Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста средствами игры
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста средствами игры»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста средствами игры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примерный перечень дидактических игр с предметом.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примерный перечень дидактических настольно-печатных игры (изучение многозначных слов).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Примерный перечень дидактические словесные игры (изучение многозначных слов).
Поделиться
Введение
1. Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста
2. Игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста
3. Методы и методики диагностики развития навыков общения у детей дошкольного возраста
4. Комплекс игр и упражнений по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Анализ исследований в изменениях системы навыков общения у детей дошкольного возраста показал о необходимости внедрения особенного подхода в процессе обучения и воспитания девочек и мальчиков в учреждении дошкольного образования в данном направлении. Подтверждение возможности педагогического влияния на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста в современной системе подтверждает необходимость разработки и внедрения концепции и модели воспитания детей дошкольного возраста в процесс развития навыков культуры поведения.
Развитие навыков общения в дошкольном возрасте представляет собой главное направление воспитания и образования детей. Развитие навыков общения у ребенка дошкольного возраста представляет собой овладение ребёнком основным норм и правил общения, языковых норм, а также определенного стиля общения детей дошкольного возраста с детьми и взрослыми.
Исследованиями в области изучения особенностей развития культуры поведения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить: Н. М. Борытко, А. О. Мудрик, Л. И. Столярчук, М. А. Радзивилова, Л. В. Штылева, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Проблема использования игры в процессе развития навыков общения как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования педагогов и психологов (Л.C. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубенштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте.
1 Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста
Перед тем остановить на характеристике навыков общения, охарактеризуем сущность понятия «навык» в психологии.
Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, объяснение, сочетание показа и объяснения. Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции. К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение по времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов [8, с. 55].
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились два несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.д.) [1, с. 76]. Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [2, с. 187].
2 Игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
– ухудшение состояния здоровья детей;
– существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
– недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
– равнодушное отношение родителей к развитию речи, стремления развивать больше письменную речь [16, с. 265].
Ребенок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Навыки общения детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Существует много игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников [17, с. 101].
Именно через игру ребенок познает мир, готовясь к взрослой жизни. В то же время, игра считается основой развития творческого воображения ребенка, она формирует способность соотносить творческие навыки с реальной жизнью. Игра выражает основные потребности ребенка – дошкольного возраста [18, с. 76].
Существует множество определений игры в педагогике. В. Даль дает следующее определение понятию игра: «Игра – это то, чем могут играть и во что играют: веселье, установленная по правилам, и вещи служащие для этого».
Игра – это деятельность, которая не имеет практической цели и используется для развлечений, а также для применения определенных видов искусства на практике.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. Это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
3 Методы и методики диагностики развития навыков общения у детей дошкольного возраста
В учреждениях дошкольного образования в качестве методов диагностики навыков общения у детей дошкольного возраста используются следующие:
Метод беседы – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Психологический эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в современное время. В психолого-педагогической литературе существует большое количество диагностических методик для исследования уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Остановимся на некоторых из них.
1. Методика М.И. Лисиной - «Выявление уровня развития коммуникативных навыков».
2. Методика Л.А. Венгера - «Лабиринт».
3. Методика И.Б. Дерманова - «Подели игрушки».
4. Методика Г.А. Цукермана - «Рукавички».
5. Опросник для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников».
6. Методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт».
Методика М.И. Лисиной - «Выявление уровня развития коммуникативных навыков».
Цель данной методики - определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
4. Комплекс игр и упражнений по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование детского общества. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение требует высокого эмоционального напряжения. За радость общения ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения. Игра представляет собой вид деятельности, который возникает на определенном этапе онтогенеза и направлен на воссоздание и усвоение социокультурного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По данным А.В. Литовкиной, у некоторых детей на фоне снижения значимости общения с другими, недостаточно развитых коммуникативных навыков могут возникать трудности в общении. Личностные переживания, связанные с неспособностью устанавливать контакты со сверстниками, могут привести к негативным проявлениям: агрессии, грубости, зависти, замкнутости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
Для развития навыков общения целесообразно использовать игру.
Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Представим комплекс игр и упражнений по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
«Газета».
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.
Заключение
Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности. К навыкам общения относятся: умение внимательно слушать собеседника; обращать внимание на содержание того, что говорится; не отвлекаться во время разговора; следить за громкостью и скоростью разговора; произносить все слова правильно; выражать свои мысли четко. Особенностями развития навыков общения у детей дошкольного возраста являются развитие уровня сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; готовность ребенка к совместной деятельности со сверстниками.
Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций. Навыки общения детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры.
Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Все виды игры играют огромную роль в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли побуждает детей к общению друг с другом, способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, все это возможно при условии совершенствования разговорной речи и постоянному обогащению словаря.
Комплекс игр и упражнений направлен на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста средствами игры, а также на обогащение словаря детей дошкольного возраста.
1. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей; М.: Просвещение; Издание 5-е, испр. Москва, 2006. – 159 c.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев: – М.: Просвещение, 1961. – 265 с.
3. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество : исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н.И. Жинкин – М.: Лабиринт, 1998. – 366 с.
4. Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А. Бондаренко. – М.: Наука, 2009. – 277 с.
5. Логинова, В.И. Формирование словаря / В.И, Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста. – 2014. – С. 83-101
6. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации для работы с детьми / В.В. Гербова. – М.: Владос, 2007. – 64 c.
7. Аксенова, А.К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 32-37.
8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
9. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2007. –211 с.
10. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
11. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2011. – 269 c.
12. Якубинский, Л.Л. О диалогической речи // Русская речь / Л.Л. Якубинский, Л.В. Щерба; под ред. Л. В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков, 1993. – 96-195 с.
13. Ермакова, Е В. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования : монография, 2-е изд. / Е.В. Ермакова, А.А. Ворожбитова. – М.: Флинта, 2014. –154 с.
14. Петрикевич, А.А. Веселые игры: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 c.
15. Купина, Н.А. Работа над словом / Н.А. Купина // Методика развития речи на уроках русского язык. – 2009. – № 4. – С. 110-141
16. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев – Воронеж: МОТЭК, 2001. – 448 с.
17. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
18. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 160 с.
19. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 127-129.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, Р.И. Попова; под ред. Р.И. Поповой, Е.П. Трухановой – М.: АРКТИ, 2006. – 182 с.
21. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
22. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
23. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества младших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 191 c.
24. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи младших дошкольников / А.Л. Колунова // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. – М.: Просвещение, 1994. – 227 c.
25. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в шести томах / К.Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 – 1990. – Т.1. – 416 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: 1999. – 720 с.
27. Якубинский, Л.Л. О диалогической речи // Русская речь / Л.Л. Якубинский, Л.В. Щерба; под ред. Л.В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков, 1923. – 195 с.
28. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М.: Радуга, 2011. – 245 с.
29. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; под ред. Хомской. – М., 2013. – 165 с.
30. Ступак, Л. В. Онтогенез диалогической речи / Л.В. Ступак // Специальное образование. – 2012 – №3 – С. 109-113.
31. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Владос, 2006. – 144 c.
32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова: – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примерный перечень дидактических игр с предметом.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примерный перечень дидактических настольно-печатных игры (изучение многозначных слов).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Примерный перечень дидактические словесные игры (изучение многозначных слов).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты