Конституционно правовые основы права на образование в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционно правовые основы права на образование в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционно правовые основы права на образование в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Становление и развитие права на образование
1.2 Сравнительно-правовой анализ законодательства об образовании в Республике Беларусь и некоторых зарубежных странах
1.3 Правовая основа права на образование
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Право на получение высшего образования и гарантии его реализации
2.2 Особенности права на получение среднего специального образования
2.3 Право на получение среднего образования
2.4 Ограничение права на образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы проводимого исследования. Конституционная гарантия права на образование в Республике Беларусь имеет не только важное формально-правовое значение, но и обеспечивает наличие адекватного механизма реализации этого права в соответствии с современными потребностями личности и белорусского общества.
Действительно, верховенство права имеет социальную ценность только тогда, когда оно может быть реализовано, а не существует только в виде текста на бумаге.
Реализация права на образование направлена на удовлетворение таких важных потребностей человека и общества, как необходимость приобретения знаний, применения жизненных навыков в обществе и подготовки кадров.
Рассматривая вопросы реализации права на образование, следует отметить, что проблематичный характер этого определения обусловлен, среди прочего, пониманием термина «реализация», который не был установлен в юридической науке, поскольку в научной литературе содержится множество мнений по этому вопросу: существует отдельная дискуссия об осуществлении норм объективного конституционного права (конституционно-правовых норм), об осуществлении норм самой Конституции (конституционных норм) и, отдельно, реализация субъективного конституционного права на образование.
Процесс реализации прав личности в целом и процесс реализации права на образование в частности достаточно сложен и имеет определенную структуру. Именно поэтому в юридической литературе в последнее время все чаще упоминается механизм реализации, который обычно понимается как способ осуществления прав и свобод.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе закрепления и реализации права на образование в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, характеризующие понятие, сущность и особенности реализации права на образование в Республике Беларусь.
Цель работы – на основе комплексного анализа положений научной литературы исследовать понятие, сущность и особенности реализации права на образование в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Становление и развитие права на образование
Значение образования как социального феномена, блага, несомненной ценности в истории человеческой цивилизации переоценить сложно. Вопросы адекватного правового регулирования общественных отношений в данной сфере никогда не теряют своей актуальности.
Право на образование – динамичная правовая категория конституционного права. Нормы международного права устанавливают безусловную всеобщность и неотъемлемость данного права по отношению к каждому человеку, запрет на любую дискриминацию в данной сфере. И, тем не менее, его границы, способы реализации имеют свои особенности в каждой стране в зависимости от исторических условий его формирования. По этой причине целесообразным и продуктивным представляется рассмотрение содержания права на образование в Республике Беларусь в историческом контексте.
Оставляя за пределами исследования, несомненно, значимый дореволюционный период развития права на образование, позволим себе 1ограничиться рамками его конституционного закрепления. Приход к власти большевиков в октябре 1917 г. обусловил коренную перестройку государственной и общественной жизни на территории белорусских земель.
И. В. Ушанков отмечает, что «необходимость развития образования на данном этапе рассматривалась революционно настроенными оппозиционными группами как способ реализации своих идей, как залог активного вовлечения различных групп населения в революционное противостояние власти, как одно из необходимых условий для распространения социалистических идей в массах» [1, с. 108].
Народное образование подверглось беспрецедентным реформам, что нашло отражение на законодательном, прежде всего, конституционном уровне. В Конституции ССРБ 1919 года (ст. 11) право на образование определялось через дефиницию «действительный доступ к знаниям», провозглашалась задача «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное и всестороннее бесплатное образование» [2].
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Право на получение высшего образования и гарантии его реализации
В современном мире право на образование является одним из фундаментальных прав человека, декларируемых в международно-правовых актах и гарантируемых на национальном уровне. Право на высшее образование является элементом конституционного права на образование в целом и важным социальным правом человека. Ввиду наличия особенностей в содержании этого права и гарантиях реализации оно должно быть специально рассмотрено с теоретико-правовых позиций.
Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. В юридической науке при определении понятия гарантий существенных противоречий не прослеживается. По мнению С. М. Сивца, «в науке конституционного права под гарантиями понимаются правовые и иные средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина [19].
Как известно, конституционные права и свободы обладают наивысшей юридической силой и обеспечиваются всем государственным и общественным строем, а также системой гарантий, закрепленных нормами права». С. И. Некрасов считает, что гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти [20].
В юридической науке высказывается единодушное мнение, что проблема реализации прав и свобод личности не может быть рассмотрена сугубо в формально-юридическом аспекте. Особое значение здесь приобретают факторы политического, экономического, духовно-нравственного, организационного, социально-психологического и иного порядка, которые влияют на процесс реализации прав и свобод и во многом определяют его эффективность и результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Нами предлагается выделение следующих этапов становления и развития права на образование:
– дореволюционный;
– советский;
– современный.
Так, право на образование в советский период было неотъемлемой, конституционно закрепленной категорией правового статуса личности. Ученые-конституционалисты выделяли следующие структурные элементы содержания права на образование: данное право было установлено «государством в интересах всего народа»; гарантировалась возможность бесплатного получения общего среднего образования, среднего специального и высшего образования, как для удовлетворения своих личных потребностей, так и в интересах всего общества; субъективному праву корреспондировались соответствующие обязанности государственных и общественных органов и учреждений.
В системе прав и свобод человека особое место занимает право на образование (включая высшее образование). Оно включено в международные стандарты прав человека, что отражено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 2 Протокола № 1 (1952 г.) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), ст. 14 Хартии основных прав Европейского Союза (2000), документы Болонского процесса.
Эти правовые позиции подтверждают, что право на высшее образование занимает чрезвычайно важное место в системе современных демократических ценностей.
Право на образование является субъективным правом и заключается в фактической существующей, гарантированной государством и международным сообществом, фактической способности человека приобретать необходимые знания и компетенции для личных интересов и в интересах общества и государства.
Являясь элементом системы основных прав и свобод человека и равноправным элементом права на образование, право на образование имеет общие системообразующие особенности, которые заключаются в его тесной связи с личными, экономическими, социальными и культурными правами и зависит от стабильности правовых норм, обеспечения их общих гарантий соблюдения.
1. Ушанков, И. В. Исторические аспекты становления права на образование / И. В. Ушанков // Гос. служба. – 2014. – № 4 (90). – С. 106–110.
2. Конституция 1919 года [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
3. Конституция 1927 года [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
4. Конституция 1937 года [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
5. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании [Электронный ресурс] // Библиотека правовых актов Союза советских социалистических республик. – Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8127.htm/.
6. Конституция 1978 года [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
7. Волохова, Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование [Электронный ресурс] / Е. Д. Волохова // Федер. центр образовательного законодательства. – Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/volohova/ volohova1_12.php/.
8. Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/1005029.
9. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». – Режим доступа: http:// base.garant.ru/70291362/.
13. Об образовании : Закон Республики Казахстан № 319-III от 27 июля 2007 [Электронный ресурс] // Online.zakon. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/document/30118747.
14. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-З : в ред. от 23 июля 2019 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр».
14. Законодательство об образовании. Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – 2015. – Режим доступа : http://center.gov.by/state11.html.
15. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 «О Концепции реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь». 2015. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/zak2007/bz51/dcm51886.htm.
16. Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования». 2015. – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/dekretp/dek00006.htm.
17. Совещание у Президента Республики Беларусь по вопросам образования. 2015. – Режим доступа : http://union.by/news/a3b94766c3a57279.html.
18. Добровольская, В.В. Реформирование системы высшего образования Республики Беларусь на пути к Болонскому процессу. 2015. – Режим доступа : http://elib.bsu.by/bitstream/12 345 6789/104449/ 1/dobrovolskaya_2014_EU_and_%20Republic_of_Belarus.pdf.
19. Сивец, С. М. Обеспечение прав граждан как основной вектор реализации социальной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / С. М. Сивец // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Режим доступа : http://center.gov.by/articleSivets2.html.
20. Некрасов, С. И. Конституционное право: конспект лекций [Электронный ресурс] / С. И. Некрасов. – Режим доступа : http://www.e-reading.link/chapter.php/98170/26/Nekrasov_- Konstitucionnoe_pravo_Rossiiiskoii_Federacii__konspekt_lekciii.html.
21. Василевич, Г. А. Конституционные основы реализации правовых норм: теория и практика / Г. А. Василевич, С. Г. Василевич. – Минск : БГУ, 2016. – 182 с.
22. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности: учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. – М. : Изд-во МГУ, Издат. группа ИНФА М - НОРМА, 2017. – 229 с.
23. Шабайлов, Д. В. Сущность социально-экономических прав и гарантий их реализации в Республике Беларусь : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 / Д. В. Шабайлов. – Минск, 2017. – 24 с.
24. Демидова, Н. П. Концепция механизма реализации права на образование / Н.П. Демидова // Право. Законодательство. Личность, 2018. – № 2(15). – С. 30–39.
25. Трофимова, Г. А. Получение основного общего образования: проблемы реализации конституционной нормы / Г.А. Трофимова // Право и образование. – 2017. – № 12. – С. 36–45.
26. Казанцева, Е. В. Реализация права на свободу передвижения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. – № 4. – C. 348-357.
27. Казанцева, Е. В. Вопросы взаимодействия общеобразовательных организаций с правоохранительными органами в профилактике правонарушений в сфере образования // Крымские юридические чтения. Образование и наука: сб. мат-лов научно-практ. конф-ции: в 2 т. / под общ. ред. Н.Н. Колюки. – Симферополь, 2019. – Т. 1. – С. 122-138.
28. Алексеев, С. Ю. Право на образование в системе основных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина / С. Ю. Алексеев // Совр. право : Юрид. науч. сеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view.
29. Василенко, А. А. Анализ некоторых научных работ, посвященных реализации конституционного права на образование / А.А. Василенко, А. Т. Бозер // Право и образование. – М., 2016. – № 4. – С. 27–33.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты