Взаимосвязь аттитюдов к мужчинам и женщинам и социальных верований студентов: теоретический анализ
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь аттитюдов к мужчинам и женщинам и социальных верований студентов: теоретический анализ»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь аттитюдов к мужчинам и женщинам и социальных верований студентов: теоретический анализ
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Социальные верования».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Опросник социальных аксиом».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Вера в справедливый мир».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Враждебные и доброжелательные аттитюды к мужчинам».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Методика «Сексизм по отношению к женщинам».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АТТИТЮДОВ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ СТУДЕНТОВ
1.1 Социальные верования. Понятия и виды
1.2 Социальные верования как фактор межгрупповых отношений
1.3 Аттитюды к мужчинам и женщинам в социальной психологии
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АТТИТЮДОВ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ СТУДЕНТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Отличие этой линии исследований заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд».
Оценивая людей, события и действия, мы адресуемся к единым принципам и взглядам, отражающим свое мнение на человеческую природу и цели людской жизни. В первоначальном случае разговор идет о ценностях, но в втором – о социальных верованиях. Социальные верования – это единые понятия о природе человека, отношениях среди людей и общества. Возможно отметить, что общественные верования – значимое условие, предоставляющее воздействие на аттитюды и действия индивида [10, c. 77].
Заинтересованность к социальным верованиям вызвали деятельность одного из основателей исследований ценностей М. Рокича. Он считал, что общество владеет элементарными верованиями сравнительно дружелюбности и враждебности. Из-за отличия взглядов о дружелюбности и враждебности общества появилась точка зрения о социальных верованиях, к количеству которых принадлежит уверенность в «опасный» и в «конкурентный мир».
Цель исследования – теоретически обосновать взаимосвязь аттитюдов к мужчинам и женщинам и социальных верований студентов.
Объект исследования – аттитюды к мужчинам и женщинам.
Предмет исследования – взаимосвязь аттитюдов к мужчинам и женщинам и социальных верований студентов
Задачи:
1. Раскрыть понятие «социальные верования» и его виды.
2. Рассмотреть социальные верования как фактор межгрупповых отношений.
3. Охарактеризовать аттитюды к мужчинам и женщинам как объект исследования в социальной психологии.
4. Определить методологию и методы исследования.
Была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь социальных верований и аттитюдов к мужчинам и женщинам: вера в опасный и конкурентный мир связана с враждебными и доброжелательными аттитюдами к мужчинам и женщинам.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АТТИТЮДОВ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ СТУДЕНТОВ
1.1 Социальные верования. Понятия и виды
Оценивая людей, явления и события, мы обращаемся к общим принципам и представлениям, отражающим наш взгляд на человеческую природу и цели человеческого существования. В первом случае реч идет о ценностях, а во втором — о социальных верованиях.
Интерес к социальным верованиям пробудили работы одного из основоположников изучения ценностей Милтона Рокича. Он полагал, что люди обладают простыми верованиями относительно дружелюбности и враждебности мира, которые оказывают влияние на их политические и идеологические предпочтения. Эта идея отражена в модели «социальных аксиом» М. Бонда и К. Леунга.
Установлено, то что самосознание в современной культуре в главном обусловливается двумя мировозренческими схемами: с одной стороны, это нарастающая процедура глобализации для формирования общего культурного пространства и времени; с иной – постмодерн как период, в котором утрачены либо разбиты механизмы целостности [1].
По этой причине уровень культуры предполагает собою большое число сравнительно независимых локальных общностей, формирующих разнообразные мультикультурные пространства и времена. Однако, так как на первый план выставляются никак не социологические либо исторические, а психологические подходы, как правило ученые никак не стараются разъяснить наличие этих либо других взглядов факторами общественного характера.
Таким образом, из-за отличия взглядов о дружелюбности и враждебности общества появилась точка зрения о социальных верованиях, к количеству которых принадлежит уверенность в «опасный» и в «конкурентный мир».
Их главное отличие состоит в том, что уверенность в «опасном мире» (dangerous world beliefs) – это позиция, что социум беспорядочен, непредсказуем, общество атакуют находящихся вокруг, а имеющийся общественный порядок находится под опасностью уничтожения; уверенность в «конкурентном мире» (jungle world beliefs) – это позиция лица в том, что находящиеся вокруг стараются «обыграть» его, по этой причине, для того, чтобы достигнуть преуспевания и одержать победу в соперничестве, он обязан применять все достоинства, предоставляемые обстановкой, лгать людям и манипулировать ими [1, c. 29].
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АТТИТЮДОВ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ СТУДЕНТОВ
Теоретико-методологическими основаниями исследования составили:
– двухкомпонентная модель социальных верований Дж. Даккита, согласно которой в основе социальных верований лежат стабильные личностные черты.
– модель социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга, согласно которой люди обладают простыми верованиями относительно дружелюбности и враждебности мира, которые оказывают влияние на их политические и идеологические предпочтения [23; 24; 25].
– теория амбивалентного сексизма П. Глика, С. Фиск, которая предполагает, что установки к гендерным группам амбивалентны, т. е. включают в себя одновременно как враждебное, так и доброжелательное отношение. В результате враждебный сексизм описывает тенденцию негативно оценивать женщин, а доброжелательный сексизм — позитивно оценивать женщин, соответствующих гендерным ожиданиям [8].
– теория веры в справедливый мир К. Дальберта, согласно которой каждый человек стремится понизить уровень неопределенности в своем бытии, упорядочивая его и по возможности устанавливая простые связи и зависимости между происходящими событиями.
Цель исследования: выявить взаимосвязь аттитюдов к мужчинам и женщинам социальных верований студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь социальных верований и аттитюдов к мужчинам и женщинам: вера в опасный и конкурентный мир связана с враждебными и доброжелательными аттитюдами к мужчинам и женщинам.
Исследование планируется проведиться посредством анкетирования. В состав анкеты войдут следующие методики:
1. «Социальные верования» (автор Дж. Даккит, в адаптации О.А. Гулевич, О.А. Аникеенок, И.К. Безменова). Назначение: выявить социальные верования в опасный и конкуретный мир у респондента. Опросник состоит из двух шкал: вера в опасный мир (12 утверждений) и вера в конкурентный мир (12 утверждений). Сумма баллов по каждой из шкал позволяет выявить выраженность социальных верований. (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Cоциальные верования – это более единые взгляды сравнительно мироустройства и точности собственного поведения согласно взаимоотношению к иным, которые, равно как принцип, иррациональны. Вариациями подобных верований имеют все шансы являться общественные теоремы либо иллюзии, к примеру, уверенность в (не)справедливом мире.
Верования владеют значительной адаптационной силой, упорядочивая людское существование, создавая стандарты и предписания сравнительно долженствующего поведения и подобным способом экономя энергию лица. При данном верования различаются как от ценностей (values), так и от добродетелей (virtues), так как зачастую включают спорные с нравственной точки зрения взгляды.
В области межгрупповых отношений наиболее важную роль играют вера в неизменность личности, а также вера в опасный, конкурентный и справедливый мир. Ценности и ценности верования проявляют влияние на аттитюды человека, которые сказываются на оценке определенных людей и происшествий.
В социальных установках индивидов отображается вид их взаимосвязей и взаимоотношений с близкими. Аттитюд ориентирует индивида к тем предметам, какие предназначаются для достижения его целей, а понятия о данных целях и о методах их свершения как правило создаются в предыдущем опыте, на базе которого и формируется аттитюд.
Питер Глик и Сьюзан Фиск отметили, что предубежденный подход к представителям сильного пола и девушкам способен быть сформулирован в агрессивной и благожелательной форме. Возможно заметить, что предрассудки к представителям сильного пола и девушкам симметричны. Недоброжелательный сексизм содержит в себе понимание бессилия (психологической непостоянности) и доминирования со стороны девушек, а агрессивные аттитюды к представителям сильного пола — понимание бессилия (слабости в существовании) и доминирования со стороны мужчин.
Дружелюбный сексизм содержит в себе принятие того, что девушки владеют положительными отличительными чертами (степенью культуры), однако в то же время имеют необходимость в крепкой опеке, а благожелательные аттитюды к представителям сильного пола — понимание того, что представители сильного пола владеют положительными отличительными чертами (стабильность к небезопасным обстановкам), однако в то же время имеют необходимость в опеке со стороны девушек.
1. Авторитарная личность и социальные верования / Улюкин И.М., Костин Д.В., Киселева Н.В., Юсупов В.В., Березовский А.В. / ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» МО РФ. – 2019. – № 2. – С. 25-33.
2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. – М: Изд-во МГУ, 2010. – 240 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М., 2009. – 267 c.
4. Аронсон, Э. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс 2012. – 558 с.
5. Асмолов, А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: Изд-во Мос. ун-та, 2007. – c. 143–163.
6. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 159 c.
7. Введение в социальную психологию. Европейский подход / под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. – М. : Юнити-Дана, 2004. – 216 c.
8. Гулевич, О. А. Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита / О. А. Гулевич, О. А. Аникеенок, И. К. Безменова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – №11(2). – С. 68-89.
9. Гулевич, О.А. Психология межгрупповых отношений / О.А. Гулевич. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 432 с.
10. Гулевич, О.А. Социальные верования, политическое доверие и готовность к политическому поведению: сравнение России и Украины / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева // Социальная психология и общество. – 2020. – Том 11. – № 2. – С. 74–92.
11. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета / О. А. Гулевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 345 с.
12. Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.
13. Емельянова, Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т.П. Емельянова. – М., 2006. – 398 c.
14. Емельянова, Т.П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. – 2011. – Т. 22. – №6. – c. 59-66.
15. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений / Т.В. Корнилова. – М., 2003. – 95 c.
16. Лебедева, Н. М. Ценности культуры и развитие общества / Н. М. Лебедева Н. М. Татарко. – М. : Изд-во ВШЭ, 2007. – 298 c.
17. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – № 1. – 2008. – c. 43-48.
18. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2014. – 166 c.
19. Надирашвили, Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвили. – Тбилиси, 2004. – 217 c.
20. Нартова-Бочавер, С.К. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых / С.К. Нартова-Бочавер, М.Б. Подлипняк, А.Ю. Хохлова // Клиническая и специальная психология. – 2013. – № 3. – c. 16-32.
21. Руденко, М. Н. Проблема функциональной роли религии в современном обществе / М. Н. Руденко, Д. А. Алимова // Вестник Астрахан. гос. технич. университета. – 2017. – №1. – c. 33-39.
22. Сусанова, И. А. Влияние социальных представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах / И. А. Сусанова // Известия АлтГУ. – 2013. – №2 (78). – c. 37-51.
23. Тихомандрицкая, О. А. Социальные изменения и изменение социальных установок / О. А. Тихомандрицкая // Социальная психология в современном мире. – М., 2012. – c. 162-182.
24. Узнадзе, Д. И. Экспериментальные основы исследования установки / Д. И. Узнадзе // Психологические исследования. – М., 2006. – c. 125
25. Ягияев, И. И. Взаимосвязь веры в опасный мир с религиозностью, атеизмом и религиозным индифферентизмом личности / И. И. Ягияев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2015. – №12. – с. 74-80.
26. Kessler S.J., McKenna W. Gender Construction In Everyday Life: Transsexualism (Abridged) // Feminism & Psychology. 2000 SAGE (London, Thousand Oaks and New Delhi). Vol. 10 (1): 11–29.
27. Laqueur T. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. – 336 p.
28. Stoller R.J. Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity. – New York: Science House, 1968. – 226 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Социальные верования».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Опросник социальных аксиом».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Вера в справедливый мир».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Враждебные и доброжелательные аттитюды к мужчинам».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Методика «Сексизм по отношению к женщинам».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты