Формы правления
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формы правления»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Формы правления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Понятие формы правления, ее сущность и содержание: теоретический и исторический аспекты
2 Современные формы правления
2.1 Монархия: понятие, основные признаки и виды
2.2 Республика: понятие, основные признаки и виды
2.3 Современные формы правления
3 Форма правления Республики Беларусь: Исторический, правовой аспекты
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что среди комплексных институтов конституционного права форма правления представляет особый и постоянный интерес для исследования. Именно форма правления характеризует механизм организации и взаимодействия основных властных структур, институциональный дизайн высших органов государственной власти, и в предельно сжатом, сконцентрированном виде выражает суть государственности, прежде всего, ее внешнее выражение. При этом форма правления каждой конкретной страны определяется, прежде всего, конституционным статусом главы государства, порядком замещения этого поста, объемом его полномочий, системой взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти.
Особая значимость рассматриваемого института обусловило то, что он привлекает внимание не только ученых-правоведов, но и политических деятелей, всех слоев гражданского общества.
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее государственных органов, их взаимодействия между друг другом, а также степень участия населения конкретного государства в формировании таких органов.
Форма правления государства отражает характер связи населения с государственной властью.
Вне всякого сомнения, что человек чувствует себя уютно и защищенно в таком государстве, где в набольшей степени гуманно устроена государственная власть. Таковыми, по сути, являются государства с республиканской формой правления. Однако на сегодняшний день вовсе не исключена такая форма правления как монархия. Она до сих пор во многих странах Азии присутствует, причем в некоторых странах имеет прежние жесткие формы.
Монархия является одной из древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному человеку на праве наследования престола. В древние времена считалось, что монарх был помазанником Бога. Однако во многих случаях к власти пришли не совсем мирные процедуры. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала XIX века монархия была доминирующей формой правления во всех развитых странах. Даже сегодня несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, этот тип правления успешно существует во многих странах.
Объект: общественные отношения, складывающиеся при правовом регулировании института формы правления.
Предмет: научные теории, учебная литература, посвященная проблеме форм правления в теории государства и права.
Цель: расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний о понятия, сущности и классификации форм правления.
1 Понятие формы правления, ее сущность и содержание: теоретический и исторический аспекты
Большинство специалистов в области теории и истории государства рассматривают предпосылки и условия существования формы государства в конкретно взятой стране, не детализируясь до условий возникновения отдельно формы правления, формы государственного устройства и, что еще реже, формы политического режима, которая является более социально-политической, нежели теоретически-правовой категорией.
Русский философ И.А. Ильин писал, что «...каждая нация и каждая страна – это живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей уникальной историей, душой и природой. Поэтому каждая нация обязана своей, особенной, индивидуальной государственной форме и конституции, соответствующей ей и только ей. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепые заимствования и подражания смешны, опасны и могут иметь катастрофические последствия» [1, с. 45].
Так, например, В.М. Сырых отмечает, что «…различные политические, экономические, социальные и другие факторы влияют на форму государства. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства является совокупным результатом классового соотношения на определенной стадии развития общества, способности и решимости каждого класса участвовать в формировании воли государства и отражать свои интересы в законах и других нормативно-правовых актах» [2, с. 32].
Первыми, наиболее значимыми результатами учений о форме правления принято считать труды древнегреческих ученых. Французский исследователь Ф. Бенетон в своем труде «Введение в политическую науку» пишет: «С самого начала греческая политическая мысль была связана с классификацией форм правления и уделяла этому большое внимание. От Пиндара или Геродота до Аристотеля через Сократа, Ксенофона, Платона она тщательно искала, вносила коррективы и изменения, чтобы попытаться найти лучшее определение различий, существующих между формами правления» [3, с. 23].
Итак, досократик выделил три основные формы правления, отличающиеся количеством правителей: если один правит, то монархический режим, если правят несколько человек, то это олигархия, если народ суверенный, то это народ правление или демократия. Схема трех форм правления, заложенная в древней Греции, послужила основой для всех последующих размышлений о наилучшей форме правления как главной проблеме жизни в обществе.
Следующий шаг в этом направлении был сделан Платоном. Платон расширил схему форм правления до пяти разновидностей: тимократия, тирания, аристократия, олигархия и демократия. Причём каждая из форм правления обладает свойством вырождаться и, в конце концов, переходит в тиранию.
2 Современные формы правления
2.1 Монархия: понятие, основные признаки и виды
Понятие «монархия» в переводе с греческого языка означает единовластие. Монархия представляет собой форму государственного правления, в которой верховная власть принадлежит единолично главе государства – монарху и, в большинстве случаев, передается по наследству.
В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан – в Малайзии, Брунее, Омане, эмир – в Кувейте, ОАЭ, великий герцог – в Люксембурге, князь – в Лихтенштейне.
История монархии появилась с истории государства. В древности монархией часто считали деспотию (тиранию), когда вся верховная власть принадлежала одному лицу, т.е. монарху, личность которого зачастую обожествлялась, как при жизни, так и после его смерти, а в стране царил произвол и бесправие граждан. Подобный вид монархии существовал среди основной части рабовладельческих стран.
В раннефеодальную эпоху и эпоху рабовладения в ряде государств начинает зарождаться отличительная разновидность монархии – теократия. Управление государством осуществляло духовенство, а глава церковной иерархии обладал, помимо высочайшей духовной (церковной) власти, светской властью.
В настоящее время на карте мира насчитывается 31 государство с монархической формой правления. Например, к ним относятся Швеция, Норвегия, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Монако, Оман, Катар, Япония, Таиланд, Бахрейн, Марокко, Лесото, Тонго и др.
Самой древней из всех уцелевших монархий в мире является императорская династия Японии. Как свидетельствуют исторические хроники, первый Император вступил на японский трон в 660 году до нашей эры, а нынешний Император (с 1989 года им является Акихито) – уже 125-й в этом непрерывном ряду.
Признаки монархии следующие: во главе государства находится именно монарх, который пользуется всей полнотой своей власти, как правило, по наследству; приобретает власть монарх по принципу крови, наследуя власть по собственному праву; монарх не несет какой-либо ответственности за свои политические действия; в руках монарха сосредотачивается вся полнота верховной власти государства; монарх – это единственный источник любого права, лишь по его волеизъявлению различного рода постановления приобретают силу закона; монарх стоит во главе исполнительной власти.
3 Форма правления Республики Беларусь: Исторический, правовой аспекты
Действующая Конституция Республики Беларусь была принята на референдуме в марте 1994 года, а законную силу приобрела через две недели - 30 марта.
Основой данного нормативно-правового акта послужил проект Конституции Российской Федерации от 1993 года.
Принятый документ функционировал без изменений два с лишним года. Но со временем некоторые положения вступили в противоречие с действующими реалиями. Речь идёт о том объёме полномочий, которыми изначально был наделён Верховный Совет Республики Беларусь. Например, он мог изменять положения Конституции, назначать проведение выборов и референдума, определять военную доктрину, а также избирать высших должностных лиц республики: председателя Национального банка, председателя Контрольной палаты, генерального прокурора.
Президент и правительство в лице Кабинета министров были наделены весьма ограниченными полномочиями (об этом говорит даже отсутствие в документе отдельной главы о роли и полномочиях Кабинета министров).
В 1996 году страну настиг очередной политический кризис, причиной которого стали разногласия между Верховным Советом Республики и президентом А. Г. Лукашенко (избранным ещё в 1994 году). Именно по его инициативе в конце ноября 1996 года был проведён референдум, по итогам которого форма правления в Республике Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую. Полномочия премьер-министра – главы правительства – были значительно расширены. Например, теперь он мог назначать высших должностных лиц республики, речь о которых шла выше.
Очередное изменение положений Конституции произошло в результате референдума в 2004 году, также инициированного президентом республики. По его итогам А. Г. Лукашенко получил право участвовать в президентских выборах неограниченное количество раз.
С того момента и по настоящее время форма правления в Белоруссии не изменилась.
Фундаментальные положения, которые содержит документ высшей юридической силы, следующие: Конституция Республики Беларусь определяет устройство и функционирование экономической, политической и социальной сфер жизни общества, закрепляет основные права и свободы граждан. Состоит из преамбулы и 146 статей, заключённых в 9 разделов.
Классическая теория государства и права выделяет несколько форм правления, но самыми распространёнными среди них являются две: монархия и республика. Вторые могут быть парламентскими, президентскими и смешанными. Все зависит от того, какому из государственных органов принадлежит большая полнота власти.
Заключение
Форму правления можно рассматривать как определенное правоотношение, как организацию институтов управления государства и как институт верховной власти в государстве.
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее государственных органов, их взаимодействия между друг другом, а также степень участия населения конкретного государства в формировании таких органов.
Традиционно по форме правления государства подразделяются на две основополагающие группы: монархии и республики.
Монархия – это форма правления, которая характеризуется наличием единоличного правителя, который правит пожизненно, и в руках которого сосредоточена вся полнота власти.
Признаки монархии заключаются в следующем:
- глава государства – монарх;
- власть монарха передается по наследству, или динанически;
- деятельность монарха не ограничена определенным сроком;
- не несет ответственность за результаты своей деятельности.
Виды монархии: абсолютная и конституционная (представительная).
Абсолютная монархия (неограниченная) есть такая форма правления, при которой власть монарха абсолютно ничем и никем не ограничена. Фактически все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточены в руках единоличного монарха.
Конституционная монархия (представительная, ограниченная) – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Такая форма правления делится на дуалистическую монархию и парламентскую монархию.
В парламентской монархии у монарха практически нет реальной власти, он выполняет свои функции номинально. Юридически он издает законы, имеет право абсолютного вето, назначает и освобождает от должности чиновников любого ранга, объявляет войну и заключает мир. Однако монарх не имеет права выполнять свой мандат самостоятельно. Монарх является символом страны и представляет ее, он «правит, но не правит».
Несмотря на то, что конституции некоторых парламентских монархий обеспечивают и широкий спектр полномочий главы государства, монарх осуществляет их по рекомендации правительства, которое либо прямо установлено законом, либо вытекает из конституционных положений.
1. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2005. – 496 с.
2. Сырых, В. М. Теория государства и права: учебник для вузов / В. М. Сырых. – М. : Юстицинформ, 2012. – 704 с.
3. Бенетон, Ф. Ведение в политическую науку / Пер. с фр. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. – 368 с.
4. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права / Р. В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2016. – 576 c.
5. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2016. – 515 с.
6. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник / В. В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2015. – 520 с.
7. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. – М.: Академический проект, 2015. – 720 c.
8. Грановский, С. А. Прикладная политология : учебное пособие / С. А. Грановский. – М. : Флинта, 2004. – 274 с.
9. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия: учебное пособие / В. Н. Хропанюк. – М. : Интерстиль, 2008. – 384 с.
10. Коркунов, И. М. Лекции по общей теории права / И. М. Коркунов. – М. : Юрайт, 2018. – 420 с.
11. Теория государства и права: учебник для академ. бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Бабаева, Н.Я. Данилевский – М.: Юрайт, 2019. – 578 с.
12. Сорокин, П. С. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства / П. С. Сорокин. – Спб.: С.-Петерб. Ун-т, 2009. – 240 с.
13. Теория государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – М.: Проспект, 2016. – 324 с.
14. Абдуллаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – 4-е изд. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 410 с.
15. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Мн. : Амалфея, 2007. – 480 с.
16. Мелехин, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.
17. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
18. Дмитрук, В. Н. Общая теория государства и права: учебник / В. Н. Дмитрук. – Мн. : Амалфея, 2016. – 125 с.
19. Комаров, Теория государства и права: учебник / Комаров, А. В. Малько. – М. : Норма, Инфра-М, 2016. – 440 с.
20. Власова, Т. В. Теория государства и права / Т. В. Власова. – М. : Книга по Требованию, 2016. – 226 c.
21. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – Мн. : Академия МВД, 2014. – 478 с.
22. О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь 4 января 2010 г. № 108-З : с изм. и доп. : в ред. Зак. Респ. Бел. от 18 декабря 2019 г. № 273-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты