Содержание и способы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях средней школы
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Содержание и способы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях средней школы»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Содержание и способы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях средней школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк для ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Склонности к агрессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк для ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Склонности к агрессии».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
I Теоретические основы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях средней школы
1.1 Сущность понятия агрессивное поведение, причины его появления
1.2 Основные типы агрессивного поведения подростков
1.3 Характеристика подросткового возраста
1.4 Направления, формы и методы профилактики агрессивного поведения подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
II Эмпирическое исследование особенностей поведения подростков в условиях средней школы
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков в условиях средней школы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы во всем мире отмечается рост агрессивных и враждебных тенденций среди подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает агрессивное поведение детей во время возрастного кризиса. Статистические данные свидетельствуют о том, что число подростков с девиантным поведением в Республике Беларусь не уменьшается. Проявлениями агрессии среди подростков выступают: совершение преступлений против жизни и здоровья, умышленное причинение телесного повреждения различной степени, а также причинение смерти по неосторожности [1].
В современных условиях агрессия для подростка становится одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и ростом чувства взрослости. Агрессивное поведение подростков вызывает беспокойство у родителей и педагогов, с другой стороны – затрагивает общество в целом. Деструктивное поведение и приводит к различным сложным последствиям, среди которых: нарушения в отношениях с окружающим, рост преступности, численности суицида (при аутоагрессии). В связи с этим становится актуальным поиск путей профилактики агрессивного поведения в среде подростков.
В последние годы в Республике Беларусь государство и общество уделяют проблеме самое пристальное внимание. Целью общества является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности подрастающего поколения. В нашей стране принят ряд законодательных документов, касающихся проблемы предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних. Закон Республики Беларусь 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка» – закон среди прочих мер признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации социально дезадаптированных детей, к которым относятся и дети, склонные к агрессии [3].
В современном белорусском законодательстве особое внимание уделяется мерам, направленным на профилактику девиантного, в том числе и агрессивного, поведения подростков. Указом Президента Республики Беларусь утверждено «Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних (в ред. постановления совмина от 24.07.2013 № 651)». На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств Республики Беларусь по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Республики Беларусь.
I Теоретические основы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях средней школы
1.1 Сущность понятия агрессивное поведение, причины его появления
В Психологическом словаре термин «агрессия» (от латинского «аgrеssio» – нападение, приступ) определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [8, с. 9].
Как отмечает И.А. Фурманов, агрессия представляет собой один из способов решения проблем, которые возникают в фрустрирующих ситуациях, способствующих появлению психической напряженности. Агрессивные способы преодоления трудностей могут носить прямой характер (акты поведения направлены на цель) и косвенный характер (на другие объекты). Агрессия как форма поведения обусловлена комплексным личностным образованием, которое детерминирует и направляет реализацию агрессивного поведения [9, с. 11].
Ф.Ф Русланова утверждает, что агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой. Агрессивное поведение описывают в виде: а) действия как такового (наступление, атака, нападение); б) действия против определенного объекта, в том числе человека, становящегося жертвой агрессии; в) действия с учетом ситуации – ее специфики, способствующей агрессивной атаке, поведению или провоцирующей его [10, с. 152].
Агрессивное поведение также рассматривается как девиантного поведения, под которым понимается поведение, которое не соответствует социальным нормам и ожиданиям. Агрессивное поведение, по мнению многих авторов, включается в классификацию девиантного поведения, так как оно причиняет вред самой личности или другому лицу. По мнению Е.В. Змановской, агрессия как внутренняя побудительная тенденция является неотъемлемой частью личностной динамики и в норме, так и при нарушениях личности [11, с. 127].
II Эмпирическое исследование особенностей поведения подростков в условиях средней школы
2.1 Организация и характеристика методов исследования
С целью выявления факторов и особенностей, влияющих на формирование агрессивного поведения в подростковом возрасте, нами было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования: агрессия как свойство личности.
Предмет исследования: психологические особенности агрессии в подростковом возрасте.
Задачи эмпирического исследования:
- выявить особенности сформированности социальных навыков у старших подростков.
- определить приоритетный тип агрессии для старших подростков.
- разработать методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков.
База исследования: эмпирическое исследование было проведено на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №32 г. Бреста».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 представителей старшего школьного возраста 14-16 лет. В выборке приняли участие 13 мальчиков (65%) и 7 девочек (35%). В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Этапы эмпирического исследования:
- на первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
- на втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
- на третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессивное поведение – это прежде всего внешне экспрессивные действия, направленные на другого человека. Обычно такое поведение носит краткосрочный (преходящий) характер и меняется в зависимости от ситуации или от изменения одной ситуации к другой.
Проанализировав различные способы борьбы с возникновением агрессивного поведения, мы пришли к выводу, что причины агрессии многофакторные.
В профилактике агрессивного поведения школьников необходимо учитывать, как природные факторы (наличие агрессивного поведения как индивидуальной тенденции) и микросоциальные факторы (взаимодействие в семье, референтные группы, школьные классы), так и макросоциальные факторы (социально принятые модели поведения, пропаганда через СМИ).
Профилактическая работа социального педагога направлена на то, чтобы дать подростку возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить себя, быть оцененным другими в процессе участия и, наконец, попытаться найти оптимальные варианты взаимоотношений со сверстниками и учителями, выбрать приемлемую форму поведения.
Предупреждение и предотвращение агрессивного поведения у подростков становится не только социально важным, но и психологически необходимым.
Профилактика рассматривается как комплекс мер, направленных на предотвращение, устранение или нейтрализацию причин и условий, приводящих к социально девиантному поведению подростков.
Ведущая роль в профилактике агрессивного поведения у детей и подростков принадлежит семье и родителям. Однако важную роль играют учителя и психологи. Для предотвращения агрессивного поведения необходимо обучать молодых людей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами общества и умению находить мирные способы разрешения конфликтов. Навыки совместной работы также очень важны, особенно в школьном контексте.
Методы профилактики агрессивного поведения у подростков могут включать игровые упражнения, интерактивные игры, дискуссии и арт-терапию.
Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классных руководителей, психологов, молодежных организаций.
1. Данные судебной статистики за 2017 год об осужденных несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – URL: http://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/children/be0aa941308b4c48.html.
2. Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 года «Об образовании» № 243-З [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.pravo.by / world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243.
3. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка» [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=v19302570.
4. Инструктивно-методическое письмо «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей» [Электронный ресурс]. – URL: http: // pandia.ru / text / 79 / 496 / 2908.php.
5. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.adu.by / modules.php.name=News&file=article&sid=1364.
6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82. // [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.adu.by / koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
7. Письмо Министерства Образования Республики Беларусь от 22.12.2008 N 12-02-05 / 1645 «О направлении Методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, для использования в работе органами управления образованием и учреждениями образования» [Электронный ресурс]. – URL: http: // pravo.levonevsky.org / bazaby11 / republic12 / text344.htm.
8. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинечнко, Б.Г. Мещерякова. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
9. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: монография / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
10. Расулова, Ф.Ф Агрессивное поведение и агрессивность личности / Ф.Ф.Расулова // Путь науки. – 2016. – № 7. – С. 84-85.
11. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В. Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
12. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк; Ред. Д. И. Фельдштейн; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 96 с.
13. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 1-7.
14. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26-30.
15. Михайлова, О.Б. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении / О.Б. Михайлова, С.М. Сафи // Мир науки. – 2017. – Том 5, № 6. – С. 1-7
16. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
17. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций// Вопр. психологии, № 6, 1982.- С. 44-56.
18. Кайзер Г. Криминология .Введение в основы. – М.: Прогресс, 1979. – С. 97-104.
19. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
20. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98-109.
21. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Ольшанская. – М.: МОДН ГЛУ, 2000. – 19 с.
22. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. – 379 с.
23. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А.В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
24. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
25. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
26. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
27. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198-200.
28. Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 5. – С. 16-17.
29. Шестакова, Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии. – 2011. – № 1. –
С. 211-225.
30. Воронова, Т.Ф. «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т.Ф. Воронова. – Санкт-Петербург: ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
31. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков: вопросы и ответы / Т.В. Ничишина // Выхаванне i дадатковая адукацыя, – 2017. – № 6. – С. 26-31.
32. Матецкая, Е.В. Профилактика вербальной агрессии среди подростков посредством тренинговых занятий / Е.В. Матецкая // Инновационная наука. – 2017. – Том 7. – С. 105-107.
33. Ворошилин, С.И. Проблемы нехимических (поведенческих) зависимостей / С.И. Ворошилин // Актуальные проблемы возрастной наркологии: материалы Региональной научно-практ. конференции (Челябинск 19-20 ноября, 2009 г.). – Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2009. – С. 27-29.
34. Базайкина, Т.В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков / Т.В. Базайкина, Л.И. Кундозерова, С.М. Милинис // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5 –
С. 44-45.
35. Чижова И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков / И.Н. Чижова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 139-145.
36. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365 с.
37. Лаптева, Ю.А. Опытно-экспериментальное исследование по профилактике агрессивного поведения подростков в общеобразовательном учреждении / Ю.А. Лаптева // Общество, технология и окружающая среда: сборник научных трудов. – Москва, 2017. – С. 276-280.
38. Болонева, Е.А. Методы профилактики агрессивного поведения подростков / Е.А. Болонева, Н.Н. Климентьева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 10. – С. 15-17.
39. Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк для ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Склонности к агрессии».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк для ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Склонности к агрессии».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты