Государственная система финансирования сферы культуры и искусства
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственная система финансирования сферы культуры и искусства»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Государственная система финансирования сферы культуры и искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент в сфере культуры
Организация: Бешенковичский районный центр культуры, ГУК
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1.1. Обзор литературных и интернет источников
1.2. Понятие и виды финансирования сферы культуры и искусства
1.3. Модели финансирования сферы культуры и искусства в зарубежных странах
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ГУК БЕШЕНКОВИЧСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ
2.1. Формы финансирования сферы культуры и искусства
2.2. Культурно–коммерческая деятельность как форма финансирования на примере ГУК Бешенковичский районный центр культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культура — уникальное событие. В настоящее время участие различных аудиторий в процессе освоения культуры является наиболее актуальным действием. Как известно, в обществе существует культура, не имеющая ничего общего с моральными или духовными проблемами. Исследования ученых показали, что культурная среда максимизирует интенсивность жизненного цикла человека, а также дает людям представление о конкретных исторических временах, их роли в обществе и участия.
Культура — это социально значимая отрасль, отвечающая за качественное развитие человеческого потенциала и общественных благ. Ключевым вопросом в культуре на протяжении десятилетий является изучение адекватности государственной поддержки культуры с точки зрения различных аргументов, опирающихся на модели финансирования культуры в различных странах, на активное использование финансового инструментария государственного регулирования сферы культуры и оптимальное сочетание государственных и рыночных регуляторов.
В современном обществе многие сферы социальной инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет государственных расходов, которые в основном формируются за счет бюджетных средств.
Социальное обеспечение обеспечивается различными слоями общества и включает гарантии, главным образом, в области социальных услуг, здравоохранения, образования и культуры.
Основным органом, контролирующим культурную деятельность в современном обществе, является государство. Более того, в развитых странах объем культурной политики, проводимой государством, намного ниже, чем в развивающихся странах, поскольку в прошлом существовала устоявшаяся система регулирования культурной деятельности предприятий и культурных учреждений.
Основным источником средств на социальные расходы является бюджетные и внебюджетные фонды Республики Беларусь. Также существуют дополнительные бюджетные ресурсы в виде доходов от предпринимательской деятельности и другой доходоприносящей деятельности учреждений социальной инфраструктуры.
За последнее десятилетие области культуры и искусства рассматривались не только как производители и защитники культурных ценностей, но и как важные секторы экономики, обеспечивающие рост занятости и развитие отраслей, основанных на знаниях. Это привело к серьезному пересмотру национальной политики в области культуры и искусства, которая больше соответствует социальной, промышленной, конструктивной и внешней политике. Финансовая поддержка со стороны учреждений культуры остается серьезной проблемой, не решенной полностью ни с теоретической, ни с практической точки зрения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1.1. Обзор литературных и интернет источников
Теоретической основой данной работы стали труды ученых, изучающих особенности менеджмента и маркетинга в сфере культуры в Республике Беларусь и зарубежных странах.
В работе Ф. Котлера «Основы маркетинга» впервые был поставлен вопрос о существовании маркетинга в области культуры. Автор отметил, что все культурные организации, будь то музеи, театры, концертные залы, библиотеки или университеты, производят культурную продукцию. В связи с этим они должны не только завоевать внимание потребителей, но и бороться за свою долю национальных ресурсов. Другими словами, они сталкиваются с проблемой маркетинга [16]. Таким образом Ф. Котлер предложил распространить маркетинг на непроизводственную, некоммерческую (нонпрофитную) сферу на том основании, что она, как и обычное производство, ориентирована на потребителя.
По мнению Котлера современный маркетинг — «это метод, который сегментирует население, определяет нужды представителей этих сегментов и затем создает, и приспосабливает продукты для удовлетворения их потребностей» [16, с. 49]. Другими словами, маркетинг основан на рыночном определении поведения компании. Это определение полностью потребительское Продукты создаются, когда целевой сегмент рынка и цель достигаются. Конечно, маркетинг предполагает не только понимание мотивации клиента, но и мониторинг планирования, реализации и эффективности мероприятий, а также оценку самих событий и их результатов. Как видно из вышеизложенного, маркетинг — это идея, требующая определенного содержания. И в то же время сложные виды управленческой деятельности
В статистическом сборнике «Культура Республики Беларусь» [17] представлена информация о деятельности Белорусской организации культуры. Сборник основан на данных Национального статистического комитета Беларуси, Министерства культуры Беларуси и Министерства информации Беларуси. Музей содержит информацию о музеях, профессиональных театрах, концертных организациях, публичных библиотеках, клубных учреждениях, стационарных цирках, зоопарках, парках культуры и развлечений, детских художественных школах, а также новые данные о развитии. Услуги культурных организаций на базе информационно-коммуникационных технологий. В отдельном разделе представлены указатели книг и брошюр, журналов и газетных публикаций.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «БЕШЕНКОВИЧСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ
2.1. Формы финансирования сферы культуры и искусства
Согласно Кодексу о культуре Республики Беларусь, государственное регулирование и управление в сфере культуры регулируются Президентом Беларуси, Правительством Беларуси и Министерством культуры Беларуси, местные исполнительные и распорядительные органы, а также другие государственные органы в пределах их компетенции Закон Белоруссии о культуре и праве определяет государственный контроль и управление в сфере культуры [19].
В статья 13 Кодекса закреплена норма взаимодействия органов государственного управления в сфере культуры с органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями), которые осуществляют культурную деятельность. С целью создания организационных основ взаимодействия предусмотрено создание общественных советов и других консультативных органов, в которые могут входить деятели культуры и искусства, другие субъекты культурной деятельности при государственных органах.
В ноябре 2010 года при Совете Министров Республики Беларусь был создан Республиканский общественный совет по культуре и искусству. Совет сформирован с целью расширения участия творческой интеллигенции в реализации государственной культурной политики, объективной оценки проблем в области культуры и разработки конкретных мер по их реализации. Это постоянно действующий творческий совещательный орган, обеспечивающий взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь, республиканских и местных органов власти, культурных и общественных организаций.
В сфере культуры на сегодняшний момент функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
1. Финансирование культур — показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.
Прямое бюджетное финансирование организаций культуры предполагает полное или частичное финансирование текущих издержек и капиталовложений организаций (учреждений) культуры и применяется многими современными правительствами. Основным элементом косвенного финансирование являются льготы — налоговые и финансово-экономические.
2. Развитие культуры в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки. Поэтому в большинстве современных государств бюджетное финансирование остается одной из главных форм государственной поддержки культурной деятельности. Доля расходов на культуру и искусство в бюджетах развитых европейских государств колеблется в пределах от 0,2 до 2,5% в общей сумме расходов. При этом, значительно различаются комбинации методов, форм и механизмов финансовой поддержки данной отрасли, что позволяет выделять различные модели финансирования культуры и искусства.
В каждой стране существует собственная система финансирования культуры и искусства, которая сформировалась под воздействием множеством обстоятельств: национальных культурных предпочтений и традиций, уровня развития в стране благотворительности, спонсорства и меценатства; формы государственного устройства; принципов проведения культурной политики и т.д. Это означает, что модель поведения государства по отношению к сфере культуры не может быть заимствована или перекопирована, какой бы эффективной она не была.
3. В сфере культуры в Республике Беларусь на сегодняшний момент функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации занимают лидирующие позиции в сфере культуры.
Основные принципы финансирования отрасли закреплены в Кодексе Республики Беларусь «О культуре». В соответствии со статьей 36, на развитие культуры и искусства должно направляться не менее 3 % от общей суммы государственного бюджета. Нынешняя система финансирования учреждений культуры и искусства в основном за счет государственного бюджета не может удовлетворить насущные потребности населения республики в услугах отрасли и их качестве.
1. Ажойчик, Н. А. Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры / Н. А. Ажойчик // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сб. ст. / Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. — Минск, 2014. — С. 27–32.
2. Артемьева, Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. — СПб. : Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. — 286 с.
3. Бабич, А. М. Экономика и финансирование социально–культурной сферы / А. М. Бабич, Е. В. Егоров. — Казань : Центр экспертизы и маркетинга КГУ, 2016. — 160 с.
4. Белорусская культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/.
5. Блохина, Н. С. Еще раз о финансировании культуры / Н. С. Блохина // Финансы. — 2017. — № 10. — С. 6–8.
6. Буркин, А. И. Финансирование сферы культуры и искусства в индустриально развитых странах / А. И. Буркин // Финансы и кредит. — 2019. — № 27 (195). — С. 37–44.
7. Быстрова, О. А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О. А. Быстрова // Аналитика культурологии. — 2013. — № 27. — С. 164–168.
8. Гасратян, К. Проблемы развития сферы культуры в России // Вопросы экономики. 2003. — № 10 — С. 54–59
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей, 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 31 янв. 2011 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.
10. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. — М. : Гнозис, 2013. — 288 с.
11. Джозеф В. М. Как продавать искусство: сборник статей / В. М. Джозеф — Новосибирск : Сибирской хронограф, 2016 — 196 с.
12. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г.Доброслонская — М. : Флинта: Наука, 2008. — 264 с.
13. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2018. — № 11. — С. 28–39.
14. Зотова, О. И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О. И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2018. — № 1-2. — С. 252–259.
15. Кириллова, Н. Б. Менеджмент социокультурной сферы: [учебное пособие]. — 2 изд. — Екатеринбург : Изд–во Урал. ун-та, 2012 — 186 с.
16. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М. : Прогресс, 2017. — 780 с.
17. Культура Республики Беларусь: статистический сборник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; [редкол.: Е. И. Кухаревич (пред.) и др.]. — Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2020. — 143 с.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.belstat.by/.
19. О культуре Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413–З [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.by/.
20. Платонова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры / Ю. Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 142–145.
21. Финансы организаций: электронный учебно-методический комплекс для студентов специализации 1–25 01 04 01 «Финансы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/handle/edoc/20312.
22. Фрик, Т. Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т. Б. Фрик; Томский политехнический университет. — Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2017. — 100 с.
23. Халимбекова А. М., Османова Х. О., Тажудинова Д. А., Учебное пособие по дисциплине «Финансы бюджетных учреждений» для направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит» — Махачкала : ДГУНХ, 2018. —143 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты