Этнопедагогический подход при изучении школьного курса Биологии
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Этнопедагогический подход при изучении школьного курса Биологии»
по дисциплине: «Методика преподавания биологии»
2021
23.00 BYN
Этнопедагогический подход при изучении школьного курса Биологии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания биологии
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Основные подходы к обучению биологии
1.2 Общая характеристика этнопедагогического подхода
1.3 Этнопедагогический подход при изучении школьного курса «Биологии»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Биологическая грамотность подрастающего поколения становится социально-необходимой в связи с выдающимися достижениями биологии (клеточная и генная инженерия, клонирование организмов и многое другое), вносящими серьезный вклад в решение различных глобальных проблем человечества в условиях техногенного наступления на природу и ее разрушение [1]. Формирование экологической культуры учащихся, их активной социальной позиции, направленной на сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды нужно начинать с общего среднего образования, формирую тем самым у детей экологически правильное отношение к природе [10].
Согласно концепции развития системы образования Республики Беларусь цель общего школьного образования направлена на формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Современное образование необходимо ориентировать на развитие духовности ученика, на усиление гуманистических и социальных аспектов воспитательного процесса. Все это обусловливает модернизацию целей и задач предметного образования, в том числе и биологического [3].
Биология как наука тесно связана с гуманной сущностью человека. Биологические науки помогают школьнику наглядно видеть и понимать естественную связь всего живого и определить место человека в богатейшем и разнообразном мире природы.
Биологическое образование в настоящее время становится основой для развития гуманистических идеалов и экологического стиля мышления, позволяет формировать у подрастающего поколения здоровый образ жизни.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Основные подходы к обучению биологии
В настоящее время происходит интеграция знаний по естественным наукам, сближение гуманитарных и естественных наук, науки и искусства. В таких условиях школа должна воспитывать и обучать детей реальной жизнью, прививая им необходимые умения и навыки.
Большое значение для улучшения качества предметной подготовки учащихся имеет реализация подходов к обучению.
В настоящее время при изучении школьного курса биологии применяются следующие подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, гуманитарный, региональный, этнопедагогический [8].
Личностно-ориентированный подход. Использование данного подхода при изучении школьного курса биологии призвано обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При этом содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются с целью того, чтобы учащийся мог проявить избирательность к изучаемому материалу, его виду и форме. Они влияют на становление духовных и интеллектуальных качеств, обеспечивая социальную и профессиональную адаптацию в обществе.
Понимание и усвоение содержания по отношению к биологическому образованию напрямую связано с активной позицией учащегося. При этом важную роль играют индивидуальность и самоценность каждого человека, его развитие как индивида, наделенного субъектным опытом [8].
1.2 Общая характеристика этнопедагогического подхода
В основе этнопедагогического подхода лежит концепция этноса С.С. Арутюнова, согласно которой основной функцией этноса является осуществление информационной защиты каждого из его членов от разного рода жизненных нестабильностей. Человек не всегда способен быстро реагировать на изменения природной, культурной и социальной среды. Это связано с тем, что ему нужен своего рода информационный фильтр. Этнос и есть такой фильтр. Только усвоив культуру, язык и историю своего народа, человек может на равных вступать в диалог с представителями других национальностей [8].
Несмотря на то, что как научное понятие этнопедагогический подход возник в конце ХХ – начале ХХІ веков, корнями он уходит в далекое прошлое. Им фактически руководствовались в своей научно-педагогической деятельности все выдающиеся ученые, педагоги, жившие в разные исторические эпохи.
Сущность данного подхода очень точно раскрыл академик Г.Н. Волков. По мнению ученого: «Этот подход предполагает рассмотрение педагогического процесса как естественноисторического, что является принципиальным достижением науки. При этом воспитание, вечная и общая категория, выступает как естественная форма деятельности и поведения». С уверенностью можно утверждать, что этнопедагогический подход позволяет использовать в современном учебно-воспитательном процессе прогрессивный потенциал традиционно-педагогической культуры с опорой на принципы диалектического единства трех начал: национального, межнационального и общемирового, что позволяет человеку чувствовать принадлежность к своему народу, и, в тоже время, осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации [9].
1.3 Этнопедагогический подход при изучении школьного курса «Биологии»
С целью формирования у учащихся национальной экологической культуры, направленной на сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды, при изучении школьного курса «Биология» целесообразно применение этнопедагогического подхода, который будет эффективен при условии единства знаний, ценностных ориентаций, опыта деятельности в сфере ответственного отношения человека к окружающей среде и природному наследию своей страны [1;4].
При изучении ботаники, помимо традиционных на уроке знаний о строении растений учащиеся осваивают и применяют на практике знания о многообразии сельскохозяйственных культур класса однодольных и класса двудольных, особенности выращивания их в климатических условиях своего места проживания, узнают, какие культуры растений наиболее устойчивы к климату в этом конкретном регионе.
Однако главным итогом занятий, на которых применяется данный подход, служит освоение понятия «национальный», которое происходит с опорой на личный опыт детей. Изучив особенности растений родной области, учащиеся делают выводы о наиболее приспособленных растениях, дающих наибольшую урожайность в данных климатических условиях, обогащают свои знания о многообразии покрытосеменных растений, растущих в данной местности [7].
1. Захлебный, А.Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 9. – С. 3-6.
2. Кабаян О.С., Кабаян Н.В., Вартанян Г.В. Значение биологических знаний в воспитании личности школьника // Сборник статей Международной научно-практической конференции (24-26 ноября 2015 г.). Выпуск 14. Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. – 423 с.
3. Керимов, Д. Ф. Понятие о социально-экологическом воспитании // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – С. 97-100.
4. Кожанова, М.Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2010. – № 1(65). – С. 105-110.
5. Краснова, И.А. Деятельностный подход на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 191–195.
6. Культурологический подход к преподаванию биологии в современной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/102456.
7. Кулясова, А.А. Пример этноэкологического подхода в обучении // О-Мега форум: III международный полярный год: сборник трудов. – СПб., 2008. – С. 195-197.
8. Методика преподавания биологии / под ред. М.А. Якунчева. – М.: Академия, 2008. – 128 с.
9. Нездемковская, Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики России / Г.В. Нездековская. – М.: Litres, 2019. – 432 с.
10. Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/osnovnie-obschenauchnie-principi-i-podhodi-metodologii-pedagogiki-3607101.html.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты