Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на Человек и мир»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Организация: СОШ № 188, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект урока по предмету «Человек и Мир».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
1.2 Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Исследование уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.2 Разработка комплекса заданий и методических рекомендаций по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках по учебному предмету «Человек и мир»
2.3 Проверка эффективности разработанного комплекса заданий путем проведения обучающего эксперимента и анализа его результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться.
«Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены» [4, с. 122].
«Организуя изучение и формирование мотивации у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности» [15, с. 120].
«Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой. Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика» [11, с. 35].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
Проблема мотивации учебной деятельности появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения, которая стала специально организовываться. На сегодняшний день данная проблема является главной в педагогической и психологической науке. Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
Важно отметить, что младший школьный возраст – это период наиболее интенсивного развития мотивационной сферы. Учебную мотивацию, по мнению Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Х. Хекхаузен, можно рассматривать как новообразование, возникающее в результате кризиса семи лет. Мотивация младшего школьника является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, Н.В. Бардовской, С.И. Розума, мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности [20, с. 72].
«Учебная мотивация – обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов» [7, с. 32].
Мотивация к обучению обусловлена задачей обновления содержания обучения, определения методов формирования самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции школьников. Учитывая, что мотивация к обучению является показателем эффективности работы образовательных учреждений, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивации [20, с. 98].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Исследование уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Проблеме мотивации отводится большое место в психологии, как в отечественной, так и за рубежной. В связи с этим рассматриваются различные аспекты: мотивация к обучению, особенно к учебной деятельности, особенности мотивации в начальной школе. Кроме того, рассматривается мотивация межличностного общения младших школьников, мысли ребенка об отношении к нему других людей. К концу первой ступени средней школы совершенно необходимо сформировать мотивацию к обучению и познанию хотя бы в первую очередь – не только интерес к новым знаниям, и даже не только к общим законам, но именно к способу приобретения новых знаний. Изучение мотивации детей с нарушениями зрения представляет большой интерес для понимания психологических причин трудностей, которые испытывают дети в процессе обучения.
База исследования: ГУО «СОШ № 188, г. Минск»
Выборка исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 3 класса с нарушениями зрения в количестве 5 человек. Список учащихся представлен в Приложении А.
На констатирующем этапе эксперимента использовалась методика «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (разработана Н.Г. Лускановой) (Приложение Б).
Все дети были поставлены в одинаковые условия, перед началом выполнения задания, мы объяснили правила выполнения заданий. Исследование проводилось в индивидуальной форме, на выполнение задания давалось 20 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности. Мотивация к обучению характеризуется интенсивностью и стабильностью побуждений к обучению. Мотивация к обучению показывает желание учащегося овладеть знаниями. В то же время эта мотивация зависит от имеющихся у учащегося достижений.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Теоретический обзор литературы позволил установить, что у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения существуют трудности в учебной деятельности, а это ведет, в свою очередь, к низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности, к несформированности положительной мотивации учения. Мотивационные особенности усугубляются и наиболее полно проступают по мере приобретения ребенком с нарушениями зрения опыта школьных неудач. Младшие школьники с нарушениями зрения дают резко негативную реакцию на сложности, которые у них возникают в процессе обучения.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе получены результаты диагностики, которые был получены в результате проведенного исследования на констатирующем этапе исследования говорят о том, что учащиеся младшего школьного возраста имеют низкий уровень учебной мотивации. Дети не испытывают особого желанию посещать школьные уроки, часто у таких детей отмечаются пропуски посещения занятий. У учащихся можно отметить низкий уровень дисциплины и поведения во время уроков, а также детям свойственны невнимательность, растерянность, равнодушие. Учащиеся младшего школьного возраста с нарушениями зрения часто испытывают проблемы в процессе обучения, приобретения новых знаний.
Так были получены низкие результаты, на следующем этапе опытно-экспериментальной работы разработаны комплекс заданий и методических рекомендаций по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках по учебному предмету «Человек и мир». Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов на уроках «Человек и мир» преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ученика младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 201 с.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. – Минск, 2001. – 198 с.
3. Алексеева, М.И. Мотивы обучения учащихся / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.
4. Алферов, А.Д. Формирование ответственного отношения к обучению / А.Д. Алферов: учеб. пособ. – М., 2012. – 180 с.
5. Апиш, Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации / Ф.Н. Апиш. – М.: МГОУ,2003. – 180 с.
6. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.
7. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 2009. – № 10. – 72 с.
8. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М. : Просвещение, 2004. – 83 с.
9. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Педагогика, 2002. – 352 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 464 с.
11. Васильева, Т.А. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации / Т.А. Васильева // Школа и производство. – 2007. – №8. – 142 с.
12. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – 162 с.
13. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М., Педагогика, 2005. – 276 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер 2000. – 512 с.
15. Ишутинова, Л.М. Занимательный материал для уроков природоведения и экологии / Л.М. Ишутинова // Начальная школа, 2000. – № 6. – С. 43-51
16. Канюк, С.С. Психология мотивации: учебное пособие / С.С. Канюк. –М., 2012. – С. 238-248.
17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2010. – 198 с.
18. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 2003. – 214 с.
19. Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. – М., 2009. – 31 с.
20. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Мыльников // Народное образование. – 2002. – №9. – С. 38-43
21. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. – №1. – 61 с.
22. Панченко, С. Психологические аспекты эффективности современного урока (Методические рекомендации) / С. Панченко // Психолог. – 2006. – №6. – С.6-8.
23. Пометун, Е.И. Современный урок. Интерактивные технологии обучения / Е.И. Пометун: Научно–методическое пособие. – К.: А.С.К., 2013. – 265 с.
24. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // Школьный психолог. – 2004. – №10. – 82 с.
25. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении / Н.П. Слободяник. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256 с.
26. Учебная программа для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языком обучения. Учебные предметы. 1 – 4 классы. – 2008. – 184 с.
27. Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта [Электрон. Ресурс] / Allbest.ru – Режим доступа: http://www.allbest.ru/Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта.
28. Шустова, М.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / М.А. Шустова // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 35-41
29. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин // Педагогика и психология. – 2004. – № 10. – С. 45-54
30. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М., 2009. – 314 с.
31. Яновицкая, А.В. Как учить и учиться на уроке / А.В. Яновицкакая. Санкт-Петербург, 2016. – 187 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект урока по предмету «Человек и Мир».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты