Религиозный фактор становления политических культур в католических странах
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Религиозный фактор становления политических культур в католических странах»
по дисциплине: «Политическая культура»
2021
45.00 BYN
Религиозный фактор становления политических культур в католических странах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Политическая культура
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КАТОЛИЧЕСКИХ СТРАНАХ
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КАТОЛИЧЕСКИХ СТРАНАХ
1.1. Понятие политической культуры
1.2. Особенности политической культуры в католических странах
2. РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Религия и ее роль в современном мире
2.2. Особенности католицизма как направления христианства
3 РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Религиозный фактор в мировой политике
3.2. Религиозный фактор как инструмент политики в католических странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение мирополитических процессов являются одной из наиболее динамично развивающихся областей гуманитарных и общественных наук. На фоне обострения межкультурных, межцивилизационных и межрелигиозных противоречий внимание исследователей обращается к анализу участия религиозных организаций в современной мировой политике. Исследование вопроса соотношения таких сфер общественной жизни, как религия и политика, становится особенно актуальным в свете конъюнктурной политической ситуации в мире: развивается деятельность террористических организаций; приобретает популярность политика создания национальной идеи; растут культурные противоречия. Религия всегда оказывала определенное влияние на другие сферы общества, но именно сейчас доля ее участия в политической жизни становится особенно ярко выраженной.
Роль религии в современном обществе не может быть преувеличена, а в вопросе соотношения с другими сферами общества она приобретает особое значение. Религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции. И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе.
Религия не без основания претендует на регламентацию жизни человека и общества в целом. Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении религии и других сфер общества, в частности, политики.
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КАТОЛИЧЕСКИХ СТРАНАХ
1.1. Понятие политической культуры
Политическая культура начала формироваться вместе с возникновением политической жизни, политики. С этого момента началось и ее изучение. Начало изучению проблемам политической культуры было положено еще мыслителями Древнего мира. Однако, термин «политическая культура» появился значительно позже, а именно в XVIII веке был выведен в свет видным немецким философом И. Гердером. Позднее это понятие широко стали использовать многие ученые и философы, представляющие самые разные направления социально-политической мысли.
В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность ориентации, ценностей, верований, установок. Первыми такое определение политической культуры дали американские социологи, последователи И.Гердера, Г. Алмоиди, С. Верба. Они «определили политическую культуру как совокупность психологических ориентации людей по отношению к. политическим объектам. По их мнению, политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации».
Подобные определения дают и некоторые русские исследователи. «Особенность политической культуры заключается в том, — пишет, например, К. С. Гаджиев, — что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования» [1, с. 94].
2 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Религия и ее роль в современном мире
Всем известно, что религия играет огромную роль в жизни государства и всего общества. Но порой возникает вопрос, возможен ли упадок религии в последнее время в современном обществе на фоне развития двух основных сфер нашей жизни - науки и политики?
Еще давно О.Конт сделал прогноз относительно будущего религии путем «закона трех стадий», который гласит, что религия, в конце концов, будет вытеснена наукой. Правда, при этом Конт ясно осознавал социальную функцию религии, понимая, что обществу необходим идеал, способный побудить к альтруизму и самопожертвованию, что именно без этого общество не сможет обойтись.
По мнению одного из наиболее влиятельных теологов нынешнего столетия Д. Бонхёффера, современный человек, овладевший научными методами познания больше не видит надобности обращаться к Богу, чтобы объяснить мир.
Другой, отличной от социологической теории Конта, прогнозировавшей исчезновение религии, была теория К. Маркса. В религии Маркс видел, прежде всего, проявление феномена отчуждения, а потому полагал, что в той мере, в какой будет преодолеваться экономическое угнетение и сопровождающие его формы "превратного мира", религия будет уступать место адекватному, реалистическому пониманию общественной жизни. Для Маркса религия — одна из форм "ложного сознания", прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком. Религия, сведенная к той единственной ее модели, к которой она направляет энергию человека на обретение "царства небесного" и противостоит в этом отношении к социализму как построению достойной жизни уже здесь, "на земле'', — религия в результате перехода от классового к бесклассовому обществу, скачка из царства необходимости в царство свободы должна "отмереть".
3 РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Религиозный фактор в мировой политике
В современных подходах к определению понятия «религиозный фактор», его места и роли в общественных процессах нет достаточной четкости и конкретности.
Несмотря на предпринимаемые попытки осмысления взаимоотношений религии и политики — от их взаимоисключения до взаимообусловленности и чуть ли не тождественности, — очевидной остается проблема использования религиозного фактора в политических целях (в широком смысле); и эта проблема все еще не получила достаточного освещения [11, с.56].
Обращает на себя внимание факт научно необоснованного и по сути политически-спекулятивного, безответственного манипулирования понятиями «религиозный» «фундаментализм», «радикализм», «экстремизм» в академической среде, что, на наш взгляд, ведет к дискредитации фундаментальных основ бытия, а потому является не чем иным, как диверсией в отношении национальной картины мира.
Религиозный фактор — эффективный инструмент интеграции / дезинтеграции в социально-политических процессах, проявление которого фиксируется на всем протяжении исторической эволюции.
Религиозный фактор — понятие/термин, характеризующий влияние религии как социального института на иные, нерелигиозные, стороны общественной жизни.
В своем историческом развитии он, реализуясь в форме духовно-нравственных убеждений и ценностей индивида(ов), формировал (или оказывал фундаментальное влияние) на мировоззренческие установки общества, определяя культурный код и преобладающие особенности наций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принято выделять несколько основных причин (форм) взаимовлияния политики и религии.
Первая является следствием того, что религия является одним из видов идеологической системы и уже поэтому даже одним своим присутствием в обществе является включенной в его политическую жизнь.
Вторая определяется человеческим фактором, т.е. порождена интересами и действиями духовенства, когда достаточно просто и убедительно ради высокой цели обосновывается необходимость учета религиозно-нравственных норм в том или ином социальном действии или политическом решении.
Третья отражает корыстные намерения политиков использовать религию в своей политической борьбе. А четвертая появляется там и тогда, когда верующие вынуждены обращаться к религии, чтобы укрепиться духом в проявлении своего протеста и жестком оформлении своих интересов, чаяний и надежд, способных порождать социальные и политические угрозы.
Сам факт обращения политологии и политики к религиозному фактору показывает значимость религиозных акторов в современной мировой политике и актуальность религиозного вопроса в современных процессах. Религиозные акторы в политике действуют по ряду направлений.
Во-первых, это опосредованное влияние на социальные установки, под воздействием которых формируется политика государства, определяется ее характер, ее концепция и практическое воплощение, учитываются политические и экономические интересы.
Во-вторых, это непосредственное, прямое участие религиозных, а также светских, мирских структур – политических партий религиозной ориентации и т.д. в международной деятельности.
1. Политология. Курс лекций: Учебное пособие.— М., 1993. — 404 с.
2. Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки. — 1991, — №4. — С. 105-107.
3. Аргентинская Республика: конституционный строй, права человека, выборы / рсд.-сост. Н.М. Миронов [пер. с исп.]. - М. : ЛЕНАНД, 2007. - 312 с.
4. Ларионова, М.В. Язык и политика в коммуникативном пространстве испанского политического дискурса / М.В. Ларионова // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – №2. – С. 215-220.
5. Кожановский, А.Н. Народы Испании во второй половине XX века / А.Н. Кожановский. – Москва: Наука, 1993. – 187 с.
6. Дронова, С.Ю. Национальное самоопределение Каталонии: за и против / С.Ю. Дронова // Вестник Финансового университета. – 2015. – №6. – С. 71-79.
7. Яковлев, П.П. Испания в мировой политике / П.П. Яковлев. – Москва: ИЛА РАН, 2011. – 384 с.
8. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.— М.: Наука, 1995 —223
9. Вудс Т. Как Католическая Церковь создала Западную цивилизацию. М., 2010. - 45 с.
10. Государство и религии в Европейском Союзе (опыт Государственно-конфесииональных отношений) / под ред. М.А. Воскресенского, А.А. Красикова, Р.Н. Лункина и др. М., 2009. – 109 с.
11. Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей // Вопросы экономики. 2008. № 5. – С. 56-57.
12. Борко Ю. Европейский Союз: факты и комментарии. Вып. 58. М.: Ин-т Европы РАН, Ассоц. Европ. Иссл., 2009. – С.89.
13. Элбакян Е.С. Изучение религии в научной парадигме: общее и особенное // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 1. С. 62.
14. Митрохин Л.Н. Христианские ценности на рубеже III тысячелетия // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения: сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. Ч. 2: Институт научного атеизма — Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. М., 2009. - С. 355.
15. Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972. - С. 265–268.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты