Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей старшей группы с общим недоразвитием речи (с указанием степени общего недоразвития речи).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал к методике «Складывание разрезных картинок».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Стимульный материал к методике «Нелепицы».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Стимульный материал к методике «Установление последовательности событий».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Научно-теоретические представления о природе и видах мышления
1.2 Понятие и онтогенез наглядно-образного мышления
1.3 Роль речи в формировании наглядно-образного мышления
1.4 Особенности развития познавательной деятельности дошкольников с речевой патологией
1.4.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Теоретические подходы к изучению наглядно-образного мышления дошкольников
2.2 Организация, задачи и методика констатирующего эксперимента
2.3 Ход и результаты констатирующего эксперимента
2.4 Анализ результатов констрольного эксперимента
ГЛАВА 3. Методические пути развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
3.1 Теоретические основы коррекционной работы , которая направлена на совершенствование наглядно-образного мышления
3.2 Содержание коррекционной работы которая направлена на развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
3.3 Система дидактических игр, практических заданий направленных на наглядно-образное мышление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образование находится в состоянии реформирования, которое сопровождается структурными изменениями на всех уровнях. Модернизация дошкольного образования ставит задачу обеспечения качественного доступного дошкольного образования для всех категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья [7].
В связи с этим в настоящее время в дошкольном образовании серьезное внимание уделяется пересмотру подходов к коррекционно-педагогической работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью повышения ее эффективности. Это обуславливает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий. Перед педагогами стоит задача по обновлению психолого-педагогической работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с общим недоразвитием речи [18].
Общее недоразвитие речи – речевое нарушение, которое довольно часто проявляется при дизартрии, алалии, ринолалии. У таких детей присутствуют пробелы в фонетико-фонематическом развитии, наблюдается низкий уровень словарного запаса и грамматического строя [6].
Многочисленные исследования психологов и педагогов, как отечественных, так и современных (Л.А. Венгер, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, О.Н. Усанова, В.В. Юртайкин и другие) позволяют сделать вывод о том, что данная проблема остается одной из самых актуальных в настоящее время.
Цель исследования – разработать систему коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Научно-теоретические представления о природе и видах мышления
В психологии существует множество определений мышления.
С.Л. Рубинштейн определяет мышление как процесс, как деятельность субъекта, который взаимодействует с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно является непрерывным взаимодействием человека с объектом. Каждая мысль меняет соотношение субъекта и объекта; вызывает изменение проблемной ситуации, а всякое изменение проблемной ситуации вызывает дальнейшее развитие мысли [16].
Р.С. Немов определяет мышление высшим познавательным процессом, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком действительности [12].
В.Г. Крысько определяет мышление, как психический познавательный процесс отражения существенных взаимосвязей, отношений предметов и явлений объективного мира [9].
Мышление человека, и в частности ребенка, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди, но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую надо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени, опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Теоретические подходы к изучению наглядно-образного мышления у дошкольников
Развитие наглядно-образного мышления – это сложный и длительный процесс.
Как отмечает С.А. Доминикевич, важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений [5].
И.С. Якиманская считает, что развитие образного отражения действительности у дошкольников идет в основном по двум линиям: а) совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщенное отражение предметов и явлений; б) формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете. Отдельные представления, входящие в эту систему, имеют конкретный характер. Однако, будучи объединены в систему, эти представления позволяют ребенку осуществлять обобщенное отражение окружающих
предметов и явлений [19].
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
3.1 Теоретические основы коррекционной работы, которая направлена на совершенствование наглядно-образного мышления
Коррекционная работа, в соответствии с программой дошкольного образования, направлена на создание системы комплексной помощи детям с общим недоразвитием речи в освоении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе и успешно реализовать свои познавательные и социальные потребности [8].
Теоретическая основа программы коррекционной работы учителя-логопеда состоит из современных научных положений, которые разработаны в отечественной общей и специальной педагогике и психологии: об общности основных закономерностей психического развития ребенка, о сензитивных периодах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении таких социальных факторов как воспитание, обучение и развитие в ребенка с ОНР [1; 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проанализировав психолого-педагогическую, педагогическую, логопедическую литературу по теме исследования «Коррекционно- педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР» нами был сделан вывод, что данная проблема остается одной из самых актуальных и по сей день. Этому подтверждение многочисленные исследования психологов и педагогов, как отечественных, так и современных (Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, О.Н. Усанова, В.В. Юртайкин и другие).
На сегодняшний день в психологии существует множество определений мышления.
С.Л. Рубинштейн определяет мышление как процесс, как деятельность субъекта, который взаимодействует с объективным миром.
Р.С. Немов определяет мышление высшим познавательным процессом, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком действительности.
В.Г. Крысько определяет мышление, как психический познавательный процесс отражения существенных взаимосвязей, отношений предметов и явлений объективного мира.
2. Проанализировав исследования ученых, направленные на изучение речевого и психического недоразвития детей с патологией речи, показали, что недостаточность мышления и других психических процессов закономерно носит характер вторичной задержки развития. У таких детей у этих детей претерпевает принципиально те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком функциональном уровне.
1. Воробьёва, Е.В. Методики развития речи у детей с недоразвитием речи / Е.В. Воробьёва. – М.: Аст, 2007. – 158 с.
2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. – М.: Просвещение, 1966. – 348 с.
4. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: «Центр гуманитарной науки», 2002. – 80 с.
5. Доминикевич, С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук / С.А. Доминикевич. – М.: Наука, 1977. – 24 с.
6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
7. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР / В.В. Коноваленко. – М.: ГНОМ, 2013. – 48 с.
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2007. – 128 с.
9. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во «ВЛАДОС–ПРЕСС», 2001. – 368 с.
10. Люблинская, А.А. Ранние формы мышления / А.А. Люблинская. – М.: Директмедиа, 2008. – 914 с.
11. Моисеенко, Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: РГБ, 2003. – 276 с.
12. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002.– 640 с.
13. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
14. Психология детей с нарушениями речи / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 408 с.
15. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [И. Ю. Лев¬ченко, С. Д. Забрамная и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 37-41.
18. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография / Т.Б. Филичева. – М.: Арт, 2001. – 67 с.
19. Якиманская, И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И.С. Якиманская. – М.: Наука, 2011. – 696 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей старшей группы с общим недоразвитием речи (с указанием степени общего недоразвития речи).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стимульный материал к методике «Складывание разрезных картинок».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Стимульный материал к методике «Нелепицы».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Стимульный материал к методике «Установление последовательности событий».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты