Транспортный комплекс мировой экономики и тенденции его развития
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Транспортный комплекс мировой экономики и тенденции его развития»
по дисциплине: «Мировая экономика»
2021
45.00 BYN
Транспортный комплекс мировой экономики и тенденции его развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Мировая экономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Транспортный комплекс: понятие, сущность, структура
2 Состояние мирового транспортного комплекса на современном этапе развития
3 Перспективы взаимодействия мирового транспортного комплекса и транспортного комплекса Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт является важной составляющей белорусской экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможно без транспортной системы. Транспорт также важен в решении социально-экономических проблем. Обеспечение территории развитой транспортной системой является важным преимуществом для размещения производственных сил и оказывает интеграционный эффект. При внедрении международных экономических отношений транспорт обеспечивает перемещение товаров (фрахты) и люди (пассажиры) между двумя или больше странами, который находится в международных сообщениях.
Развитие белорусского хозяйства невозможно без транспортной системы. Морское, речное, воздушное, железнодорожное, автомобильное и трубопроводное сообщение различают по конкретным видам транспорта, используемым на транспорте. Это так называемые прямые международные услуги, обслуживаемые одним видом транспорта. Его основными особенностями являются быстрое развитие, постоянное появление новых видов транспорта, внедрение новых технологий и конкуренция между различными видами транспорта. Транспорт обеспечивает перемещение грузов и пассажиров на большие, средние и короткие расстояния.
В настоящее время мир вступает в качественно новую, называемую западными политологами, постиндустриальную стадию своего развития, характеризующуюся интеграцией мировых экономических связей, общим национальным транспортом мировой экономики – и весь комплекс того, что называется глобализацией. Этот же процесс, является основой развития белорусского транспортного комплекса в настоящий момент времени.
Роль транспортного комплекса в развитии белорусских хозяйственных связей – переоценить просто невозможно, ибо он связывает экономически, территориально и социально – разрозненные части мирового сообщества – тем самым интенсифицируя процесс глобализации.
В силу вышеизложенного, изучение основных тенденций развития транспорта в белорусской экономике в высшей степени актуально, вызвано процессами, происходящими в развитии экономике Республики Беларусь, и необходимо для понимания сущности общего национального транспорта и интеграции мирохозяйственных связей.
Объект исследования – транспортный комплекс.
Предмет исследования – особенности транспортного комплекса мировой экономики и тенденции его взаимодействия с транспортным комплексом Республики Беларусь.
1 Транспортный комплекс: понятие, сущность, структура
Транспорт – важная составная часть мировой экономики. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.
Роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем, он считается одной из важнейших базовых отраслей экономики.
В состав транспортной отрасли входят:
– инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений, предназначенных для осуществления транспортной деятельности;
– транспортные коммуникации; - техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и погрузочно-разгрузочные системы;
– технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов);
– информационно – вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками;
– персонал, работающий в транспортной отрасли.
В общей постановке все указанные составляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:
– транспортная техника;
– люди;
– окружающая среда.
2 Состояние мирового транспортного комплекса на современном этапе развития
Транспортная политика развитых и большинства развивающихся государств направлена на развитие экспорта транспортных и транзитных услуг, повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита, в том числе в формате «одного окна», гармонизацию транспортного законодательства, а также на формирование и реализацию долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры, формирование специального законодательства в сфере государственно-частного партнерства и специальных финансовых инструментов для привлечения частных инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов [7].
Важную роль в развитии экспорта транспортных услуг играют ключевые многосторонние правовые инструменты:
‒ соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении;
‒ унифицированная железнодорожная накладная к договору о международной железнодорожной перевозке грузов в сообщениях между Европой и Азией;
‒ Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года;
‒ дополнительный протокол к конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающийся электронной накладной, подписанный в г. Женеве 20 февраля 2008 г.;
‒ международные правовые акты Организации сотрудничества железных дорог [9].
Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортно-логистического аутсорсинга. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 4,2 трлн. долл. или 6,8% мирового ВВП. Как и сама глобальная экономика, транспорт превратился в очень сложную, взаимозависимую, ориентированную на передовые технологии отрасль, потребляющую значительную часть мировых энергетических и природных ресурсов [10].
3 Перспективы взаимодействия мирового транспортного комплекса и транспортного комплекса Республики Беларусь
Беларусь, за счет своего географического расположения, является важным транспортно-логистическим коридором, связывающим Запад и Восток, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Ежегодно через территорию страны транспортируется большое количество европейских грузов, значительная доля из них – это грузы между Российской Федерацией и Европейским союзом. Поэтому можно обоснованно утверждать, что Беларусь – это важнейшее транспортное звено евразийского региона, которое в полном объеме обеспечивает оперативность и безопасность транзита. Основными видами транспорта, по которым оказываются услуги, являются железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной и трубопроводный.
Транспортная система Республики Беларусь представляет собой совокупность автомобильного, железнодорожного, наземного и подземного городского электрического, воздушного, водного и иных видов транспорта. В данную структуру входят не только транспортные средства и транспортные предприятия, но и транспортные коммуникации, а также прочие организации и службы, обеспечивающие функционирование транспорта. Главной задачей транспортной системы в условиях конкурентной среды является создание системы управления и бизнеса нового типа, которая решит и поможет преодолеть недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования [20].
Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает важное место в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики РБ, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения. На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов. Транспорт является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%. Структура: ж/д, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Основная роль транспортной системы – обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях. Транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно экспортируя транспортные услуги и став, по существу, одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспорт – важная составная часть мировой экономики. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Транспортный комплекс – совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Объекты транспортного комплекса включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, внутрипроизводственный транспорт, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. В частности, это топливно-заправочные системы, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки (на железнодорожном транспорте), информационные комплексы и систему управления движением, склады хранения грузов, контрольно-пропускные пункты.
Транспорт является третьей ведущей ветвью материального производства, он формирует материальную основу международного разделения труда, влияет на расположение производства, способствует развитию специализации и кооперации, а также развитию интеграционных процессов.
Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает важное место в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики РБ, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения. На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов. Транспорт является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%. Структура: ж/д, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Основная роль транспортной системы – обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях. Транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно экспортируя транспортные услуги и став, по существу, одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда.
1. Астапчик, А. В. Экономическая характеристика современного состояния транспортно-логистической отрасли Республики Беларусь / А. В. Астапчик // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: БГЭУ, 2020. – С. 18-19.
2. Владимиров, С. А. Мировая транспортная система: основные направления развития / С. А. Владимиров // Государственный вестник, 2018 – № 1 – С. 15-21.
3. Владимиров, С.А. Об основных направлениях развития мировой транспортной системы и логистики / С.А. Владимиров // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2019 – № 4. – С. 24-26.
4. Глобальные логистические системы: Учебное пособие / В.И. Сергеев, А.А. Кизим, П.Я. Эльяшевич. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2018.
5. Департамент международного и регионального сотрудничества. Транспортная сфера в контексте COVID-19. – Москва, 2020. – С. 34-38.
6. Дыбаль, Д. И., Бенюш П. В. Потенциал сотрудничества Республики Беларусь и ЕС в развитии дорожной инфраструктуры/ Д. И. Дыбаль, П. В. Бенюш // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2020. – С. 108-109.
7. Единая транспортная система: Учеб. для вузов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2018. – 261 с.
8. Ефименко, С. В. Участие Беларуси в освоении Севера и Арктики в рамках союзного государства/ С. В. Ефименко // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: БГЭУ, 2020. – С. 110-111.
9. Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (с посл. изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Кузьменко, А. И. Перспективы развития транспортного сотрудничества Республики Беларусь и Украины на основе интеллектуальных транспортных систем/ А. И. Кузьменко // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – Украина: УТДиФ, 2020. – С. 123-124.
11. Ламеко, П. В. Перспективы развития транспортной сети Беларуси / П. В. Ламеко // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – М.: БНТУ, 2020. – С. 125-126.
12. Лукинский, В.С., Бережной, В.И., Бережная, Е.В., Цвиринько, И.А. Логистика автомобильного транспорта: концепции, методы, модели. М.: Финансы и статистика, 2018. – 250 с.
13. Мартиновская, А. М. Тенденции развития транспортного комплекса Республики Беларусь / А. М. Мартиновская // Развитие экономики и управление транспортными системами: современные тенденции, проблемы и перспективы. – Гомель: БГУТ, 2020. – С. 40-41.
14. Матюшкина, И.А. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в современных условиях / И.А. Матюшкина, С.А. Ситник // Экономика и предпринимательство, 2019. – № 2-2 (79-2). – С. 467-471.
15. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
16. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. СПб.: Питер, 2016.
17. О Государственной программе «Транспортный комплекс» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100165_1616792400.pdf.
18. Официальный сайт Всемирной торговой организации. – Режим доступа: https://www.wto.org.
19. Официальный сайт «РКБ» обзор по логистике и экспресс доставки. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru. –
20. Официальный сайт Всемирного экономического форума. – Режим доступа: https://www.weforum.org.
21. Пашковская М. В., Господарик Ю. П. Мировая экономика. Учебник. 5-е изд., стер. — М.: Юрайт. 2019. 768 с.
22. Раджабова З. К. Мировая экономика. Учебник. — М.: Инфра-М. 2015. 352 с.
23. Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. М.: Экономика, 2012.
24. Смитиенко Б. М., Лукьянович Н. В. — М.: Юрайт. 2019. 236 с.
25. Сутырин С. Ф. Мировая экономика. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2016. 172 с.
26. Тенденции развития рынка грузовых авиаперевозок. Транспорт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://transport-journal. com/news/tendentsyy-razvytyya-ryinka-hruzovyihavyaperevozok/.
27. Транспорт: Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press39405.html.
28. Филина, В. Н. Основные тренды развития мирового транспорта / В. Н. Филина. М. 2019. – С. 85-92.
29. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. Учебник для вузов. В 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 692 с.
30. Чеботарев Н. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. — М.: Дашков и Ко. 2020. 350 с.
31. Шимко П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум. Учебно-практическое пособие. — М.: КноРус. 2020. 276 с.
32. Шимко П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. — М.: КноРус. 2020. 366 с.
33. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник / Под ред. К.В. Хлопова. М.: Юристъ, 2013.
34. Яблокова, С.А. ВПС: Мировая экономика. КЛ (карманный). / С.А. Яблокова. - М.: Приор, 2005. - 144 c.
35. Яблокова, С.А. ВПС: Мировая экономика. КЛ. / С.А. Яблокова. - М.: Приор, 2007. - 160 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты