Психологическая безопасность личности в современном обществе
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическая безопасность личности в современном обществе»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологическая безопасность личности в современном обществе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Лужская санаторная школа-интернат, ГКОУ ЛО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
1. Понятие «личность»
2. Психологическая безопасность
3. Психологическая безопасность личности в современном обществе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследование психологической безопасности образовательной среды
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Введение
В разных культурах сложились в целом схожие концепции безопасности, в которых особое внимание уделяется тому, как люди чувствуют и переживают свое нынешнее положение и перспективы на будущее. Безопасность определяется как состояние свободы от внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам отдельных лиц, обществ и государств.
Определение психологической безопасности выражается как состояние общественного сознания, при котором существующее качество жизни воспринимается обществом в целом и каждым отдельным человеком как адекватное и надежное, поскольку создает реальные возможности для удовлетворения настоящих естественных и социальных потребностей граждан и дает им основание быть уверенными в завтрашнем дне.
Психологическую безопасность человека можно представить как защищенность его психики от действия различных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование соответствующей системы координат социального поведения человека (и социальной жизни в целом) и соответствующей системы его субъективных (личностных, субъективно-индивидуальных) отношений с внешним миром и самим собой.
Психологическая безопасность личности – это состояние защищенности человека, обеспечивающее его целостность как активного социального субъекта и возможность развития в условиях содержательного взаимодействия с окружающей средой.
Устойчивость к внешним факторам среды является частью системы психологической безопасности. В психологическом исследовании жизнестойкости различают: эмоциональную устойчивость, или перепады настроения (Ф.Д. Гордов, В.И. Лебедев, Э.А. Милерян, В.В. Суворова, П.Б. Зильберман), моральную устойчивость (В.Э. Чудновский), толерантность к нарушениям (В.Д. Небылицын, Е.Д. Хомская), адаптивная толерантность, адаптация к стрессовым ситуациям (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, В.И. Медведев, В.В. Суворова), устойчивость физиологических и психологических функций при действии экспериментальных факторов (В.И. Медведев), психологическая устойчивость при сенсорной изоляции (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев), психологическая подготовка человека к сложным видам профессиональной деятельности (Ф.Д. Гольбов, А.А. Леонов, Г.Т. Береговой, В.И. Лебедев).
Данные исследователи в собственной работах определяли особенности формирования и изучения различных аспектов психологической безопасности человека в современном социуме [1].
Вопрос психологической безопасности особенно актуален в период изменения социально-экономических моделей и социальной нестабильности. Психологическая безопасность является важнейшим условием для общего развития человека, для сохранения и укрепления его психологического благополучия. В свою очередь, психологическое благополучие является основой жизненной силы, условием успеха в жизни и гарантией счастья в жизни.
1. Понятие «личность»
А. Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» обсуждается определение термина «личность». По его словам, чтобы называться личностью, ее нужно сначала сформировать.
Как утверждал А.Н. Леонтьев: «Человек как природное существо – это индивид, обладающий тем или иным телосложением, типом нервной системы, темпераментом ....... и многие другие черты, которые развиваются в процессе онтогенеза... различающиеся по многим параметрам. Однако не вариации этих врожденных черт приводят к формированию личности [1, с.45].
Личность – это особое новообразование психики человека, которое нельзя вывести из его адаптивной деятельности, так же как нельзя вывести из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и потребности человека, личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» [2].
Таким образом, под влиянием социальных отношений некоторые характеристики индивида приобретают новые атрибуты, трансформации, которые способствуют формированию личности.
Личность, как и индивид, является продуктом интеграции процессов, осуществляющих отношения жизни субъекта. Однако существует фундаментальное различие между конкретной сущностью, которую мы называем личностью, и индивидом. Она определяется характером порождающих ее отношений: свойственных человеку социальных отношений, в которые он вступает в своей субъективной деятельности.
При всем разнообразии их видов и форм все они характеризуются общностью внутренней структуры и предполагают их сознательную регуляцию, то есть наличие сознания, а на определенных этапах развития – самосознания субъекта.
Таким образом, существует целый набор качеств, которые отличают индивида от личности. Личность, по мнению А. Н. Леонтьева, определяется прежде всего социальными отношениями. Общество порождает личность, в рамках которой вырабатываются концепции, побуждающие человека ставить цели и разрабатывать стратегии их достижения. Общество направляет процесс развития личности, и вне его человек не испытывает потребности в самореализации.
В психологии под чертами личности обычно понимают устойчивые психологические явления, которые оказывают значительное влияние на деятельность человека, с социально-психологической точки зрения. Другими словами, это то, как человек ведет себя в своей деятельности и в отношениях с другими людьми. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация [3].
2. Психологическая безопасность
Психологическая безопасность начинается с доверия к тому, что окружает человека. Это значит быть свободным от страха, тревоги и других негативных эмоций, возникающих при контакте с миром.
В первую очередь человек обретает психологическую безопасность через отношение матери – к ребенку и к миру в целом. Мать передает младенцу чувство стабильности и безопасности в мире – младенец растет с установкой, что «мир дружелюбен ко мне». В противном случае мать передает чувство нестабильности и тревоги, и ребенок растет с установкой, что «мир враждебен мне».
По мере взросления человек живет с установкой на доверие или недоверие к миру в целом, что проявляется в отношении к людям. Доверие (не путать с доверчивостью) проявляется в дружелюбии, привязанности, позитивности, не ожидании негативных жизненных ситуаций и «плохих» поступков от других.
Недоверие к миру – негативное мышление, поиск «хватки» со стороны других людей, проявление неуместной агрессии, на фоне ожидания неприятностей. Имея базовое недоверие к миру, человек живет в состоянии неосознанной тревоги – ему трудно устанавливать и поддерживать контакты, общение с людьми приводит к безрезультатности, часто возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать.
Тревога может стать причиной проблем дома, на работе, с друзьями; она может проявляться в виде физических заболеваний. С такими трудностями можно и нужно справляться и преодолевать их с помощью профессионалов.
Любой человек, оказавшийся в стрессовой или травмирующей ситуации (потеря, насилие, смерть, увольнение, развод ......) могут испытывать кратковременную потерю психологической безопасности и стабильности в мире.
В таких случаях можно и нужно осуществлять самопомощь наряду с помощью специалистов. Важно окружить себя людьми, которым человек может доверять, и создать обстановку, в которой человек будет чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы при необходимости побыть в одиночестве, где сможет восстановиться и набраться сил [1].
3. Психологическая безопасность личности в современном обществе
Определение психологической безопасности выражается следующим образом: состояние общественного сознания, при котором существующее качество жизни воспринимается обществом в целом и каждым человеком в отдельности как адекватное и надежное, поскольку создает реальные возможности для удовлетворения нынешних природных и социальных потребностей граждан и дает им основания быть уверенными в будущем.
Психологическую безопасность человека можно представить как защищенность его психики от действия различных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование соответствующей системы координат социального поведения человека (и социальной жизни в целом) и соответствующей системы его субъективных (личностных, субъективно-индивидуальных) отношений с внешним миром и самим собой. Психологическая безопасность личности – это состояние защищенности человека, обеспечивающее его целостность как активного социального субъекта и возможность развития в условиях содержательного взаимодействия с окружающей средой [3].
Устойчивость к внешним факторам среды является частью системы психологической безопасности. В психологическом исследовании жизнестойкости различают: эмоциональную устойчивость, или перепады настроения (Ф.Д. Гордов, В.И. Лебедев, Э.А. Милерян, В.В. Суворова, П.Б. Зильберман), моральную устойчивость (В.Э. Чудновский), толерантность к нарушениям (В.Д. Небылицын, Е.Д. Хомская), адаптивная толерантность, адаптация к стрессовым ситуациям (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, В.И. Медведев, В.В. Суворова), устойчивость физиологических и психологических функций при действии экспериментальных факторов (В.И. Медведев), психологическая устойчивость при сенсорной изоляции (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев), психологическая подготовка человека к сложным видам профессиональной деятельности (Ф.Д. Гольбов, А.А. Леонов, Г.Т. Береговой, В.И. Лебедев).
В формировании актуального и относительно устойчивого состояния, как пишет Л.В. Куликов, сходятся различные ощущения и переживания, по-разному влияющие на чувственный тонус. Возникает эмоциональная доминанта, компонент эмоций [5]. Оно также включает в себя ощущение физического благополучия – физического комфорта или дискомфорта. По мнению С.Л. Рубинштейна, компоненты телесного здоровья отражают здоровье организма, жизненную силу организма и те переполняющие, слабо локализованные оргазмические ощущения от внутренних органов [3]. Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольные механизмы возникновения эмоций в первую очередь связаны с оценкой индивидом вероятности и степени удовлетворения потребностей [4].
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение. В рамках формирования представлений о психологической безопасности человека в современном обществе нами было проведено теоретическое исследование на предмет анализа данных аспектов.
Актуальность данного проекта определяется определенными требованиями к проблеме существования понятия «психологической безопасности личности в современном обществе», что указывает на сложности в рамках профессионального становления.
Цель проекта: формирование представления об уровне психологической безопасности личности в рамках профессионального становления и развития.
В первой главе проекта отражаются основные теоретические аспекты развития представлений относительно психологической безопасности личности, определяются структурные характеристики и свойства личности, а также формируются представления относительно необходимости проведения диагностического исследования.
Определение психологической безопасности выражается как состояние общественного сознания, при котором существующее качество жизни воспринимается обществом в целом и каждым отдельным человеком как адекватное и надежное, поскольку создает реальные возможности для удовлетворения настоящих естественных и социальных потребностей граждан и дает им основание быть уверенными в завтрашнем дне.
Психологическую безопасность человека можно представить как защищенность его психики от действия различных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование соответствующей системы координат социального поведения человека (и социальной жизни в целом) и соответствующей системы его субъективных (личностных, субъективно-индивидуальных) отношений с внешним миром и самим собой.
Исследование психологической безопасности образовательной среды
ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Программа исследования.
Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ
Задачи:
1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;
2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что:
1. Личность – понятие, разработанное для отражения социальной природы человека, рассматриваемого как субъект социальной и культурной жизни, определяемого как носитель личностного начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и субъективной активности.
2. Психологическая безопасность — это забота о собственной эмоциональной сфере таким образом, чтобы иметь возможность чувствовать себя хорошо.
3. Безопасность определяется как состояние свободы от внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Определение психологической безопасности выражается следующим образом: состояние общественного сознания, при котором существующее качество жизни воспринимается обществом в целом и каждым человеком в отдельности как адекватное и надежное, поскольку создает реальные возможности для удовлетворения нынешних природных и социальных потребностей граждан и дает им основания быть уверенными в будущем.
Психологическую безопасность человека можно представить как защищенность его психики от действия различных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование соответствующей системы координат социального поведения человека (и социальной жизни в целом) и соответствующей системы его субъективных (личностных, субъективно-индивидуальных) отношений с внешним миром и самим собой. Психологическая безопасность личности – это состояние защищенности человека, обеспечивающее его целостность как активного социального субъекта и возможность развития в условиях содержательного взаимодействия с окружающей средой.
4. Нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого мы выявили, что у педагогов, учеников и их родителей преобладает поведенческий и когнитивный компоненты отношения к школе. Это может свидетельствовать о том, что педагогам, ученикам, родителям нравится данная школа, хотя она не всегда вызывает у них положительные эмоции, но родители, ученики и педагоги считают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования их возможностей и развитию интеллектуальных способностей.
Также было выявлено, что для большинства педагогов и учеников характерна полная удовлетворенность в уважительном отношении к себе и взаимоотношениях с учителями. У родителей наблюдается полная удовлетворенность.
Нами были разработаны рекомендации в рамках психологической безопасности личности.
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак. – СПБ.: лань, 2010. – 672 с.
2. Лопанов, А.Н. Мониторинг и экспертиза безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / А.Н. Лопанов, Е.В. Климова. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010. – 207 с.
3. Маньков, В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: учебное пособие / В.Д. Маньков. – СПБ.: Политехника, 2010. – 258 с.
4. Основы психологии безопасности / сост Д.Р. Мерзлякова. – Ижевск.: Удмуртский университет, 2012. – 83 с.
5. Психология безопасности / А.И. Донцов, Ю. П. Зинченко. – М.: Юрайт, 2015. – 276 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты