Введение
Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Анализ исследований в изменениях системы навыков общения у детей дошкольного возраста показал о необходимости внедрения особенного подхода в процессе обучения и воспитания девочек и мальчиков в учреждении дошкольного образования в данном направлении. Подтверждение возможности педагогического влияния на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста в современной системе подтверждает необходимость разработки и внедрения концепции и модели воспитания детей дошкольного возраста в процесс развития навыков культуры поведения.
Развитие навыков общения в дошкольном возрасте представляет собой главное направление воспитания и образования детей. Развитие навыков общения у ребенка дошкольного возраста представляет собой овладение ребёнком основным норм и правил общения, языковых норм, а также определенного стиля общения детей дошкольного возраста с детьми и взрослыми.
Исследованиями в области изучения особенностей развития культуры поведения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить: Н. М. Борытко, А. О. Мудрик, Л. И. Столярчук, М. А. Радзивилова, Л. В. Штылева, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Проблема использования игры в процессе развития навыков общения как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования педагогов и психологов (Л.C. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубенштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте.
1 Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста
Перед тем остановить на характеристике навыков общения, охарактеризуем сущность понятия «навык» в психологии.
Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение.
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, объяснение, сочетание показа и объяснения. Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции. К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение по времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов [8, с. 55].
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились два несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.д.) [1, с. 76]. Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [2, с. 187].
2 Игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
– ухудшение состояния здоровья детей;
– существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
– недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
– равнодушное отношение родителей к развитию речи, стремления развивать больше письменную речь [16, с. 265].
Ребенок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Навыки общения детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Существует много игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников [17, с. 101].
Именно через игру ребенок познает мир, готовясь к взрослой жизни. В то же время, игра считается основой развития творческого воображения ребенка, она формирует способность соотносить творческие навыки с реальной жизнью. Игра выражает основные потребности ребенка – дошкольного возраста [18, с. 76].
Существует множество определений игры в педагогике. В. Даль дает следующее определение понятию игра: «Игра – это то, чем могут играть и во что играют: веселье, установленная по правилам, и вещи служащие для этого».
Игра – это деятельность, которая не имеет практической цели и используется для развлечений, а также для применения определенных видов искусства на практике.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. Это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
3 Методы и методики диагностики развития навыков общения у детей дошкольного возраста
В учреждениях дошкольного образования в качестве методов диагностики навыков общения у детей дошкольного возраста используются следующие:
Метод беседы – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Психологический эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в современное время. В психолого-педагогической литературе существует большое количество диагностических методик для исследования уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Остановимся на некоторых из них.
1. Методика М.И. Лисиной - «Выявление уровня развития коммуникативных навыков».
2. Методика Л.А. Венгера - «Лабиринт».
3. Методика И.Б. Дерманова - «Подели игрушки».
4. Методика Г.А. Цукермана - «Рукавички».
5. Опросник для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников».
6. Методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт».
Методика М.И. Лисиной - «Выявление уровня развития коммуникативных навыков».
Цель данной методики - определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
4. Комплекс игр и упражнений по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование детского общества. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение требует высокого эмоционального напряжения. За радость общения ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения. Игра представляет собой вид деятельности, который возникает на определенном этапе онтогенеза и направлен на воссоздание и усвоение социокультурного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По данным А.В. Литовкиной, у некоторых детей на фоне снижения значимости общения с другими, недостаточно развитых коммуникативных навыков могут возникать трудности в общении. Личностные переживания, связанные с неспособностью устанавливать контакты со сверстниками, могут привести к негативным проявлениям: агрессии, грубости, зависти, замкнутости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
Для развития навыков общения целесообразно использовать игру.
Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Представим комплекс игр и упражнений по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
«Газета».
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.
Заключение
Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности. К навыкам общения относятся: умение внимательно слушать собеседника; обращать внимание на содержание того, что говорится; не отвлекаться во время разговора; следить за громкостью и скоростью разговора; произносить все слова правильно; выражать свои мысли четко. Особенностями развития навыков общения у детей дошкольного возраста являются развитие уровня сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; готовность ребенка к совместной деятельности со сверстниками.
Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций. Навыки общения детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры.
Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Все виды игры играют огромную роль в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли побуждает детей к общению друг с другом, способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, все это возможно при условии совершенствования разговорной речи и постоянному обогащению словаря.
Комплекс игр и упражнений направлен на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста средствами игры, а также на обогащение словаря детей дошкольного возраста.