Проблемы социализации подростка в современных социокультурных условиях и пути их преодоления
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблемы социализации подростка в современных социокультурных условиях и пути их преодоления»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Проблемы социализации подростка в современных социокультурных условиях и пути их преодоления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №215, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Оценка отношений подростков с группой».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации подростков в современных социокультурных условиях
1.1 Сущность процесса социализации в подростковом возрасте
1.2 Психолого-педагогическая характеристика личностей старшего подросткового возраста
Глава 2. Направления педагогической деятельности по преодолению проблем социализации подростков в современных социокультурных условиях
2.1 Диагностика проблем социализации личностей старшего подросткового возраста в современных социокультурных условиях
2.2 Педагогические условия, способствующие эффективному преодолению подростками проблем социализации
2.3 Разработка сценария воспитательного мероприятия, способствующего успешной социализации подростка в современных социокультурных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. «В наше время возрос интерес к проблеме социализации и общения среди личностей подросткового возраста. Об этом говорят все, иногда в газетах можно прочитать радикально противоположные мнения по этому поводу. Тема социализации всегда была актуальной. Негативные тенденции общественного развития охватывают все большие слои подростков, снижая возрастную границу, выражаясь в различных формах деструктивного поведения и обусловливая кризис социализации» [8, с. 54].
Социализация является одним из важнейших этапов в жизни человека. Процесс активного становления личности, не теряя своей актуальности, в современную эпоху приобретает отличительные черты, которые включают в себя усложнение критериев социальной зрелости, трансформацию. На каждом из этапов социализации могут возникать трудности и противоречия. Современное общество, столкнувшись с рядом кризисов, сформировало потребность в новом типе личности, тем самым предъявив повышенные требования к подрастающему поколению. Данные процессы повлекли за собой изменения во взглядах на процессы социализации. Практически в каждом возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлениям к новым ролевым статусным требованиям. Однако, подростки, как переходная группа от детства к взрослости, объективно оказываются в группе риска.
Подростковый возраст – это период, когда психический и физиологический аспекты развития подвергаются качественной перестройке. В этом возрасте активизируются акцентуации характера, возникают защитные формы поведения.
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность процесса социализации в подростковом возрасте
В современной литературе существует несколько подходов к определению понятия социализации. С позиций субъект-объектного подхода социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В процессе социализации человек занимает пассивную позицию. У истоков этого подхода стояли Э. Дюркгейм Т. Парсонс.
В рамках комплексного подхода (Р.М. Шамионов) социализация личности рассматривается в качестве многофункционального и многоуровнего процесса. В работе Р.М. Шамионова предлагается процессуальная модель социализация личности, которая описывает этот процесса на нескольких уровнях: на уровне взаимообусловленных детерминаций внешних (норм, традиций, условий реальной жизни, ожиданий), на уровне внутренних (свойств, характеристик, моделей поведения личности) инстанций, а также на уровне самоактуализации, личностной зрелости и удовлетворенности [28, с. 82].
Ряд современных исследователей (В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов) сущность социализации раскрывают через ее процессы – адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию. Их единство направлено на обеспечение оптимального развития личности на протяжении жизненного пути во взаимодействии с внешней средой. Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее индивид становится членом социума, к которому он принадлежит [18, с. 16].
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Диагностика проблем социализации личностей старшего подросткового возраста в современных социокультурных условиях
База исследования: ГУО «Средняя школа №215 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 подростков.
Для исследования особенностей социализации подростков в современных социокультурных условиях были поставлены следующие задачи:
1. подбор комплекса методик, необходимых для определения исходного уровня социализации подростков в современных социокультурных условиях;
2. разработка программы, способствующей повышению уровня социализации подростков в группе;
3. анализ и интерпретация полученных результатов.
Для достижения цели констатирующего эксперимента разработали диагностический комплекс, включающий в себя:
1. Анкету «Оценка отношений подростков с группой» (Приложение А);
2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) (Приложение Б).
Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с группой в современных социокультурных условиях была составлена анкета «Оценка отношений подростков с группой». Дадим характеристику данной методике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст является крайне сложным и противоречивым периодом в жизни человека. Для подростка, наряду с физиологическими изменениями, характерны изменения в социальной ситуации развития. Стоит отметить, что становление социальной позиции подростка – сложный процесс, который требует пристального внимания, т.к. несформированность социальных позиций может привести к общей несоциализированности подростка и возникновению ряда педагогических проблем.
Учащийся старших классов находится на границе подросткового возраста и юношеского возраста. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии личности подростка и межличностных отношений. Важнейшее психологическое образование старшего школьного возраста – это становление самосознания и устойчивого образа «Я». Положение старшего подростка характеризуется противоречивостью, изменением структуры его социальных ролей, а также самооценки и уровня притязаний. В старших классах «Я» еще достаточно неопределенно, расплывчато, диффузно. Старших подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска.
Исходя из результатов проведенной диагностики, можно сделать вывод о том, что большинство молодых людей в группе сверстников имеют прагматическую и индивидуалистическую ориентацию. Членство в группе рассматривается как средство достижения индивидуальных целей. Более половины испытуемых агрессивны по отношению к обществу. Они чрезмерно агрессивны, но часто неуравновешенны и жестоки по отношению к другим. Они надеются добраться до управленческих «верхов», полагаясь на свои методы, добиться успеха и пожертвовать интересами других. Поэтому их не удивляет неприязнь своих сверстников, но они стараются их за это наказывать.
1. Абрамов, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамов. – М. : Педагогика, 2001. – 367 с.
2. Альтернативная субкультура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург, 2005. – 784 с.
3. Ананьев, Б. Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. – Вып. IX.–Л. , 2001. – С . 46 – 85.
4. Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 509-511.
5. Брейк, М. Сравнительная молодежная культура / пер. с англ. Е. Омельченко // Молодежные культуры и субкультуры. – М. : Институт социологии РАН, 2000. – 278 с.
6. Воронецкая, Л. М. Взаимосвязь социализации и процесса воспитания личности / Л. М. Воронецкая // Интеграция педагогической науки и практики как доминирующий фактор развития образования ХХI века : методология, теория, технология : Материалы Междунар. Науч.-практич. Конфер., Минск, 28-29 ноября 2003 г. / Бел. Гос. Пед. Ун-т им. М. Танка. – Минск, 2003. – С. 16-18.
7. Егорова, Т. В. Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения / Т. В. Егорова // Воспитание школьников. – 2009. – №9, с. 27-30.
8. Ежов, О. В. Социализация личности: социально–философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / О. В. Ежов. – Москва, 2000. – 22 с.
9. Запесоцкий, А. С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М. : Профиздат, 2000. – 224 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c.
11. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 245 с.
12. Кофырин, Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н. В. Кофырин // Cоцис. – 2001. – № 1. – С. 82 − 86.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет : Учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М. : РОУ, 2006. – 317 с.
14. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М. : Смысл, 2001. – 576 с.
15. Лекомцева, Е. Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е. Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neformalnye-obedineniya-molodezhi-kak-sotsialnoe-yavlenie.
16. Маскалевич, Ю. А. Подростковая субкультура как фактор социализации детей / Ю. А. Маскалевич // Условия успешной социализации детей и молодежи : перспективные исследования будущих педагогов : Материалы Междунар. Науч.-практич. Конфер., Минск, 19 апреля 2018 г. / Бел. Гос. Пед. Ун-т им. М. Танка; редкол. В.В. Мартынова, отв. ред. В.В. Мартынова. – Минск: БГПУ, 2019. – с. 81-84.
17. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2015. – 848 c.
18. Мудрик, А. В. Человек в процессе социализации / А. В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7-16.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
20. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения : [пособие] / С. В. Косарецкая, С. Г. Косарецкий, Н. Ю. Синягина. – СПб. : КАРО, 2006. – 389 с.
21. Ольшанский, Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д. В. Ольшанский. – М. : Педагогика, 2000. − 245 с.
22. Парыгин, Б. Д. Социальная психология Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2010. – 254 с.
23. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М. : Прогресс, 2007. – 424 c.
24. Рослякова, С. В. Особенности социализации современных подростков / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко // БГЖ. – 2018. – №4 (25). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-1.
25. Социальная педагогика: пособие / авт.-сост. В. В. Мартынова. – Минск : БГПУ, 2019. – 164 с.
26. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Школьная пресса, 2003. – 314 с.
27. Тищенко, Ю. В. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / Ю. В. Тищенко, А. Н. Бражникова. – М., 2009. – С. 47-49
28. Хэбдидж, Д. Субкультура: значение стиля / Д. Хэбдидж. – Лондон; Нью-Йорк, 2001. – 312 с.
29. Шамионов, Р. М. Социализация личности: системно–диахронический подход / Р. М. Шамионов // Психологические исследования. – 2013. – № 27. – С. 8-11.
30. Шик, С. В. Работа с родителями подростков в контексте понимающей педагогики / С. В. Шик. // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – с. 23-28.
31. Ясеницкий, И. А. Личность как продукт социализации / И. А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально–экономических наук. – 2017. – № 52. – С. 93-95.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Оценка отношений подростков с группой».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты