Инновационная политика и ее особенности в Республике Беларусь
БРУ (Белорусско-российский университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инновационная политика и ее особенности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Инновационная политика и ее особенности в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты инновационной политики
2 Анализ инновационной политики Республики Беларусь
3 Направления развития инновационной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества обеспечить устойчивый экономический рост, конкурентоспособность страны в мировом экономическом хозяйстве может только переход на инновационный путь развития, основанный на применении достижений науки и новых технологий в производстве. Это обосновывает необходимость дальнейшего исследования сущности и содержание инновационной экономики, разработки её концептуальной модели, определения институциональной среды, факторов её формирования и развития в целях создания более целостного представления об этом явлении. Кроме того, в течение нескольких десятилетий развитые страны и ряд развивающихся государств предпринимают разнообразные комплексы по переходу на инновационный тип экономического развития и созданию экономических механизмов формирования инновационной экономики, что привело к появлению разнообразных моделей построения инновационной экономики и возникновению проблемы выбора наиболее эффективной их них в других странах, в том числе и в Беларуси. Необходимость практического решения этой проблемы поднимает вопрос формирования инновационной политики.
В настоящее время инновационное развитие отечественной экономики не приобрело экономически значимого характера, в нем трудно выделить какие-либо сформировавшиеся закономерности, формирование национальной инновационной системы остается медленным и противоречивым процессом. Вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Теоретическая значимость заключается во всестороннем рассмотрении инновационной политики государства.
Практическая значимость заключается в разработке основных направлений развития инновационной политики страны.
Объектом изучения является инновационная политика.
Предметом изучения является особенности инновационной политики Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является анализ инновационной политики Республики Беларусь и определение направлений её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты инновационной политики;
- провести анализ инновационной политики Республики Беларусь;
- определить основные направления развития инновационной политики в Республике Беларусь.
В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: описательные, сравнительные, аналитические, дедуктивные, индуктивные, синтеза и анализа.
В ходе написания работы использовался теоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, издания периодической печати и сети Интернет.
Проблеме государственного регулирования инновационной деятельности посвящены работы Л. И. Абалкина, И. А. Бланка, Д. Белла, С. Ю. Глазьева. Многие аспекты управления инновационными процессами рассматриваются в работах Г. Ансоффа, Ф. Питера., Р. Друкера, И. Шумпетера.
1 Теоретические аспекты инновационной политики
Инновационная политика страны представляет собой комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих усиление заинтересованной активности научного, технического и производственного потенциала в ускорении практической реализации науки и техники. В основу инновационной политики заложены следующие принципы:
- инновационная политика должна носить государственные интересы и строиться средствами, доступными государству его законодательными органами и органами управления;
- переход от государственного централизованного управления и руководства к государственному регулирования инновационными процессами;
- демократизация инновационных процессов и его участников (самостоятельность в выборе заказа, форм выполнения, партнерства и т.д.)
- сохранение за государством организации инновационных проектов, имеющих государственное значение, и полный отказ от мелкой опеки другого вида инновационных проектов;
- развитие и поощрение любого предпринимательства и инициативы со стороны организаций, предприятий, отдельных граждан и органов управления, направленных на активизацию инновационной деятельности [2, c. 86].
Опыт многих развитых стран показывает, что наличие рыночной экономики не является достаточным условием достижения технологического роста. Необходимыми являются также эффективные государственные меры для поддержки и создания успешного инновационного климата.
В зависимости от формы поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности могут быть выделены три вида государственной инновационной политики:
- политика активного вмешательства;
- политика децентрализованного регулирования;
- смешанная политика [1, c. 73].
Суть политики активного вмешательства заключается в признании государством научной и инновационной деятельности в качестве главной и определяющей составной экономического роста народного хозяйства. Ярким примером такой политики служит модель государственного регулирования Японии.
Научно-техническая политика Японии основывается на следующих принципах:
- наличие долгосрочных программ научно-технического развития;
- опора на крупные корпорации;
- стимулирование прикладных исследований и разработок;
- поощрение активных закупок лицензий за рубежом;
- формирование в обществе атмосферы восприимчивости и готовности освоения новых технологий и порождаемых ими инноваций во многих сферах повседневной жизни;
- протекционистские меры защиты национального рынка, благодаря которому японские производители наукоёмкой продукции практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов, а тесные связи между государственным управлением и товаропроизводителями позволяют им выступать единым фронтом на международной арене [10, c. 39].
2 Анализ инновационной политики Республики Беларусь
Рассмотрим систему органов, осуществляющих реализацию инновационной политики Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»:
Президент Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
- определяет основные направления государственной инновационной политики; утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь;
- определяет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.
Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
- участвует в формировании государственной инновационной политики;
- обеспечивает реализацию государственной инновационной политики;
- обеспечивает разработку и реализацию государственной программы инновационного развития Республики Беларусь [4, c. 471].
Уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
- проводит государственную инновационную политику, осуществляет регулирование и управление в сфере инновационной деятельности;
- координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления областного территориального уровня в сфере инновационной деятельности;
- формирует государственную программу инновационного развития Республики Беларусь и координирует ее реализацию, выступая ответственным заказчиком;
- содействует созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
- осуществляет научно-методическое обеспечение проведения инновационно-технологического мониторинга;
- определяет порядок проведения оценки уровня инновационного развития по видам экономической деятельности и уровня инновационного развития административно-территориальных единиц.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
- разрабатывают предложения о направлениях государственной инновационной политики и инновационной деятельности;
- разрабатывают предложения по совершенствованию механизмов правового, экономического регулирования и стимулирования инновационной деятельности;
- обеспечивают создание и развитие инновационной инфраструктуры.
3 Направления развития инновационной политики Республики Беларусь
В Республике Беларусь проводится масштабная инновационная политика. Необходимость ускорения внедрения научных достижений в различные сферы деятельности отражена в программных документах и нормативных актах, где подчеркивается, что ядром инновационно ориентированной экономики должны стать высокотехнологичные производства как базовых отраслей, так и новых видов деятельности. При этом одной из основных проблем экономики страны выступает нехватка механизмов перехода на инновационный путь, то есть недостаточный уровень развития среды, благоприятствующей постоянному появлению новых идей и их коммерциализации. Также актуален вопрос интенсификации экономического роста. Естественным представляется использование уже имеющегося потенциала для активизации высокотехнологичных производств на основе инноваций, однако их разработку и внедрение в республике осуществляют не более 23-24% предприятий [11, c. 44]. Поэтому необходимо совершенствовать инновационную деятельность субъектов через воздействие прежде всего на экономические институты.
В рейтинге Всемирного банка «Doing Business», оценивающем страны по благоприятности нормативно-правовых условий ведения бизнеса, за 2012– 2019 гг. Беларусь поднялась с 69-го места до 49-го и имеет все шансы на вхождение к 2030 г. в топ-30 стран-лидеров. Одни из самых высоких позиций – по условиям регистрации собственности (14-й ранг) и нового бизнеса (30-й ранг). В то же время по доступности получения кредитов и условиям налогообложения республика находится на нижних строчках (104-й и 99-й соответственно) [7, c. 674].
Важнейший показатель уровня экономического авангарда бизнеса – структура валовых расходов на НИОКР. В развитых странах в ней преобладают инвестиции бизнеса над бюджетным финансированием и стремление к привлечению иностранных вложений. В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 г. одна из главных целей – привлечение к финансовой поддержке научных исследований и разработок средств венчурных фондов, бизнеса, производителей. Однако в настоящее время объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет собственных средств значительно уступает вкладу республиканского бюджета и инновационных фондов [23, c. 125].
Отсутствие заинтересованности и стремления к инновации со стороны предприятий, финансирование НИОКР по остаточному принципу объясняется в значительной мере отсутствием необходимых финансовых ресурсов и механизмов мотивации. Кроме того, темпы роста внутренних расходов на НИОКР в Республике Беларусь по сравнению с развитыми странами существенно ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная политика страны представляет собой комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих усиление заинтересованной активности научного, технического и производственного потенциала в ускорении практической реализации науки и техники. В зависимости от формы поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности могут быть выделены три вида государственной инновационной политики: политика активного вмешательства; политика децентрализованного регулирования; смешанная политика. По характеру воздействия на научную, научно-техническую и инновационную деятельность различают методы прямого государственного и косвенного государственного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).
Основным документом, регулирующим содержание инновационной политики Республики Беларусь, является Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 г.
Анализ показателей инновационной деятельности субъектов хозяйствования национальной экономики показал, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом число организаций, выполнявших научные исследования и разработки выросло на 5 единиц или 1,1 %, а в 2020 году их количество снизилось на 9 ед. или на 2 %. Списочная численность увеличилась в 2019 году на 324 человека или 1,2 %, а в 2020 году показатель сократился на 2113 человек или на 7,6 %. Объем выполненных научными организациями работ также увеличился в 2019 году на 40,4 млн. р. или на 5,3 %, а в 2020 году – на 73,2 млн р. или на 9,1 %. Внутренние затраты организаций 2019 году увеличились на 38,5 млн. р. или на 5,2 % и составили 777,8 млн. р., а в 2020 году – на 29,2 млн. р. или на 3,8 %.
Число инновационно-активных организаций за три года выросло на 52 ед. до 432 ед. в 2020 году, что привело к росту доли инновационно-активных организаций в общем числе организаций с 23,3 % до 26,2 % в 2020 году. Затраты на технологические инновации также имеют тенденцию к росту с 1 134,9 млн. руб. в 2018 году до 1 450,9 млн. руб. в 2020 году. Объем отгруженной продукции инновационно-активных организаций увеличивается ежегодно, однако темп прироста в 2020 году по отношению к 2019 году замедлился. Так в 2019 году прирост составил 5,8 %, а в 2020 году – 1,4 %. Несмотря на рост объема отгруженной продукции привел к увеличению доли отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции с 18,6 % в 2018 году до 17,9 % в 2020 году.
Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций имеет тенденцию к снижению с 20,3 в 2018 году до 19,5 % в 2020 году. При этом удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций промышленности имеет тенденцию к росту, а по отношению к организациям сферы информационных технологий – к снижению. Положительной тенденцией является рост доли организаций, осуществляющий затраты на инновации с 24,5 % в 2018 году до 27,1 5 в 2020 году.
1. Агарков, А.П. Управление инновационной деятельностью: учебник / Агарков А.П., Голов Р.С. – М.: Дашков и К, 2017. – 208 с.
2. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
3. Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 1. – С. 4–23.
4. Вашко, И.М., Вашко, О.А. Формирование приоритетов инновационного развития Республики Беларусь / И. М. Вашко, О. А. Вашко // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16. – С. 470-472.
5. Герасимчик, Н.В. Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. – Гомель, Центр исследования институтов рынка, 2017. – С.127
6. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы . — Минск: ГУ «БелИСА», 2020. — 56 с.
7. Давыденко, Е.Л. Направления инновационного развития Республики Беларусь / Е. Л. Давыденко // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – № 3. – С. 673-677.
8. Дичковский, А. А. Инновационный путь и перспективы его развития в Республике Беларусь / А. А. Дичковский // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2017. – № 3. – С. 6–11.
9. Инновационная инфраструктура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/ opencms/opencms/ru/innovation/inn3.
10. Кондрашов, О., Лапко, Б. Инновационная среда в системе экономического развития / О. Кондрашов, Б. Лапко // Наука и инновации. – 2020. – № 12. – С. 38-44.
11. Косенко, А. А. Тенденции развития малого инновационного предпринимательства как одного из основных институтов национальной инновационной системы Республики Беларусь / А. А. Косенко // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1 (2). – С. 43–47.
12. Косовский, А.А., Мальчевский, Е.С. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / под ред. А. Г. Шумилина. – Минск: ГУ «БелИСА», 2018. – 98 с.
13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. — Минск: Изд-во МИУ, 2014. — 266 с
14. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2019.
15. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск. – 2020.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
17. Орлова, Л. Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни формирования / Л. Н. Орлова [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf.
18. Прохоренков, П. А., Регер, Т. В. Инновации как главный фактор конкурентоспособности / П. А. Прохоренков // Фундаментальные исследования. – 2020. – №. 7. – С. 96-101.
19. Рейтинг развития инноваций в странах мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index.
20. Савельева, И. Н. Особенности инноваций в промышленности ФРГ / И. Н. Савельева // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 264-266.
21. Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
22. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [Электронный ресурс] : Постановление Президиума Национальной академии наук, 26 фев. 2018 г., № 17. – Режим доступа: /https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/042801.
23. Туча, Т. В. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь / Т. В. Туча // Научно-практические исследования. – 2020. – №. 5-1. – С. 124-126.
24. Тышлек, В. Беларусь на мировой карте инноваций // Наука и инновации. – 2020. – №2 (204). – С.32-37.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты