Развитие методических идей Д. Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие методических идей Д. Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие методических идей Д. Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рисунок 1 Лена Кабалевская, Борис Клавдиевич Кабалевский, Митя Кабалевский. Санкт-Петербург. (1911 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рисунок 2 Лена Кабалевская, Надежда Александровна Кабалевская, Митя Кабалевский (1912 г).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рисунок 3 г. Куйбышев, декабрь 1965 г., школа № 88.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рисунок 4 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Рисунок 5 Кабалевский Д. Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рисунок 6 Музыка под руководством Д.Б.Кабалевского 1-8 классы.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО
1.1 Д.Б. Кабалевский – личность в истории отечественной музыкальной культуры и образования
1.2 Д.Б. Кабалевский о музыкальном воспитании
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НОВАТОРСТВА Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО
2.1 Анализ программы «Музыка»Д. Б. Кабалевского
2.2 Анализ конспекта урока, разработанного в соответствии с программой четырехлетней начальной школы по музыке, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, Е.Д.Критской
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Красоту окружающего мира и его культурные ценности можно оценить только при наличии желания и неустанного труда души, осваивающей опыт предшественников и стремящейся передать его будущим поколениям. Великий мастер, Д.Б. Кабалевский, посвятил свою жизнь этому благородному делу.
Д.Б. Кабалевский всегда подчеркивал необходимость специальной работы по духовному формированию личности ребенка: «Духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает поразительным свойством: чем он больше, тем легче человеку идти по жизненному пути. Музыка имеет гораздо большее значение в школах, чем искусство. Как литература и изобразительное искусство, музыка решительно включается во все сферы образования и воспитания наших школьников, как мощное и незаменимое средство формирования их духовного мира»[1]. Вся программа нацелена на формирование духовного мира человека, развитие его эстетических чувств, формирование общей и музыкальной культуры.
О том, что пришло время кардинально изменить систему уроков музыки в общеобразовательных школах свидетельствует тот факт, что уроки пения были переименованы в уроки музыки. Задача уроков пения обычно сводится к обучению учащихся основам хоровых и музыкальных знаний. Уроки музыки ставят перед собой задачу ввести учащихся в мир великого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всех ее богатых формах и жанрах – иными словами, развить музыкальную культуру, которая является частью всей их духовной культуры.
В начале 1970-х годов Д.Б. Кабалевский в своей педагогической и просветительской деятельности разработал принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального образования, основанную на опыте и идеях своих предшественников и современников. В ней он впервые представил цель школьного предмета «Музыка», музыкальную культуру школьников как неотъемлемую часть их общей духовной культуры и провозгласил принцип обучения музыке как живому образному искусству. В 1970-х и 1980-х годах в практику работы общеобразовательных школ была внедрена новая учебная программа «Музыка», разработанная на основе концепции Д.Б. Кабалевского, способствующая музыкальному и общему развитию детей и профессиональному росту педагогов-музыкантов [21].
Композиторское творчество Д.Б. Кабалевского, его педагогическую и общественную деятельность освещали: Г.К. Абрамовский, Л.А. Баренбойм, B.И. Викторов, Р.В. Глезер, Е.А. Трошева, Л.В. Данилевич, Д.Г. Дараган, C.И. Корев, Л.В. Михеева, П.П. Назаревский, Б.М. йеменский, З.Г. Палюх, Г.А. Пожидаев, Н.И. Рогожина, Н.А. Сладкова, Л.С. Третьякова и др.
Объект исследования: методические идей Д.Б. Кабалевского.
Предмет исследования: развитие методических идей Д.Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании.
Цель исследования: изучение особенностей развития методических идей Д.Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО
1.1 Д.Б. Кабалевский – личность в истории отечественной музыкальной культуры и образования
Композитор, педагог и ученый Дмитрий Борисович Кабалевский посвятил большую часть своей жизни музыкальному воспитанию и образованию детей и молодежи и по праву входит в число ведущих русских музыкальных педагогов XX века[12].
Дмитрий Борисович Кабалевский родился накануне первой русской революции – 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Его отец Борис Кабалевский, математик по образованию, уделял много внимания образованию сына и его сестры Елены, которая была на год старше, и привил им интерес к литературе, географии, естественной истории и технике [8, c. 4].
Любовь к музыке и музыкальные способности, скорее, достались ему от матери Надежды Александровны. Его родители не были людьми искусства, но они научили своих детей понимать ту огромную роль, которую искусство играет в жизни человека, в развитии его культуры и мировоззрения.
Он довольно рано почувствовал вкус к музыке. Его начали обучать музыке в возрасте семи лет, но учительница была довольно строгой, она запрещала мальчику импровизировать. Дима возобновил занятия шесть лет спустя, уже в Москве, когда семья Кабалевских переехала из Петрограда.
До переезда в Москву он учился в 3-классном городском училище и 1-й Петроградской классической гимназии. Окончил 35-ю Московскую советскую среднюю школу (1922), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном училище имени Скрябина (окончил в 1925). В 1925 году он поступил в Московскую государственную консерваторию (в 1929 году окончил ее по композиции у профессора Н.Я. Мясковского, а по фортепиано у профессора А. B. Гольденвейзера в 1930 году). Он был занесён на золотую доску [7, c. 14].
Его первые публикации произведений и критических музыкальных заметок относятся к 1927-28 годам. С 1925 года начал преподавательскую деятельность (в музыкальном училище имени Скрябина). С 1932 по 1939 год он был учителем (класс композиции).
Свою собственную работу он начал в 1922 году (аккомпаниатор, секретарь и управделами музыкального колледжа им. Скрябина). Позже, помимо преподавания, он был, в зависимости от года, первым скрипачом Центрального детского театра, редактором и заведующим детской редакцией в Музгизе, редактором в Радиокомитете, ответственным редактором журнала «Советская музыка», заведующим отделом художественной пропаганды. Был членом Союзного радиокомитета; заведующим музыкальным отделом Института истории искусств АН СССР.
Награжден медалью «Знак почета»(1940), орденом Трудового Красного Знамени.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НОВАТОРСТВА Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО
2.1 Анализ программы «Музыка»Д. Б. Кабалевского
К 1970-м годам отечественная педагогика накопила большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Однако возникла необходимость в создании единства, которое бы обозначило свои концепции и дало четкие направления формирования музыкальной культуры школьников.
Согласно словарю, концепция – это система представлений о каком-либо явлении, основная точка зрения, с которой оно рассматривается, доминирующая идея и т.д.
Под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского группе молодых ученых было предложено разработать такую концепцию.
Концепция и программа были разработаны в лабораториях Школьного института Министерства образования Советской Социалистической Республики в период с 1973 по 1979 год. Основная идея концепции воплощена в статье, предваряющей музыкальную программу «Основные принципы и методы музыкальных программ в средних школах». Сама программа была выпущена в малом варианте с пометкой «экспериментальная». Также была подготовлена партитура музыкального сопровождения программы, а также диктофон с записями всех произведений программы. Во время экспериментальной проверки программы Кабалевский сам давал уроки музыки в одной из московских школ. Эти уроки транслировались по телевидению, а книга Д.Б. Кабалевского для детей «Про трех китов и многое другое»была широко распространена по всей стране.
Для популярного использования в 1980 году была опубликована программа по музыке для 1-3 классов (с методическими планами уроков), а в 1982 году – для 4-7 классов [23].
В 1994 году была опубликована новая версия программы Т.А. Бейдера и Г.П. Сергеевой. Основной целью этого пересмотра было устранить идеологизацию содержания и позволить учителям творчески подходить к подготовке уроков. Поэтому в данной версии изменен музыкальный материал и исключены планы уроков.
Целью программы было формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д.Б. Кабалевский).
Задачи программы:
1. Развитие интереса к музыкальному искусству как культурному феномену.
2. Формирование ценностного отношения к музыке как части жизни человека.
3. Овладение музыкальной деятельностью через приобретение системы музыкальных знаний и навыков.
4. Развивать музыкальную компетентность.
Заключение
Дмитрий Кабалевский – выдающийся композитор, педагог-просветитель, пианист и дирижер, музыкальный мыслитель, общественный деятель, создатель концепций музыкально-эстетического воспитания детей и молодежи, энтузиаст пропаганды мирового классического музыкального наследия, сыгравший большую роль в формировании национального культурного и художественного пространства. Родился 30 декабря 1904 года в семье служащих в Санкт-Петербурге. Умер 14 февраля 1987 года. Когда его спросили, что такое счастье, он ответил: «Быть нужным», – ответил он. Он посвятил жизнь служению своему народу. Композитор, педагог и ученый Дмитрий Борисович Кабалевский посвятил большую часть своей жизни музыкальному воспитанию и образованию детей и молодежи и по праву входит в число ведущих русских музыкальных педагогов XX века.
В течение многих лет музыкально-педагогической работы с учащимися разных возрастов Д.Б. Кабалевский стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и основывалась на музыке, которая естественно и органично соединяла бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а уроки музыки в школе были бы естественно связаны с реальной жизнью. Д.Б.Кабалевский стремился найти такие принципы, методы и приемы, которые позволили бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приобщить к этому чудесному искусству, таящему в себе неизмеримые возможности для духовного обогащения человека.
В 1973 году известный композитор и общественный деятель Д.Б. Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка». В основу содержания программы Кабалевский положил принципы тематизма, который композитор ярко определил как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства по законам музыки. Система преподавания музыки и учебная программа по музыке Д.Б. Кабалевского явилась концептуальной основой для организации музыкальных курсов в общеобразовательных средних учебных заведениях. Анализ музыкальной педагогики XX века позволяет сделать вывод, что концепция арт-педагогики Д.Б. Кабалевского, вобравшая в себя позитивный опыт, предшествовавший ее созданию, представляет собой качественно новый этап в развитии науки и практики музыкального образования.
Анализ конспекта урока, разработанного в соответствии с программой четырехлетней начальной школы по музыке, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, Е.Д.Критской позволил констатировать, что программа Д.Б. Кабалевского настолько многогранна и продуктивна, своевременна и эффективна, что аналоги ей в музыкальной педагогике и найти трудно. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями программы Д.Б. Кабалевского на достаточном методическом уровне. Методы соответствуют возрастным особенностям, теме урока, форме урока, содержанию, поставленным задачам, уровню обученности и обучаемости детей. С помощью данного конспекта можно, достичь поставленной цели и планируемых результатов.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1983. – 111 с.
2. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990. – 206 с.
3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030700 – Музык. образование / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Academia, 2002. – 413,
4. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в общеобразовательных учреждениях. К 100-летию со дня рождения. – М., 2004.
5. Кабалевский, Д.Б. – композитор, ученый, педагог. – М.: НИИ-РО, 2004.
6. Кабалевский, Д.Б. Три кита в музыке // Музыка в школе, 1983, №1, С. 8.
7. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 206 с.
8. Кабалевский, Д.Б. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании : Книга для учителя : Сост. И.В. Пигарева / Департамент образования г. Москвы, Науч.-исслед. ин-т развития образования, Центр муз.-пед. образования им. Дмитрия Кабалевского. – М. : Изд-во Книга, 2004 (ПИК ВИНИТИ). – 191 с.
9. Кабалевский, Д.Б. Дело всей жизни: Сб. ст. / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. – М., 1995.
10. Кабалевский, Д.Б. Каждый класс хор? // Музыка в школе. – 1983. – № 3. – С. 11-22.
11. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? : [кн. для учителя] / Д. Б. Кабалевский. – [4-е изд., дораб.]. – М. : Просвещение, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). – 224 с.
12. Кабалевский, Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя / Сост. И. В. Пигарева. Отв. ред. Г. П. Сергеева. – М.: Изд-во ООО Книга, 2004. – 192 с.
13. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Программа по музыке. 1-3 классы. – M., 1985. – С. 4.
14. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2002.
15. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986. – 190 с.
16. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады выступления. – М.: Педагогика, 1973. – 334 с.
17. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое [Текст] : Книжка о музыке : [Для сред. и ст. возраста] / Дм. Кабалевский ; Рис. Р. Вольского. – 3-е изд. – Москва : Дет. лит., 1976. – 224 с.
18. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства / Д. Кабалевский. – М. : Мол. гвардия, 1984. – 142 с.
19. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск : БГПУ, 2010. – 216 с.
20. Королева, Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. – Минск : УП «Технопринт», 2003. – 216 c.
21. Красильникова, М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования /М.Красильникова // Искусство в школе. – 1997. – №3
22. Модернизация художественного образования. Мат-лы междунар. конференции к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. – М., 2004.
23. Музыка в школе : научно-методический журнал / учредитель: Нариман Кушаев. – Москва : Искусство и образование, 2003. – с 72-28
24. Программа по музыке для учащихся 1-8 кл. под руководством Д. Кабалевского. М., Просвещение, 2007.
25. Сизова, Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе / Л.С. Сизова. – М., 1997.
26. Теория и методика музыкального образования в школе: Н.-мет. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М.: Флинта: Наука, 1998.
27. Халабузарь, П.В. Основы методики преподавания предмета «Музыка»в общеобразовательной школе (Концепция Д.Б. Кабалевского) // Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – С. 137-157.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рисунок 1 Лена Кабалевская, Борис Клавдиевич Кабалевский, Митя Кабалевский. Санкт-Петербург. (1911 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рисунок 2 Лена Кабалевская, Надежда Александровна Кабалевская, Митя Кабалевский (1912 г).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рисунок 3 г. Куйбышев, декабрь 1965 г., школа № 88.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рисунок 4 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Рисунок 5 Кабалевский Д. Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рисунок 6 Музыка под руководством Д.Б.Кабалевского 1-8 классы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты