Формирование стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Формирование стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Организация: Пинская центральная поликлиника филиал Лемешевичская участковая больница, УЗ
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Причины стресса в вашей работе».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Тест на определение уровня стресса» (по В. Ю. Щербатых).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Шкала профессионального стресса».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования стрессоустойчивости у среднего медицинского персонала больниц сестринского ухода
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
1.2 Стрессоустойчивость как профилактика психоэмоциональных рисков в работе медсестер
1.3 Формирование стрессоустойчивости как профессионального эмоционального выгорания
Вывод по первой главе
2. Эмпирическое исследование изучения стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости среднего медперсонала больниц сестринского ухода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблемы с устойчивостью человека к стрессу в разных профессиях призваны привлечь внимание общества. Медицинские профессии – профессии, в которых человек начинает испытывать чувство эмоционального опустошения парадов необходимости постоянного контакта с хором. "Ничто не является такой сильной нагрузкой на человека и таким сильным испытанием, как другое лицо" - эта метафора может быть основой исследований психологического явления - стрессоустойчивости.
Актуальность темы заключается в том, что в природе медицинского труда размещается эмоция, а спектр эмоций очень разнообразен. Специалист вынужден постоянно находиться в угнетающей атмосфере негативных эмоций других людей, служить утешителем и даже, наоборот, быть мишенью для раздражения и агрессии. И человеческая психика от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны других, как будто мы "заражены" ими. К этому также добавляется вторичный опыт для других проблем, вызванных невидимым, но ощутимым давлением на плечи ответственности. Последствия всего этого могут быть в дополнение к собственному ухудшению здоровья медсестры и постоянному снижению эффективности ее работы.
Объект исследования¬ – стрессоустойчивость у среднего медперсонала больниц сестринского ухода.
Предмет – особенности стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода.
Цель – выявить особенности формирования стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «стресса и стрессоустойчивости».
2. Определить формирование стрессоустойчивости как профессионального эмоционального выгорания
3. Провести эмпирическое исследование изучения стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода.
Методы исследования:
– методика «Причины стресса в вашей работе»;
– методика «Тест на определение уровня стресса» (по В. Ю. Щербатых);
– методика «Шкала профессионального стресса».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучено понятие «стрессоустойчивость», определено формирование стрессоустойчивости как профессионального эмоционального выгорания, проведено эмпирическое исследование изучения стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода, разработаны рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости среднего медперсонала больниц сестринского ухода.
Работа выполнена на базе: УЗ «Пинская центральная поликлиника филиал Лемешевичская участковая больница» (отделение сестринского ухода).
1 Теоретические основы формирования стрессоустойчивости у среднего медицинского персонала больниц сестринского ухода
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» – затягивать.
Таким образом, стресс - это стрессовое состояние организма, т. е. стресс. неспецифическая реакция организма на предъявляемое к нему требование (стрессовая ситуация). Под воздействием стресса организм человека испытывает стресс, но стресс - это не только нервное напряжение. Этот факт следует особо подчеркнуть. Многие специалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервным перенапряжением или сильным эмоциональным возбуждением.
Понятие "стресс" со временем претерпевает значительные изменения и становится все более распространенным. Слово "тревога" стало означать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, поскольку слово "тревога" - это реакция не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие негативные эмоции
Стресс играет важную роль в современной жизни. Они влияют на поведение, работоспособность, здоровье, взаимоотношения человека с окружающими и в семье. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах жизни и деятельности человека неоспоримо [9].
Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.
2 Эмпирическое исследование изучения стрессоустойчивости у среднего медперсонала больниц сестринского ухода
2.1 Организация и методы исследования
В рамках исследования изучения стрессоустойчивости среди среднего медицинского персонала формируется мы провели эмпирическое исследование на базе УЗ «Пинская центральная поликлиника филиал Лемешевичская участковая больница» (отделение сестринского ухода).
В исследовании принимало участие 5 специалистов среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода.
Цель – выявить уровень стрессоустойчивости у среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить причины стресса в работе среднего медицинского персонала.
2. Выявить уровень стресса в работе среднего медицинского персонала.
3. Проанализировать шкалу профессионального стресса.
4. Составить рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости среднего медперсонала больниц сестринского ухода
Для решения первой задачи мы использовали методику «Причины стресса в вашей работе». Содержание методики смотреть в Приложении А. Данная методика позволяет выявить причины стресса в работе, касающихся отдельных сторон работы, а также некоторых жизненных ситуаций.
Для решения второй задачи применялась методика «Тест на определение уровня стресса» (по В. Ю. Щербатых). Содержание методики смотреть в Приложении Б.
Цель методики – определить уровень стресса испытуемого. Методика позволяет выделить следующие признаки стресса: «интеллектуальные», «поведенческие», «эмоциональные», «физиологические».
При решении третьей задачи использовали методику «Шкала профессионального стресса». Содержание методики смотреть в Приложении В. При проведении данной методики мы выявили уровень профессионального стресса медицинских работников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала проявляется в неадекватном реагировании на пациентов и своих коллег, отсутствии эмоциональной вовлеченности, утрате способности к сопереживанию пациентам, усталости, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
2. Для того чтобы быть меньше подверженным синдрому эмоционального выгорания, человек должен обладать высокой стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость человека представляет собой его способность противостоять различным факторам (стрессогенам). Стрессы чаще всего лежат в основе профессионального выгорания, при этом их роль различается в каждом конкретном случае. Здесь важно учесть личностные особенности специалиста, его характер и условия труда.
3. В рамках исследования изучения стрессоустойчивости среди среднего медицинского персонала формируется мы провели эмпирическое исследование на базе УЗ «Пинская центральная поликлиника филиал Лемешевичская участковая больница» (отделение сестринского ухода). В исследовании принимало участие 5 специалистов среднего медицинского персонала больницы сестринского ухода. Для выявления уровня стрессоустойчивости применялись следующие методики: «Причины стресса в вашей работе», «Тест на определение уровня стресса» (по В. Ю. Щербатых), «Шкала профессионального стресса».
4. Стресс является актуальной проблемой для сестринского персонала. Около половины опрошенных медсестер подвергаются ему ежедневно, и большинство респондентов считают, что наличие стресса негативно сказывается на профессиональной деятельности, способствуя развитию конфликтных ситуаций и даже ошибок. Более чем у трети медсестер тяжесть стресса такова, что он требует коррекции. Большинство сестер сами признают, что не могут справиться со стрессом самостоятельно, даже с применением определенных лекарств, и половина из них хотела бы повысить свою осведомленность о тревоге и ее профилактике. Стрессоустойчивость у большинства сестер находится на достаточном уровне, как и жизнестойкость, хотя примерно каждая пятая респондентка характеризуется повышенной требовательностью к себе, чрезмерной тревожностью и склонностью драматизировать события. Все вышесказанное, во-первых, доказывает необходимость периодических
1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине [Текст] / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. – С.231-244.
2. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – 2003. – № 2. – С.25-29.
3. Акимова, А.Р. Практикум по психологии стресса [Текст] / А.Р. Акимова. − Ульяновск: Зебра, 2015. − 126 с.
4. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике [Текст] / В.А. Ананьев. − СПб.: Речь, 2012. − 320 с.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С, Старченкова. – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
6. Заховаева, А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела [Текст] / А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – 2003. – № 2. – С.28-29.
7. Знаков, В.В. Исследование профессионально важных качеств у медработников [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2004. – №3. – С.71-81.
8. Изард, И. Психология эмоций [Текст] / пер. с английского А. Татлыбаева, В. Мисник, СПб.: Питер, 2010. – 464 с.
9. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин, СПб.: Питер, 2011. – 784 с.
10. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова [Текст] / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – 2004. – № 3. – С.27-38.
11. Лукашевич, Н.П. Психология труда [Текст]: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб / Н.П. Лукашевич, К.: МАУП. – 2011. – 112 с.
12. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, СПб.: Изд-во «Сентябрь», 2011. – 260 с.
13. Немов, Р.С. Психология [Текст]: чебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 / Р.С. Немов, М.: Просвещение, 2014. – 512 с.
14. Сорокина, Т.С. История медицины [Текст] / Т.С. Сорокина. – М.: 1992. – Т.1. – 214 с.
15. Сыманюк, Э. Противодействие профессиональным деформациям / Э. Сыманюк // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 265 – 269.
16. Фёдорова, Т.Г. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России [Текст] / Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. – 2003. – № 3. – С.24-27.
17. Човдырова, Г.С. Психологические свойства, препятствующие эмоциональному выгоранию личности как синдрому развития хронического стресса [Текст] / Г.С. Човдырова, М.И. Осипова, Т.С. Клименко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – №3. – С. 88-90.
18. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.
19. Щербатых, Ю.В. Стресс и счастье на одну букву [Текст] / Ю.В. Щербатых. –Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 112 с.
20. Юшкова, О.И. Профилактика неблагоприятного влияния трудовой деятельности на функциональное состояние работников умственного труда [Текст] / О.И. Юшкова // Медицина труда и промышленная экология. – 2012. – №4. – С. 9-10.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Причины стресса в вашей работе».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Тест на определение уровня стресса» (по В. Ю. Щербатых).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Шкала профессионального стресса».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты