Формирование гражданственности старшеклассников в процессе нравственно-правового воспитания во внеклассной работе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование гражданственности старшеклассников в процессе нравственно-правового воспитания во внеклассной работе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование гражданственности старшеклассников в процессе нравственно-правового воспитания во внеклассной работе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие нравственно-правового воспитания
1.2 Сущность и специфика нравственно-правового воспитания
1.2.1 Формы и методы правового воспитания
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В РАМКАХ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Сущность и содержание понятия «гражданственность» в системе воспитания
2.2 Психолого-педагогические характеристики детей старшего школьного возраста
2.2.1 Поиск эффективных путей формирования гражданственности старших школьников во внеклассной работе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что гражданское воспитание представляет собой определенный процесс воздействия на учащихся старшей школы в рамках активного определения особенностей гражданско-правовой культуры. Процессы формирования гражданственной культуры связаны с определенными аспектами влияния средств массовой информации в рамках формирования собственного опыта старшеклассников. В отличие от многих случайных и неструктурированных влияний, именно школа может оказать целостное и систематическое воздействие на формирование гражданской культуры старшеклассников.
Гражданство человека формируется в общем процессе становления личности. Процесс формирования гражданственности специфичен для каждой возрастной группы, но наиболее силен он в старших классах. Подростковый возраст характеризуется противоречивой позицией «еще ребенок - уже взрослый». В этот период меняется его социально-ролевая структура и уровень стремлений, то есть происходит «процесс социального самоопределения, включающий формирование взгляда на жизнь, трудовых установок и морального сознания».
Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формирования активной гражданской позиции у старшеклассников. В подростковом возрасте необходимо объединить различные факты в целостную картину бытия. Патриотическое воспитание очень сложное, и его усвоение учащимися требует не только аудиторной, но и большой внеклассной работы. Школы часто не могут определить необходимое направление для внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени и ухудшению отношений между учеником и учителем.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие нравственно-правового воспитания
Как отмечает Л.В. Бабородова: «Вопрос нравственного и правового воспитания подрастающего поколения всегда актуален, ведь без этого невозможно обеспечить передачу базовых знаний и духовно-нравственных норм от поколения к поколению, а также сохранение национальных и культурных традиций. В конечном счете, будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитываем сегодня. К сожалению, приходится признать, что многие нормы жизни, которые сегодня преобладают в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в том числе через популярную культуру, с помощью СМИ и Интернета, оказывают негативное влияние на их неокрепшие души. Защита детей от агрессивного и негативного влияния СМИ, Интернета и других источников информации является одним из самых важных и актуальных вопросов для страны» [2, с.41].
Воспитание – это комплексное и многоаспектное понятие; это процесс целенаправленного и систематического воздействия на физическое, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности с целью подготовки ее к семейной, общественной, производственной и культурной жизни [1, с.68]. Воспитание предполагает развитие важных качеств у молодых людей с раннего возраста для подготовки к реализации этих качеств на благо общества и государства.
Нравственное воспитание основано на моральных нормах, традициях и ценностях, а правовое - на законах и правилах. Процессы нравственного и правового воспитания молодого поколения составляют неразрывную связь друг с другом и взаимосвязаны с общим образованием [3, с.99].
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В РАМКАХ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Сущность и содержание понятия «гражданственность» в системе воспитания
Особенности формирования актуальных вопросов социального и духовного развития человека во многом зависят от формирования особенностей гражданственности. Гражданственность в процессе воспитания представляет собой наиболее важный фактор формирования государственной стабильности.
В современном процессе воспитания, понятие «гражданское воспитание» представляет собой одно из основополагающих качеств личности, направленных на формирование и осуществление юридической, нравственной и политической дееспособности детей и молодежи. Основными элементами гражданственности являются такие как формирование нравственной и правовой культуры, направленной на формирование уважительного отношения к окружающим [12, с.45].
Основной целью гражданского воспитания является формирование в смысловой сфере человека нравственных идеалов, любви к Родине и служением на благо отечеству. Гражданские основы воспитания напрямую связаны с такими особенностями как нравственное воспитание и патриотическое.
Особенности гражданского воспитания основаны на формировании определенной значимости формирования государственной активности и определение направлений демократии и гуманности формирования гражданских качеств каждого отдельно взятого гражданина [16, с.58].
Одним из наиболее важных направлений в рамках гражданского воспитания является формирование определенного опыта гражданского взаимодействия, направленного на формирование определенных возможностей в процессе обучения в обществе. Одним из наиболее важных направлений в процессе гражданской ответственности является формирование наиболее важных гражданских качеств, основанных на гражданской ответственности и формировании определенных условий выбора той или иной деятельности.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что нравственно-правовое воспитание представляет собой важный этап в развитии личности подрастающего поколения. Нравственное воспитание направлено на формирование представления о моральных и нравственных нормах, в то время как правовое призвано определить особенности правового регулирования отношений в обществе.
Нравственно-правовое воспитание является важной сферой личности, которая отражается как наличие определенной системы знаний, формирования определенных личностных приоритетов и формирования системы развития нравственных устоев и привычек.
Правовое воспитание представляет собой важное направление в развитии личности и основными формами правового воспитания являются такие как правовое обучение, правовая пропаганда, правовое воспитание правонарушителей, и юридическая практика. Основными методами являются такие как убеждение, принуждение, личный пример, поощрение и т.д.
Гражданственность представляет собой важное понятие в рамках современной системы образования. Гражданское воспитание направлено на определение чувств патриотизма и чувства гордости за свою деятельность в рамках взаимодействия с государством и социумом. Основными целями гражданского воспитания являются такие как повышение уровня активности в процессе формирования патриотизма, формирование гражданского самосознания и чувства долга.
Старший школьный возраст представляет собой важный период в рамках завершения особенностей физического и психологического развития, а также формирование планов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Происходит расширение коммуникативной сферы и формирование наиболее важных навыков в процессе общения.
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М.: Владос, 2009. – 348 с.
2. Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2005. – 427 с.
3. Березин, С.В. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ / К.С. Лисецкий. – Самара, 1999. – 155 с.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская. – М. - Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. – 560 с
5. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 2014. – 207 с.
6. Вяземский, Е.Е. Гражданское образование в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – 54 с.
7. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. – 2005. – № 6. – 62 с.
8. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А.С. гаязов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 2015. – 237 с.
9. Дмитриенко, Г.В. Система гражданского образования школьников: методическое пособие / Г.В. Дмитриенко. – М.: Глобус, 2006. – 224 с.
10. Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения. / Я.А. Коменский. – М.: Академия, 2012. – 58 с.
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / авт. кол. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Кишков. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
12. Крайг, Г. Психология развития. / А. Бокум. – СПб: Питер, 2012. – 940 с.
13. Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.
14. Кулагина, И.Ю. «Возрастная психология: учебное пособие. / И.Ю. Кулагина. – М.: «УРАО», 2008. – 176 с.
15. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2007. – 356 с.
17. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
19. Реан, А.А. Психология человека: от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПраймЕврознак, 2002. – 656 с.
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.А. Байбородова. – М.: Владос, 2005. 427 с.
21. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. – 2002. – №4. – С.11-55
22. Семитко, А.П. Правовое воспитание, правовая культура и права человека /Философский словарь по правам человека. – Екатеринбург. Издательство: АМБ, 2006. – 331 с.
23. Стреляева, В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. канд. юрид. наук. / В.В. Стреляева. – М.: Академия, 2006. – 183 с.
24. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 2015. – 668 с.
25. Харламов, И.Ф. Педагогика: курс лекций / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2006. – 438 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты