Возникновение дружбы встреча. Психологические предпосылки возникновения дружбы у подростков
Минский инновационный университет
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возникновение дружбы встреча. Психологические предпосылки возникновения дружбы у подростков»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Возникновение дружбы встреча. Психологические предпосылки возникновения дружбы у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Метод незаконченных предложений.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРУЖБЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Дружба как форма межличностных отношений
1.2 Роль дружбы и общения в подростковом возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе наблюдаются различные технологические, социально-экономические преобразования, которые ведут к изменению ценностей и «формата» общения, когда вместе с реальным общением часто распространяется общение виртуальное. Общение занимает одно из самых важных мест среди человеческих потребностей. В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью.
Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др.
От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
В подростковом возрасте, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
Для того что бы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать всё возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми.
Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.
Цель данного исследования – изучить особенности общения и дружбы в жизни подростка.
Задачи исследования:
- определить понятие дружбы как формы межличностных отношений;
- изучить роль дружбы и общения в подростковом возрасте;
- выявить психологические предпосылки возникновения дружбы у подростков.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРУЖБЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Дружба как форма межличностных отношений
Дружбе уделяется немало внимания в психологических исследованиях. В зависимости от различных подходов дружба воспринималась как форма обмена, удовлетворение эмоциональных потребностей, социальное взаимодействие индивидов информационный процесс взаимного познания, особый уникальный и неповторимый диалог личностей.
Людям присуща потребность в аффилиации (в любви и привязанности) – в эмоциональной связи с другими людьми, взаимном принятии и расположении. Её блокирование порождает чувство одиночества, отчужденности, фрустрацию. Тесные, доверительные личностные взаимоотношения вызывают рост душевного удовлетворения и жизнеспособности. Поэтому люди расходуют много сил и средств ради установления и поддержания таких отношений и сильно страдают, когда вынуждены эти отношения порвать. Аффилиация – это не только романтическая или родительская любовь. Человеку нужны еще и друзья, принимающие его таким, какой он есть. У разных людей потребность в аффилиации выражена в разной степени. Одним достаточно 1–2 близких друзей, другие стремятся к поверхностным приятельским отношениям с множеством людей, третьи поддерживают приятельские отношения с компаниями и близкую личную дружбу [15, с. 120].
Одно из определений дружбы дает И. Кон — это свободно устанавливаемые взаимные отношения, характеризующиеся эмоциональной насыщенностью, эмоциональной и инструментальной поддержкой, эксклюзивностью, близостью и личностным отношением к партнеру. Важность дружеских отношений как особой области межличностных отношений определяется не только их субъективной ценностью для человека, но и их объективной ролью в развитии личности. Трудности в близких отношениях со сверстниками, отсутствие дружеских связей в детстве и подростковом возрасте являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом в более зрелых возрастах, а такие характеристики дружеских отношений, как поддержка и близость, прямо связаны с формированием коммуникативной компетентности [11, с. 12].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования:.
Выборка составила 25 респондентов, среди которых было 15 девушек и 10 юношей в возрасте 15-16 лет. В связи с неравным количественным составом юношей и девушек в рамках нашего исследования, нами проводилось эмпирическое исследование без применения гендерного анализа результатов исследования.
В ходе исследования нами были использованы методики:
1. Модифицированный вариант методики «Незаконченное предложение» для диагностики неосознанных отношений к себе, к другим, к будущему и прошлому, для выявления страхов и опасений (Приложение 1).
Инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Перед испытуемым ставят задачу работать как можно быстрее, завершать начало предложений не раздумывая, первым, что приходит в голову.
Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения – свой ответ; при использовании бланка – ответ пишется прямо на бланке около соответствующего начала предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона, что является более предпочтительным вариантом, так как позволяет экспериментатору наблюдать за всей ситуацией тестирования в целом.
Нами адаптирована данная методика, с помощью ее мы выявляли отношение подростка к себе, к другим, к будущему и к прошлому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зависимости от различных подходов дружба воспринимается как форма обмена, удовлетворение эмоциональных потребностей, социальное взаимодействие индивидов информационный процесс взаимного познания, особый уникальный и неповторимый диалог личностей.
В подростковом возрасте, как известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
Дружба является самым важным видом эмоциональной привязанности и различных отношений в подростковом возрасте. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте состоит в том, что она одновременно является тренажером для самораскрытия и понимания иного человека. Дружба играет привилегированную роль среди подростковых привязанностей.
Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.
С целью изучения представлений подростков о дружбе нами проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 25 подростков 15-16 лет. Результаты исследования показали, что близкими друзьями подростков чаще всего являются ровесники, они учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Близкие друзья обычно гораздо больше, чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни. В этот период «значимым другим» непосредственно является друг или несколько друзей, с которыми завязались тесные дружеские отношения, а родители отходят на второй план. Нами выявлено, что большая часть опрошенных подростков хорошо относится к себе и к окружающим людям, у них хорошо сформированы представления о дружбе. Однако также есть подростки, которые обладают навыками коммуникации не в полной мере, имеют заниженную самооценку, и, в связи с этим, у них возникают трудности в общении со сверстниками.
1. Аскоченская, А. Интернет: отношения будущего? / А. Аскоченская // Психология. – 2012. – № 74. – С. 12–14.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
3. Воробьева, М.С. Роль дружбы в жизни современного подростка / М.С. Воробьева // Глобальный научный потенциал. – 2012.– №19. – С. 240–242.
4. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. – М.: Аспект–Пресс, 2005. – 174 c.
5. Диалоги о воспитании: книга для родителей / под ред. В.Н. Столетова // Ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1979. – 220 с.
6. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
7. Изард, Э.К. Психология эмоций / К.Э. Изард. – М.: Академия, 2011. – 345 с.
8. Ильина, А.И. Общительность и темперамент у школьников / А.И Ильина. – Пермь, 1961. – 180 с.
9. Казанская, К.О. ВПС: Возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2008. – 160 c.
10. Кон И. Дружба. 4-е издание. доп./ И Кон. – СПб.: Питер. 2005. С.330
11. Кон, И. Дружба / И. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 210 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
14. Парфенов, В.Н. Общение, как предмет социально-психологических исследований: автореф. дис. … докт. псих. наук / В.Н. Парфенов. – Л., 1983. – 28 с.
15. Сиденко, Е.А. К вопросу об адаптации подростка / Е.А. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 1. – С. 120–122.
16. Скрипкина, Т. П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. – М.: Логос, 2000. – 264 с.
17. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
18. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. — М.: Академия, 2001. — 144 с.
19. Эриксон, Э. Возрастные стадии развития личности / Э. Эриксон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm.
20. Якушева, Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента / Т.Г. Якушева // Ученые записки Саратовского госпединститута. – Саратов, 1957. – С. 111-126.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Метод незаконченных предложений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты