охарактеризовать с достаточной точностью как кризис, и этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе денежно-кредитную систему. В то же время, бездействие старого и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, отказ от попыток превратиться в рыночную экономику, снижение производства и рост инфляции заставляют нас искать теории переходного периода с выравниванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и временных.
Неофициальная долларизация экономики Республики Беларусь в экономических источниках называется главной и основной макроэкономической проблемой белорусской денежной системы. Это означает процесс, при котором слабая национальная валюты замещается твердой валютой другой страны, в данном случае долларами США. Указанная валюта также выполняет все функции денег, в большей или меньшей степени, но используется преимущественно как средство для формирования сбережений. Юридические и физические лица Республики Беларусь предпочитают хранить свои сбережения в твердой валюте на валютных депозитах в банке, а также в наличной форме, в объеме, на сколько они не доверяют белорусской банковской системе [24].
Республика Беларусь относится к одной из самых доллариризированных стран, хотя в последнее время, как альтернатива доллару или вместе используется евро, то есть юридические лица хранят валютные средства на валютных счетах в долларах и евро, но доллар пока в преимуществе. Население также предпочитает хранить наличные сбережения в твердой валюте, также в долларах, пока в большей степени, и в евро. Домохозяйства Республики Беларусь и России по масштабу хранения своего «финансового богатства» в твердой валюте, имеют самую большую долю среди остальных стран мира.
Вторая, не менее важная проблема денежного рынка Республики Беларусь – это инфляция. Долларизация и инфляция в Республике Беларусь тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что долларизация автоматически влечет за собой инфляцию. Это означает, что дополнительное «финансовое богатство», формируемое в долларах, приводит к девальвации (последняя в 2016 г.), что обусловлено недостаточным предложением иностранной валюты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель денежно–кредитной политики – контролировать денежную массу и уровень ссудного процента. Это делается для регулирования денежной массы в стране. Основными инструментами денежно–кредитной политики являются: манипулирование нормой обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг и – изменение учетной (дисконтной) ставки процента. Существуют два подхода к осуществлению монетарной политики: использование правил и дискреционное принятие решений. Как использование правил, так и дискреционная политика имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества одного подхода одновременно являются недостатками другого. Основное преимущество правил заключается в их прозрачности и постоянстве во времени, тогда как дискреционная политика более гибкая и может использовать больше разной информации для принятия решения.
На данный момент в Республике Беларусь установлен режим монетарного таргетирования, характерными чертами которого являются закрепление ценовой стабильности, ежегодное установление количественного значения цели по инфляции, использование широкой денежной массы в качестве промежуточного ориентира, реализация курсовой политики в режиме плавающего курса и др.
В Беларуси действуют кредитный канал, канал валютного курса и канал процентной ставки (примерно в таком порядке по степени значимости). Однако конкретные особенности белорусской экономики, прежде всего использование валютного курса как номинального якоря, ограниченность потоков капитала, относительно пассивная роль банков в кредитовании и, в более общем плане, настойчивое прямое вмешательство государства в экономику, сильно влияют на прочность и предсказуемость трансмиссии.
В совокупности такие факторы, как снижение обменного курса белорусского рубля, отток депозитов и изменение подходов к проведению монетарной политики, обусловили замедление прироста широкой денежной массы. Ее среднее значение в декабре 2020 г. увеличилось по отношению к декабрю 2019 г. на 5,4% при прогнозном диапазоне 8–11%
Проводимая в 2018-2020 гг. денежно-кредитная политика в значительной мере способствовала приросту широкой денежной массы.
В 2020 году инфляция составила 7,4 %. Скачок инфляции во многом обусловлен удорожанием непродовольственных товаров (прежде всего, за счет ослабления белорусского рубля) и ухудшением экономических настроений в стране.
1. Абрамова, М.А. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, В.В. Масленников // Экономика. Налоги. Право. − 2016. − № 1. − 6−8с.
2. Бродский, Б.Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень. Курс лекций / Б.Е. Бродский. − М.: Магистр, 2018. − 339 c.
3. Воронин, В. П. Мировая экономика. Конспект лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. − М.: Юрайт, 2016. − 192 c.
4. Розанова, Н.М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Москва: РГГУ, 2016. - 283 c.
5. Общая характеристика подходов к реализации монетарной политики / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/general-character.
6. Греков И.Е. Инструменты и режимы монетарной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13051752.
7. Юрова Т.Ф. Монетарная политика и ее влияние на экономику страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41858247_89378640.pdf.
8. Текущий режим монетарной политики / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/current-mode.
9. Банковский кондекс Республики Беларусь статья 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/bankovskij_kodeks_rb/37.htm.
10. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 октября 2000 г. №441-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Респ. 12 октября 2000 г. (с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. №133-З) // Режим доступа: http://etalonline.by/.
11. Основные направления денежно-кредитной политики на 2016 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 18.12.2015 г. № 505 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
12. Основные направления денежно-кредитной политики на 2017 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 03.10.2016 г. № 359 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
13. Основные направления денежно-кредитной политики на 2018 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 31.12.2017 г. № 470 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
14. Основные направления денежно-кредитной политики на 2019 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 20.12.2018 г. № 484 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
15. Основные направления денежно-кредитной политики на 2020 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 31.09.2019 г. № 402 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
16. Основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 22.012.2020 г. № 481 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
17. Денежно-кредитная политика // Белрынок [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа https://www.belrynok.by/tag/denezhno-kreditnaya-politika/.
18. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год / Аналитическое обозрение за 2020 год. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/ ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf.
19. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год / Аналитическое обозрение за 2019 год. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ ectendencies/rep_ 2019_12_ot.pdf.
20. Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] – 2021 Режим доступа: https://myfin.by/info/stavka–refinansirovaniya/.
21. Дайнеко, А. Роль денежно-кредитной политики в макроэкономическом регулировании Беларуси // А. Дайнеко, А.Попкова, И. Колесников [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/articles/10251.pdf.
22. Роль Национального банка в проведении денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://helpiks.org/9-10024.html.
23. В Беларусь пришла самая высокая инфляция за 49 месяцев. Что будет с ценами дальше? [Электронный ресурс] – 2021 – Режим доступа: https://banki24.by/news/4119-v-belarus-prishla-samaya.
24. Жигар, А.А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: цель и основные инструменты реализации [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/201669/1/154-160.pdf.
25. Выйдут ли в Беларуси из оборота наличные деньги, и почему постепенно сокращается сеть банкоматов? // Минск-новости [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minsknews.by/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты