Современные проблемы и тенденции в области образования, влияющие на характер образовательных программ дополнительного образования взрослых
РИПО (Республиканский институт профессионального образования)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современные проблемы и тенденции в области образования, влияющие на характер образовательных программ дополнительного образования взрослых»
по дисциплине: «Проектирование образовательных программ дополнительного образования взрослых»
2021
45.00 BYN
Современные проблемы и тенденции в области образования, влияющие на характер образовательных программ дополнительного образования взрослых
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Проектирование образовательных программ дополнительного образования взрослых
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
1.1 Дополнительное образование как элемент системы образования в Республике Беларусь
1.2 Технологии организации дополнительного образования взрослых людей
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
2.1 Анализ современных проблем и тенденций в области образования, влияющие на характер образовательных программ дополнительного образования взрослых
2.2 Разработка рекомендаций по организации дополнительного образования взрослых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях быстрого развития и смены технологий обновление и формирование новых профессиональных компетенций работников должно происходить с упреждением, до появления у субъектов экономической деятельности существенной реальной потребности в таких компетенциях. При этом существенная нагрузка в профессиональном образовании, как ожидается, будет приходиться на систему дополнительного образования взрослых. В этих условиях дополнительного образования взрослых и, в частности, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, должны основываться преимущественно на программах упреждающего обучения. Деятельность учреждений дополнительного образования взрослых должна носить опережающий и инновационный характер, быть многовекторной. Как вариант, инновационное непрерывное профессиональное дополнительное образование взрослых может включать, кроме традиционных форм, обучение, основанное на концепции модульно-накопительной системы с широким использованием технологий электронного обучения. При этом цифровые приложения и образовательные ресурсы, адаптирующиеся под потребности и возможности конкретного индивида, призваны изменить методы и архитектуру дополнительного профессионального образования, его цели, принципы и характеристики.
В современных условиях, в контексте развития идей системы образования на протяжении всей жизни, дополнительное образование становится все более актуальным. Дополнительное образование является наиболее гибкой и эффективной формой образования, позволяющей реализовать идеи «обучения на протяжении всей жизни» и «обучения на протяжении всей жизни».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
1.1 Дополнительное образование как элемент системы образования в Республике Беларусь
Традиционным институтом, обеспечивающим «усвоение людьми знаний, ориентаций и опыта, накопленного в обществе», является образование.
Образование – это самостоятельный феномен, имеющий философские основания, ценностные ориентации. Отвечая потребностям общества, образование выступает в качестве ключевого фактора социализации личности в постоянно изменяющейся экономической, социальной и культурной среде, условием горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций [4, с. 41].
Образование, понимаемое как процесс, целью которого является не только компетентный выбор траекторий образовательной траектории, но и обеспечение саморазвития личности, является важной предпосылкой работе с ним. Его также можно рассматривать как механизм сохранения или устранения индивидуальности в социальной системе.
В интересах государства и общества обеспечить каждому человеку условия для расширения и обновления его знаний и навыков. Все эти взаимозависимости между уровнем гражданского образования и уровнем стабильности и развития страны предопределяют особенно острое отношение к вопросам образования [12, с. 159].
Идея обучения на протяжении всей жизни стала прогрессивной идеей XX века, поскольку в век глобализации и информации она привлекла внимание к каждому конкретному человеку, к необходимости обеспечить ему условия для постоянного развития, совершенствования, творческого обновления на протяжении всей жизни. Реализация этой идеи создает основу для процветания общества.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
2.1 Анализ современных проблем и тенденций в области образования, влияющие на характер образовательных программ дополнительного образования взрослых
Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему, решающую задачи обеспечения отрасли профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, удовлетворения потребностей руководящих работников и специалистов в профессиональном совершенствовании.
Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций.
Наиболее востребованными являются образовательные программы повышения квалификации и переподготовки.
Расширяется применение программ повышения квалификации с использованием элементов дистанционных технологий обучения.
В системе дополнительного образования взрослых активно используются технологии «открытого образования», интерактивные формы обучения, проектные и другие методы и технологии, стимулирующие активность обучающихся, формирующие навыки анализа информации и самообучения, возрастает роль самостоятельной работы обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительное образование – это возможность обучения на протяжении всей жизни. Ключевым здесь является слово «дополнительный», поскольку оно подразумевает добавление знаний к имеющемуся опыту. Оно служит «билетом» для решения профессиональных и жизненных проблем взрослых. Цель дополнительного образования – предоставление возможностей взрослым людям в овладении личностными и профессиональными компетенциями, которые помогут им в улучшении качества жизни в современном обществе.
Дополнительное образование взрослых выстраивается на основе гуманистического, личностно ориентированного подхода, при этом открытым для обсуждения является вопрос об основных методах дополнительного образования. Дополнительное образование взрослых опирается не только на интеллектуальные способности обучающегося, но и на опыт деятельности, взаимодействия, эмоциональное переживание. Отмечается, что дополнительное образование протекает на трех уровнях «когнитивном, практическом и аффективном». Обучающийся не только получает новую информацию, но и пробует реализовать решения, тренирует навыки, осознает эмоции, ценности, формирует свое отношение. В современном обществе высшей целью является получение новых знаний. В условиях стремительного развития современных технологий обществу необходимо быстро адаптироваться и овладеть ими. Дополнительное образование значительно упрощает эту ситуацию. Дополнительное образование взрослых является наиболее гибкой и эффективной формой образования, которая позволяет реализовать идеи «образования длиною в жизнь» и «образования шириною в жизнь». Сегодня оно является одной из неотъемлемых форм обучения. Социально-культурное обслуживание взрослых граждан способствует формированию и сохранению их активных жизненных позиций, укреплению чувства собственного достоинства.
1. Альнаревич, В. Социальная геронтология / В. Альнаревич. – Ростов-на-Дону, 1997. – 257 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–Пресс, 2011. – 469 с.
3. Булганина, С.В. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение / С.В. Булганина, М.П. Прохорова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н. Новгород: Мининский университет, 2016. – 197 с.
4. Ворошилова, О.С. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни / О.С. Ворошилова, Ю.А. Прихунова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 4. – С. 37-43
5. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А.Д. Григорьев – Минск: Дизайн ПРО, 2000. – 335 с.
6. Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. – Минск: ИООО «Экономика и право», 2004.
7. Курбатов, В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
8. Леднев, В.С. Непрерывное образование: структура и содержание / В.С. Леднев. – М., 1998. – 316 с.
9. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. «Соц. педагогика» / Т.В. Лодкина. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
10. Метлякова, Л.А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания: на примере учреждений дополнительного образования детей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Метлякова Любовь Александровна. – Ижевск, 2012. – 312 с.
11. Монахова, Л.Ю. Интегративные основы построения современной теории образования взрослых / Л.Ю. Монахова // Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России. – СПб.: ИОВ РАО, 2000. – С. 65–71.
12. Мухлаева, Т.В. Международный опыт дополнительного образования / Т.В. Мухлаева. – Человек и образование. – 2010. – №4. – С. 158–162.
13. Национальный Интернет портал Республики Беларусь / Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011–2015 годы утверждена в Беларуси. – Минск, 2010.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Kompleksnaja-programma-razvitija-sotsialnogo-obsluzhivanija-na-2011-2015-gody-utverzhdena-v-Belarusi_
i_519928.html.
14. Нишопалиев, У. Интеграция содержания форм обучения непрерывного образования / У. Нишопалиев, Р. Чориев // Среднее проф. образование. – 2002. – № 3. – С. 50–51.
15. Основы социальной работы / под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфро-М, 1997. – 389 с.
16. Прохорова, М.П. Образовательные инновации глазами студентов / М.П. Прохорова, С.В. Булганина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – № 6 (часть 1). – 2016. – С. 158–162.
17. Ситранова, С.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы / С.Б. Ситранова // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. – 436 с.
18. Славкина, М.А. Возрастная психология (психология развития): 100 вопросов / М.А. Славкина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с.
19. Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 23 окт. 2020 г. – Минск: РИВШ, 2020. – 268 с.
20. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко. – М.: Дашков и К., 2014. – 496 с.
21. Тренер, группа, семинар: другой путь образования молодежи / А. Богдзевич [и др.]. – Берлин: Коллегия им. Теодора Хойсса фонда имени Роберта Боша и объединения MitOst, 2009. – 142 с.
22. Хизбуллина, Р.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования / Р.Р. Хизбуллина // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/04/14891/.
23. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для вузов / М.В. Шакурова. – 5–е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты