Экономическая роль государства в современных условиях
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономическая роль государства в современных условиях»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Экономическая роль государства в современных условиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1 Цели и задачи государственного регулирования
2 Теоретические источники и современные концепции государственного регулирования
3 Реализация государственной политики в сфере материального и нематериального производства и в социальной области
3.1 Методы и инструменты государственной экономической политики
3.2 Экономическая политика государства в период кризиса
4 Особенности экономической роли государства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер в связи с наличием множества нерешенных проблем. Фактически речь идет о создании нового курса, который позволил нам отразить формирование механизма государственного регулирования народного хозяйства, направление его развития и совершенствования.
Экономика досоветского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенная политика создания условий для всестороннего развития личности и реальная политика военно-технической оппозиции (паритета). в области военной мощи). Последнее крайне ограничило количество ресурсов, направленных на решение первой проблемы. Общественно-политическая организация общества позволила сделать это, то есть выделить очень ограниченный объем ресурсов на неотложные нужды общества, что наряду с другими факторами привело к отсутствию интереса значительной части населения. общество в эффективной работе. Наше государство было сформировано и функционировало как унитарное. Это соответствовало экономическим отношениям - правилу государственной собственности (юридически), которое фактически было государственным. Государству было предоставлено право распоряжаться производственными ресурсами.
На современном этапе социально-экономического развития наша республика переживает особый период своей новейшей истории. Его специфика обусловлена сочетанием трех чрезвычайно сложных задач: переходной рыночной экономики, создания союзного государства России и Беларуси и интеграции в мировую экономику. В ходе этого процесса идет курс на открытость отечественной экономики, чтобы быть включенным в систему мировых экономических отношений в качестве равноправного участника.
За последние несколько десятилетий одной из ведущих тенденций в развитии мировой экономики стал постепенный переход многих стран от закрытых национальных экономик к открытой экономике, ориентированной на внешний рынок. Повышение экономической открытости меняет соотношение внутренних и внешних факторов развития.
Если на ранних этапах интернационализации экономической жизни решающую роль играли внутренние факторы, то, поскольку национальный экономический комплекс вовлечен в мировую экономику, внешнее влияние становится все более решающим при выборе экономической стратегии. Степень охвата в литературе по теме «Основные понятия рыночной и государственной корреляции» позволяет сформировать достаточно целостное представление о существующей системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь при переходе к рынку; быть креативным в изучении проблем государственного регулирования современного этапа.
1 Цели и задачи государственного регулирования
Государственное регулирование – совокупность мер, действий, которые применяет государство для корректировки и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые проводят соответствующие уполномоченные государственные учреждения и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям окружающей среды.
Государственное регулирование направленно на решение разнообразных проблем, таких как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, развитие прогресса в отраслевой и региональной структурах, поддержка экспорта [1, c. 66].
По объектам воздействия государственное регулирование включает деятельность по регулированию трех частей воспроизводственного процесса, которые взаимосвязаны между собой:
- регулирование ресурсов;
- регулирование производства;
- регулирование финансов.
Общая тактика государственного регулирования основывается на следующих принципах:
- при прочих равнозначных условиях предпочтение нужно отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это значит, что государство обязано поддерживать финансами только те социально значимые сферы, которые не имеют доли в частном бизнесе (из-за малой прибыльности);
- финансовая, кредитная и налоговая политика государства должна приводить к экономическому росту и социальной стабильности;
- увеличение объемов государственного регулирования делается для контроля общехозяйственных кризисов, а также операций в секторе международных государственных экономических отношений.
В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования.
К высшим целям государственного регулирования относится создание благоприятных условий для поддержки развития в экономике и социальной стабильности общества. Эти цели формируют основу для остальных целей.
Целями первого порядка (их называют магическим четырехугольником) являются четыре базовые цели государственного регулирования:
1) обеспечение роста ВВП;
2) минимизацию безработицы;
3) стабильность уровня цен;
4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе [9, c. 88].
2 Теоретические источники и современные концепции государственного регулирования
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство в течение всей истории своего функционирования вместе с задачами создания порядка, законности, поддержания национальной безопасности и тому подобное выполняло конкретные функции в сфере экономики и финансов.
На современном уровне развития бездействие государства по отношению к социально-экономическим процессам невозможно. В дискуссиях и спорах представителей разнообразных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Различия есть лишь в подходах и взглядах по вопросам объемов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику [14].
Экономическое регулирование подразумевает целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение процессов и взаимосвязей в экономике. Регулирование относится к одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и основывается на законодательной базе, на широком использовании системы централизованного финансирования и кредитования, на отношении предприятий с бюджетом, на ценообразовании, на применении дополнительных стимулов и многообразных экономических санкций [13].
Возникновение определенных взглядов и концепций всегда вытекает из объективных условий развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в общественную и экономическую жизнь было различным на всех этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.
Во время формирования рыночных отношений - XVII-XVIII вв. –основополагающей была экономическая доктрина меркантилизма, которая опиралась на безусловную необходимость государственного вмешательства в экономику. Представители данного направления обосновывали необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в виде протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. Термин ввёл в научный оборот французский экономист Антуан Монкретьен.
В середине ХVШ в. как ответ на меркантилизм во Франции выросло новое направление экономической мысли — физиократизм.
Ученые этого течения считали, что правительству необходимо обратить внимание не на увеличение уровня торговли и собирания денег, а на земледелие, где, они считали, создается богатство общества [12, c. 71].
3 Реализация государственной политики в сфере материального и нематериального производства и в социальной области
3.1 Методы и инструменты государственной экономической политики
Экономическую политику можно рассматривать как совокупность мер и действий правительства по выбору и проведению различных экономических решений на макроуровне. Проведение государственной экономической политики всегда направлено на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.
Осуществление государственной экономической политики возможно лишь при использовании взаимодополняющих и оптимальных инструментов и мер, которые, в своей совокупности создают механизм государственного воздействия на национальную экономику [4, c. 69].
Выделяют множество вариантов классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от основных критериев). Государственное регулирование экономики может проводиться в следующих формах:
- прямое – с помощью административных и правовых методов;
- косвенное – с помощью экономических и правовых методов.
Методы прямого влияния отражают такое государственное регулирование, при котором хозяйствующим субъектам необходимо использовать решения, основой которых является не самостоятельный выбор, а указания правительства и законодательных органов. К главным преимуществам прямых методов воздействия на экономику можно отнести высокую оперативность достижения результата. Однако у таких методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что в результате часто становится причиной макроэкономических диспропорций.
Смысл методов косвенного влияния заключается в том, что государство непосредственно не оказывает влияния на решения, которые принимают субъекты хозяйствования, а только создает основы и условия для того, чтобы эти субъекты, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, приходили к выбору вариантов, которые наиболее полно подходят к целям экономической политики. Основным плюсом косвенных методов является то, что они минимально влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Большим минусом этих методов является определенный временной лаг, который возникает между принятием правительством тех или иных решений, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами [5, c. 99].
4 Особенности экономической роли государства в Республике Беларусь
Основные направления, цели и задачи экономической политики государства определены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.
Высшим уровнем управления экономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.
Специальным государственным органом в регулировании внешнеэкономической деятельности является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.
На Министерство иностранных дел Республики Беларусь возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятия мер по стимулированию развития экспортно-импортных операций.
Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает и проводит единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвует в составлении платежного баланса страны.
Министерство управляет государственным имуществом и приватизацией, поддерживает предпринимательство, координирует проведение государственной инвестиционной политики, обеспечивает противодействие монополистической деятельности и конкуренции. Для этого в его структуре с правом юридического лица созданы департамент по предпринимательству, департамент по санации и банкротству, фонд государственного имущества. Выполняя функции координации инвестиционной политики, Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает меры по привлечению иностранных инвестиций, созданию и функционированию СЭЗ на территории республики, проводит экспертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами.
Министерство финансов Республики Беларусь координирует и регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их взаимоотношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.
Современное экономически развитое государство выполняет важнейшие функции регулятора экономических процессов. Конкурентные механизмы, обеспечивающие действие законов спроса и предложения, какими бы совершенными они ни были, все сложнейшие рыночные институты и тому подобное, не всегда могу заменить властных рычагов государственного регулирования в современных условиях мирового развития. Ни одно современное государство, далее самое процветающее, не может обойтись без разумного и целесообразного вмешательства государства в область экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики в Республике Беларусь преследует следующие цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев рыночного общества.
В Беларуси, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются те, которые связаны с образованием многосекторной экономики, включающей проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.
Для нашей экономики с ее высоким уровнем монополизации производства и обращения главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям становится антимонопольное регулирование. Столь же актуальна и антиинфляционная политика государства, поскольку современной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
1 Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/120376.
2 Ермишин, П.Г. Основы экономической теории (Курс лекций). - М., 2013.
3 Левитская, Е. Н. Европейский фонд финансовой стабильности: проблемы и перспективы / Е. Н. Левитская // Актуальные вопросы сотрудничества России и ЕС: сб. — М. : Изд-во «МГИМО-Университет», 2013.
4 Лемешевский И.М. Микроэкономика. Учебное пособие для вузов. / Лемешевский И.М. - Минск.: ООО «ФУАинформ», 2013. 262 с
5 Мартьянов, А.В. Воззрения классических экономистов на государственный долг / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2014. - № 21.
6 Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. доктора экономических наук, профессора Колесова В.П. и доктора экономических наук, профессора Осьмовой М.Н. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2015 - 480 с.
7 Мировая экономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 399 c.
8 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/na-cionalnaya- strategiya.
9 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.belstat.gov.by.
10 Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c.
11 Основы рыночной экономики: Учеб. пособие / Марголин Ф.Б., Андрейчик Г.Ф. и др. — Гродно: ГрГУ, 2014.
12 Официальный сайт Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
13 Раджабова, З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c
14 Рутко Д.Ф. Инновации как условие эффективной интеграции страны в глобальное мирохозяйственное пространство. // Научн.практ.журнал «Проблемы управления» - 2015. - №1. - С.65 - 69.
15 Теория финансов [Электронный ресурс]/ Государственное регулирование. - СПб, 2019. - Режим доступа: http://www.financedone.ru/sools-672-1.html.
16 Тихонов Е. Формирование эффективного финансового рынка в Республике Беларусь // Банковский вестник. № 2. 2015.
17 Точицкая, И.Э. Региональные торговые соглашения: опыт и перспективы Беларуси/ И.Э. Точицкая//Белорусский экономический журнал. - 2015 г. - №4. - С. 90.
18 Финансы и кредит: учеб. пособие для подгот. к экзаменам / Л.Г. Колпина [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2014 - 352 с.
19 Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Давыденко Л.Н. Мн.: Выш. шк. 2014.
20 Экономическая теория: Учебник / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Мн.: БГЭУ, 2014.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты