Малый бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы
БРУ (Белорусско-российский университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Малый бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Малый бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Буклет.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Малое и среднее предпринимательство в РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Буклет.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Малое и среднее предпринимательство в РБ.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы развития и регулирования малого бизнеса
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике государства
1.2 Государственное регулирование развития малого бизнеса
2 Основные тенденции развития малого бизнеса
2.1 Особенности зарубежного опыта в развитии малого бизнеса
2.2 Малое предпринимательство в Республике Беларусь
3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире актуальным является вопрос дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. Это неудивительно: малый бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует большие финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе сильный антимонопольный потенциал, и в значительной степени без него страна не сможет нормально развиваться и функционировать, поскольку малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками.
Малый бизнес – это основа современной экономической модели. Она обеспечивает основное конкурентное преимущество рыночной экономики, обеспечивает необходимую гибкость рыночного механизма, создает предпосылки для развития экономики, с одной стороны, создает конкурентную среду, с другой стороны – создает необходимый баланс потребительского рынка путем создания базовых малых компаний, способных быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Малый бизнес внес значительный вклад в создание конкурентной среды, которая имеет важное значение для экономики Белорусской Республики.
В условиях рыночной экономики опыт экономически развитых стран показывает, что устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малых и средних предприятий. Этот сектор экономики достаточно мобилен и легко адаптируется к часто меняющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является основой для появления условий для интенсивного экономического роста. Республика Беларусь не является исключением в этом отношении, и вопрос экономического роста и его источников сегодня как никогда важен.
В то же время малый бизнес в Республике Беларусь по-прежнему характеризуется нестабильностью и слаборазвитостью. В результате исследование значимости малого бизнеса для экономики страны, а также механизмов регулирования и направлений совершенствования в сфере малого бизнеса стало актуальным.
Объект исследования – малое предпринимательство Республики Беларусь.
Предмет исследования – малый бизнес и его развитие в Беларуси.
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
В связи с этим задачами курсового исследования являются:
– изучить теоретические основы развития и регулирования малого бизнеса;
– выявить основные тенденции развития малого бизнеса;
– обозначить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
1 Теоретические основы развития и регулирования малого бизнеса
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике государства
Малый бизнес представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных взаимоотношений. Главной целью, равно как и иных разновидностей предпринимательства, является непосредственно удовлетворение потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для развития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [15, с. 427].
К основным признакам малого бизнеса относятся независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Данные элементы предполагают, что любое лицо, обладающее стремлением и ресурсами, в состоянии организовать свое производство, основанное на той или иной форме собственности. При этом, такие основополагающие вопросы, как: что производить, как производить и в каком количестве производить решаются субъектами предпринимательства без помощи других.
Прибыль малого предприятия в целом значительно меньше прибыли крупного бизнеса. Но, несмотря на это, малый бизнес является самой распространенной формой предпринимательства.
Субъектами малого бизнеса могут быть различные участники экономической деятельности, в том числе:
- частные лица в индивидуальных и семейных предприятиях;
- группы людей, связанных между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в различных организационно-правовых формах;
- государство в лице его экономических организаций [23, с. 86].
На основании данной классификации, можно сделать вывод о том, что существует три формы малого бизнеса: частная, коллективная и государственная.
Отличительной особенностью малого бизнеса можно назвать его гибкость и адаптация к меняющимся условиям на рынке. Малый бизнес в состоянии реагировать на изменяющийся спрос и текущие потребности населения и отреагировать быстрой мобилизацией своих возможностей и ресурсов. По отношению к крупным организациям, малый бизнес не обременен многочисленным персоналом, нуждающемся в постоянном контроле и управлении, у создателей нет никаких обязательств перед акционерами, кроме того, малому бизнесу достаточно легко перестроить свою стратегию, также достаточно легко происходит процесс переквалификации деятельности.
2 Основные тенденции развития малого бизнеса
2.1 Особенности зарубежного опыта в развитии малого бизнеса
В мировой практике поощрение малого бизнеса в интересах государства считается нормой. При этом задача государства-не предоставлять финансовые, технические и другие ресурсы малым и средним предприятиям на льготных условиях и любой ценой поддерживать частные инициативы. Во-первых, государство обязано создать правовую и экономическую среду, в которой малый бизнес сможет не только выживать, но и расти и набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
Малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора, определяющего темпы экономического роста Валового Национального Продукта. Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВНП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60% - 70% ВНП. Например, в малом бизнесе США вдвое больше содержит рабочих мест, чем в среднем и крупном бизнесах вместе взятых. Вдвое больше осваивает нововведения. В Канаде, Великобритании и Германии на долю малого бизнеса припадает 60%-70% от общего производства страны [28, с. 271].
Всемирный банк публикует ежегодный обзор условий ведения бизнеса, в котором оцениваются нормы, способствующие расширению предпринимательской деятельности, и нормы, ограничивающие предпринимательскую деятельность. Отчет включает в себя 10 показателей, каждый из которых имеет определенные параметры. Рассмотрим ситуацию с развитием и государственной поддержкой малого бизнеса.
В США к малому бизнесу относятся предприятия, отвечающие следующим требованиям:
- один или несколько владельцев;
- до 500 сотрудников в штате;
- активы – не более 5 млн. долларов;
- годовая прибыль – не более 2 млн. долларов.
Структура малого бизнеса в США в 2020 году приведена на рисунке 2.1.
Таким образом, наибольший удельный вес принадлежит организациям сферы услуг 33,36 %, далее следует строительство – 11,62 % и здоровье – 9,25 %.
Большинство малых предприятий сосредоточено в торговле и строительстве. В США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих [28, с. 272].
3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Малый бизнес – один из важнейших составляющих современной экономики. В европейских странах малый бизнес получил широкое распространение и на данный момент является приоритетным среди всех форм организаций.
Малый бизнес как приоритетная задача государства включает себя множество положительных моментов, такие как:
- решение экономических и социальных проблем;
- производство значительной части внутреннего валового продукта;
- разрешение актуальной проблемы безработицы посредством создания новых рабочих мест;
- мобилизация всех видов ресурсов и эффективное использование их по назначению;
- создание и внедрение новых проектов, которые ведут к повышению производства;
- максимизация прибыли предприятия;
- прирост дохода у населения;
- мобильность.
Однако малому бизнесу в Республике Беларусь приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что рыночная экономика государства не может функционировать в полную силу и постоянно совершенствоваться без малого бизнеса, а его становление и развитие являются одной из главных задач в экономики на данный момент.
Как было указано ранее, для развития малого бизнеса необходимо наличие четко отработанного механизма налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретают совершенствование и применение новых систем налогообложения, обобщение отечественного и зарубежного опыта.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. и до сих пор не обрела стабильность. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся изменения, которые не всегда улучшают условия для развития малого бизнеса, а наоборот, ухудшают их.
Налогообложение оказывает огромное влияние на развитие малого бизнеса. Определяя объем взимаемых налогов с субъектов малого бизнеса, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес представляет собой свободное экономическое хозяйствование в безусловно всевозможных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Роль малого бизнеса в экономике государства определяется возможностью трудоустройства сотрудников, высвобождающихся из больших компаний, вовлечением в производство материальных и финансовых средств населения, расширением производства товаров и услуг, поддержкой в выравнивании условий жизни в различных населенных пунктах.
Малые предприятия ещё больше уязвимы, чем крупные, поэтому они нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Современные развитые государства, прекрасно осознавая значимость существования малых предприятий, уделяют особое внимание вопросам развития малого бизнеса.
Ключевыми тенденциями регулировки малого бизнеса являются: государственная поддержка отдельных видов бизнеса, регулирование цен и тарифов, составление правовых основ предпринимательской деятельности, защита конкуренции и др. Государственное регулирование развития малого бизнеса реализуется посредством применения прямых и косвенных методов.
К методам прямого воздействия относятся: лицензирование, государственная регистрация субъектов малого бизнеса, методы ценообразования, квотирование и др. Среди методов косвенного воздействия можно выделить: установление процентной ставки Национального Банка, валютное регулирование, политика ускоренной амортизации и др.
Основными видами государственной поддержки малого бизнеса являются: имущественная, финансовая, информационная, консультационная поддержка и т. д.
Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью при определенных установленных законами критериях.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Исследование воздействия малого бизнеса на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций.
Малый бизнес играет важную роль в экономической и социальной жизни многих развитых стран. Его широко поддерживает государство путем финансирования организаций, установления льготного налогообложения и других средств, способных стимулировать деятельность малого бизнеса.
1. Васильченко, А. О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. – Гомель: ПолесГУ, 2019. – №5. – 181-198 с.
2. Высоцкая, О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу/ О.А. Высоцкая. – Самара: Право, 2017. – 109 с.
3. Глебова, И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства/ И.С. Глебова. - Казань: Издательский центр КГУ. 2015. – 401 с.
4. Гореико, Н.И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса/ Н.И. Гореико. – Москва: ИЦ научный центр «Диспут». 2017. – 257с.
5. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
7. Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
8. Директива Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
9. Долгушина, В.А. Сущность и значение малого предпринимательства / В.А. Долгушина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015 - № 22. – С. 128.
10. Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchet.rsue.ru/arxiv.php.
11. Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
12. Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
13. Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie.malogopredprinimatelstva.
14. Кунин, В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства/ В.А. Кунин, Е.А. Александрова // Российское предпринимательство. – 2017. – №1 (2). – 36-43 с.
15. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2016. – 701 с.
16. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2019. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
17. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/role.html.
18. Минеева, Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/biznes-inkubator-kak-odin-iz-naibolee-effektivnyh-instrumentov-podderzhki-i-razvitiyapredprinimatelstva.
19. Набатников, В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2016. – 256 с.
20. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/prakt-recommend.
21. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС, 2018. – 224 с.
22. Столяров А.В. Стратегия взаимодействия государства и малого предпринимательства как фактор экономического роста: Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 08.00.05. – М., 2015. С. 3.
23. Сычева, И.Н. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. – 242 с.
24. Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/ Т.А. Туренко. - Иркутск: Известия. 2017. – 428с.
25. Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid
26. Филобокова, Л.Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым развитием малого предпринимательства / Л. Ю. Филобокова // Журнал Государственный советник. - 2014 - №2 (6) – С. 65.
27. Хачароева, М.М. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы/ М. М. Хачароева. – Москва: Мир науки, 2015. – 253с.
28. Хусаинов М.К. Исследование зарубежного опыта финансирования и поддержки малого и среднего предпринимательства / М.К. Хусаинов, А.А..Исоков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – №2 – 2018 – с. 271-273.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Буклет.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Малое и среднее предпринимательство в РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Буклет.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Малое и среднее предпринимательство в РБ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты