Профилактика голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Профилактика голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ МУТАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ГОЛОСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Голосовые расстройства при мутационном изменении голоса в подростковом возрасте
1.2. Виды профилактики голосовых расстройств
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ МУТАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ГОЛОСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Принципы профилактики голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте
2.2. Картотека приёмов по профилактике голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Социальное развитие ребенка играет важную роль в общении с ним или с ней, как с личностью, в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие нарушения голоса влияет на неврологический статус, затрудняет общение и часто вызывает заниженную самооценку у взрослых. Важный период развития и становления голоса – время перемен. Изменения – это физический процесс, в котором часто наблюдается функциональная и органическая дисфония.
В логопедической литературе проблема дисфонии рассматривается как отдельная патология и связывается с другими нарушениями речи, при которых происходит нарушение артикуляторного компонента структуры.
Дисфония нарушает общение, усложняет процесс социализации, самосознания и самоидентификации, создает хаос в эмоционально-произвольной сфере. Исследования в области социальной психологии, психологии и логопедии убедительно доказывают, что нарушение коммуникативной функции речи изменяет развитие и протекание всех вызванных ею психических процессов (Л.С. Выготский, Н.И. Кимкин, Р.Е. Левина, И) Ю.Ю. Левченко , В. Любовский, В.М. Шкловский) [4, с. 12].
Быстрое выявление, профилактика и последующая коррекция дисфонии в подростковом возрасте – это не только специфическая проблема логопедии, но и относящаяся к смежным наукам: фонетике, фонологической педагогике, психологии, возрастной психологии и педагогике.
Анализ научно-практических работ указывает на актуальность выбранной темы, которая определяется выявленными противоречиями: с одной стороны, разработка новых методов исследования артикуляционных нарушений и дисграфии, а с другой – ограниченностью скрининговых методов выявления групп риска для ранней диагностики и профилактики нарушений голоса в мутационный период; общее изменение традиционно образованного содержания и отсутствие другого научно обоснованного метода коррекции, основанного на личном опыте.
Цель исследования – изучить особенности профилактики голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте.
Объект исследования – голосовые расстройства у подростков в период мутации голоса.
Предмет исследования – профилактика голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать голосовые расстройства при мутационном изменении голоса в подростковом возрасте.
2. Определить виды профилактики голосовых расстройств.
3. Описать принципы профилактики голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте.
4. Разработать картотеку приёмов по профилактике голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ МУТАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ГОЛОСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Голосовые расстройства при мутационном изменении голоса в подростковом возрасте
Голос – это совокупность различных звуков, производимых колебаниями упругих голосовых связок. Основным источником звука для человеческого голоса является гортань и ее голосовые связки.
К основным характеристикам голоса относятся высота (т.е. субъективное восприятие частоты ухом) и тембр, окраска голоса (т.е. основной акустический компонент голоса, от частоты которого зависит интенсивность его колебаний).
Нарушения голоса определяются как отсутствие или нарушение артикуляции вследствие патологических изменений в голосовых органах [12, с. 35].
К ним относятся потеря голоса – полное отсутствие звука – и дисфония – частичное нарушение интенсивности, высоты тона и тембра. Нарушения голосового аппарата, в свою очередь, делятся на периферические и центральные, каждое из которых может быть органическим или функциональным.
Слабость голоса из-за патологических изменений голосовых связок определяется как отсутствие или слабость артикуляции.
Есть два основных нарушения голоса:
- афония – Отсутствие голоса при поддержании легкого
- дисфония – частичное нарушение высоты, интенсивности голоса и тембра; Речевые расстройства, при которых голос сдержанный, но неполный
Неразборчивая речь может быть описана наличием одного или нескольких физических признаков [17, с. 66].
- Различная степень охриплости вследствие респираторных заболеваний
- Полифония или басизм
- Изменения в интенсивности голоса
- Нарушения угла продольного наклона
- Изменение тембра голоса из-за нарушения акцента, скорости или ритма речи.
Помимо основных проявлений нарушений голоса – потери силы, искажения тембра, усталости голоса, отмечаются и некоторые субъективные ощущения – помехи, постоянное першение, напряжение и боль. Эти термины указывают на степень расстройства. В их основе лежат обширные изменения в работе голосового аппарата, а также эндокринной и нервной систем.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ МУТАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ГОЛОСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Принципы профилактики голосовых расстройств при мутационных изменениях голоса в подростковом возрасте
Период мутации относится к реорганизации голоса в период полового созревания. Изменения голоса в этот период происходят в ответ на общий темп роста организма. Этот период связан с изменениями гормонального фона, а также с ростом костей и мышц. «Во время этих изменений вариабельности пение не запрещено, но следует обратить особое внимание на то, чтобы голос был низким, избегать интенсивности вокала и высоких голосовых нагрузок. В этот период мальчики должны обследоваться у врача-голосолога дважды в год, а девочкам следует посоветовать не петь во время менструации. Для того чтобы возрастные изменения в организме в этот период протекали наиболее гармонично, рекомендуется уделять больше внимания физической активности и закаливающим мероприятиям. Занятия вокалом в период мутации всегда должны проходить под руководством педагога, имеющего опыт работы с детьми. Также важно динамическое наблюдение за изменениями в голосовом аппарате с помощью регулярных осмотров у врача-голосолога» [7, с. 106].
В настоящее время в мире не существует четко определенной системы первичной, вторичной и третичной профилактики нарушений артикуляции. До сих пор принципы гигиены голоса основывались на кампаниях против курения и алкоголя, объяснениях правил подбора вокального репертуара, предупреждениях о вреде принудительного пения и пения в патологическом состоянии и т.д. [1].
«Меры личной предосторожности и гигиены не могут быть стандартными для всех и должны варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств работы человека, его повседневной жизни и общих условий проживания. Поэтому, помимо общей гигиены, специалисты по голосу, и в частности певцы, должны соблюдать особые правила. Индивидуальный подход к профилактике дисфонии будет основан на оценке всего спектра факторов, связанных с индивидуальным напряжением голосовых складок, и все больше ценится» [16].
Профилактика должна основываться на новых данных, полученных в ходе клинико-педагогического обследования, на знании различных патологических форм дефектов речи, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, такие как фиксация на дефекте и определение доминирующих каналов сенсорных модальностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Голос играет важную роль в социальном развитии ребенка, формировании его как личности, а также в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения голоса влияют на развитие речи, нервно-психологический статус, затрудняют общение и часто являются причиной низкой самооценки у взрослых людей. Одним из ключевых периодов в развитии и формировании голоса является мутационный период. Мутация – это физиологический процесс, в ходе которого чаще всего возникают функциональные и органические нарушения артикуляции.
Раннее выявление дисфонии при мутации у подростков, ее профилактика и последующая коррекция является не только одной из специфических проблем логопедии, но и, по-видимому, связана с соответствующими науками: фонетикой, фонологической педагогикой, психологией, возрастной и специальной психологией и педагогикой.
Проявления функциональных нарушений голоса у детей и подростков очень различны, в зависимости от этиологии, а также возраста и пола пациента. Все дисфункции характеризуются отсутствием стойких анатомических дефектов в гортани и структурах голосовых складок. Изменения в гортани, выявленные при ларингоскопии (гиперемия, отечность, уплотнение, неровности и неполное смыкание голосовых складок), носят локализованный и афферентный характер и полностью исчезают после соответствующего медицинского лечения, голосового отдыха и занятий контральто. Профилактика и гигиена голоса играют важную роль.
Существует три вида профилактики нарушений голоса: первичная, вторичная и третичная.
Для профилактики нарушений голоса необходимо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным использованием голоса в школе и дома. «Это особенно важно для детей, которые недавно перенесли заболевание верхних дыхательных путей. Наблюдения показали, что голосовой аппарат негативно влияет на «маленькие простуды», в этом случае дети продолжают посещать школу и участвовать в кружках и мероприятиях. Особое внимание следует уделять детям, склонным к аллергии. Быстрое устранение раздражающего фактора вернет дыхание и голос ребенка в нормальное состояние. В течение некоторого времени таким детям не следует давать большую нагрузку на голос, т.е. не просить их говорить или петь достаточно громко, чтобы напрягать голос. Детям следует в доступной форме объяснить, как работает голосовой орган и как он должен правильно функционировать. Их следует ознакомить с причинами голосовых расстройств, начиная с привлечения внимания к ненормальной манере говорить (особенно к привычке кричать и вопить), характерной для многих детей. Особое внимание следует уделить детям, участвующим в хоре, которые должны избегать перенапряжения голосовых органов и петь строго в соответствии со своими возрастными возможностями»
1. Алиметов, Х. А. Неврологические и морфофункциональные аспекты дискинезий гортани: автореф. дис. … докт. мед. наук., 1995.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей // Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2005. – 192 с.
3. Вансовская, Л.И. Практикум по технике речи Л.И. Вансовская. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. – 101 с.
4. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – М: Медицина, 2000. – 148 с.
5. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова. – М.: Медицина, 1990 . – 270 с.
6. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда / И.И. Ермакова – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. –143 с.
7. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
8. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/E.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.
9. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. – 224 с.
10. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петухов. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
11. Орлова О.С. Фонологические нарушения у детей / О.С. Орлова. - М. : АСТ: Астрель, 2010. – 120 с.
12. Орлова, О. С. Личностные особенности больных со спастической дисфонией / О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук. – М. : АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.
13. Орлова, О. С. Нарушения голоса: учеб. Пособие О.С. Орлова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
14. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. – М.: Изд-во «Астрель», 2005. – 125 с.
15. Орлова, О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008. – 220 с.
16. Орлова, О.С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе / О.С. Орлова, П.А. Эстрова, А.С. Калмыкова // Специальное образование. – 2013. – №4. – С. 92-104.
17. Правдина, О.В. Голос и его нарушения / О.В. Правдина. – Москва: Знание, 1993. – 128 с.
18. Таптапова, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Книга для логопеда / С.Л. Таптапова. – М.: Просвещение,1984. – 112 с.
19. Фадеева, А. Новые программы дыхательной гимнастики / А. Фадеева. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
20. Фониатрия и фонопедия./ Под ред. Л.Б. Дмитриева. – М: Медицина, 2000. – 272 с.
21. Эстрова, П. А. Мутация / П.А. Эстрова. – М.: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 125 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты