Механизм денежной трансмиссии: основные концепции
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм денежной трансмиссии: основные концепции»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Механизм денежной трансмиссии: основные концепции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
1 Основные подходы к реализации денежно-кредитной политики
2 Механизм денежной трансмиссии в странах с переходной экономикой
3 Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в Республике Беларусь: особенности и проблемы
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью каждой страны в области экономики является обеспечение устойчивого экономического роста, а также достижение высокого уровня занятости, стабильности внутренних цен и внешнеэкономическое равновесие. Эти цели достигаются в процессе разработки и реализации экономической политики. Одной из предпосылок устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства является весьма демократичным инструментом воздействия на смешанную экономику, который не нарушает суверенитет большинства субъектов бизнес-системы. В идеале денежно–кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменениям значения основных макроэкономических параметров: ВВП, уровень безработицы и инфляции [2, с. 37].
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, принимаемых Национальным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам необходимого направления развития. При прогнозировании экономического развития страны в первую очередь необходимо учитывать показатели, которые экономика должна достичь на определенных этапах, в частности, развитие рынка капитала, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, а также повышение спроса экономики на деньги. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно–кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.
1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Нынешняя кредитная система предполагает собой многоуровневый механизм сбережения и перераспределения денежных ресурсов. Она складывается из соответствующих ключевых звеньев:
1. Центральный банк, государственные банки.
2. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, специализированные торговые банки.
3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды.
Приведённая трёхуровневая структура кредитной системы характерна для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развития тех или иных звеньев отдельные страны значительно отличаются друг от друга. Кредитная система США является наиболее развитой, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы. Тем не менее, каждая страна имеет свои особенности [5, с. 112].
В свою очередь, кредитные системы развивающихся государств в целом работают плохо. Основная масса этих государств, включая Беларусь, имеют двухуровневую систему, представленную центральным банком и системой коммерческих банков.
Нет сомнений, что государство должно стремительно вмешиваться в экономику с целью поведения собственной социально-экономической политики и замещения рыночного механизма там, где он может дать сбой. Существует два ключевых способа:
- прямое административное вмешательство (установка цен);
- косвенное экономическое регулирование (выработка и осуществление государством денежно-кредитной политики).
2 МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНОЙ ТРАНСМИССИИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Трансмиссионный механизм монетарной политики является крайне сложным. Имеется много каналов, по которым он действует, и нет уникальной и совершенной модели, которая дает его описание. Значение отдельных каналов отличается во всех странах, а это значит, что иностранный опыт не может быть легко использован, необходимо проводить собственный анализ. Оценка трансмиссионного механизма монетарной политики в условиях переходной экономики задача исключительно непростая. Однако ее решение, в частности применительно к условиям Республики Беларусь, позволило бы повысить эффективность монетарной политики. Поэтому представляется необходимым активизировать научно-прикладные исследования по данному вопросу.
При этом следует подчеркнуть, что простое заимствование зарубежных концепций трансмиссионного механизма без учета сложившихся особенностей экономики нашей страны не позволит получить практически значимые результаты. Понятие трансмиссионного механизма Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики впервые появился в кейнсианском анализе. Трансмиссионным или передаточным механизмом (transmission mechanism of monetary policy) Кейнс назвал систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность. Кейнс считал, что денежно-кредитное регулирование, изменение объема денежного предложения оказывают влияние на воспроизводство только путем воздействия на инвестиционный процесс, и только в том случае, если оно способно изменить психологическую ситуацию на денежном рынке, снизив норму процента. Рассмотрение не только процентной ставки, но и цен на другие активы при анализе трансмиссионного механизма монетарной политики впервые предложено М. Фридманом.
3 ТРАНСМИССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Анализ особенностей денежной трансмиссии в конкретной экономике имеет важное прикладное значение, поскольку его результаты могут быть положены в основу разработки системы мер в сфере монетарной и валютной политики, а также финансовых программ государственного макроэкономического регулирования. В Беларуси действуют кредитный канал, канал валютного курса и канал процентной ставки (примерно в таком порядке по степени значимости). Однако конкретные особенности белорусской экономики, прежде всего использование валютного курса как номинального якоря, ограниченность потоков капитала, относительно пассивная роль банков в кредитовании и, в более общем плане, настойчивое прямое вмешательство государства в экономику, сильно влияют на прочность и предсказуемость трансмиссии.
Экономика Республики Беларусь, которая в основном контролируется государством и отличается высоким уровнем концентрации, явно нуждается в эффективной денежно-кредитной политике, используемой в качестве инструмента макроэкономической корректировки. Важной проблемой является устранение факторов, ограничивающих реализацию политики Национального банка Республики Беларусь. Существующие цели обязывают Национальный банк решать множество задач, в частности, касающихся валютного курса, целевого кредитования, рекапитализации банков, доли безнадежных ссуд, заработной платы, привязанной к доллару США, прямого дотирования убыточных сельскохозяйственных предприятий. Возможности Национального банка Республики Беларусь также ограничены непредсказуемыми условиями экономической политики и недостаточным взаимодействием и обменом информацией с Правительством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в курсовой работе исследования, было выяснено, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, принимаемых Национальным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам необходимого направления развития.
Цель денежно–кредитной политики – контролировать денежную массу и уровень ссудного процента. Это делается для регулирования денежной массы в стране. Основными инструментами денежно–кредитной политики являются: манипулирование нормой обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг и – изменение учетной (дисконтной) ставки процента. Существуют два подхода к осуществлению монетарной политики: использование правил и дискреционное принятие решений. Как использование правил, так и дискреционная политика имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества одного подхода одновременно являются недостатками другого. Основное преимущество правил заключается в их прозрачности и постоянстве во времени, тогда как дискреционная политика более гибкая и может использовать больше разной информации для принятия решения.
На данный момент в Республике Беларусь установлен режим монетарного таргетирования, характерными чертами которого являются закрепление ценовой стабильности, ежегодное установление количественного значения цели по инфляции, использование широкой денежной массы в качестве промежуточного ориентира, реализация курсовой политики в режиме плавающего курса и др.
В Беларуси действуют кредитный канал, канал валютного курса и канал процентной ставки (примерно в таком порядке по степени значимости). Однако конкретные особенности белорусской экономики, прежде всего использование валютного курса как номинального якоря, ограниченность потоков капитала, относительно пассивная роль банков в кредитовании и, в более общем плане, настойчивое прямое вмешательство государства в экономику, сильно влияют на прочность и предсказуемость трансмиссии.
1 Абрамова, М. А. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов / М. А. Абрамова, С. Е. Дубова, В. В. Масленников // Экономика. Налоги. Право. − 2016. − № 1. − 6−8с.
2 Бродский, Б. Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень. Курс лекций / Б. Е. Бродский. − М. : Магистр, 2018. − 339 c.
3 Воронин, В. П. Мировая экономика. Конспект лекций / В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. М. Подмолодина. − М. : Юрайт, 2016. − 192 c.
4 Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М. : Гелиос АРВ, 2012.
5 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – М. : РГГУ, 2016. – 283 c.
6 Самуэльсон, П., Нордхаус, Д. – Макроэкономика / П. Самуэльсон, Д. Нордхаус. – М. : Диалектика, 2019.
7 Общая характеристика подходов к реализации монетарной политики / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/general-character.
8 Греков И. Е. Инструменты и режимы монетарной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13051752.
9 Юрова Т. Ф. Монетарная политика и ее влияние на экономику страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41858247_89378640.pdf.
10 Текущий режим монетарной политики / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/current-mode.
11 Банковский кодекс Республики Беларусь статья 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/bankovskij_kodeks_rb/37.htm
12 Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 октября 2000 г. №441-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Респ. 12 октября 2000 г. (с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. №133-З) // Режим доступа: http://etalonline.by
13 Основные направления денежно-кредитной политики на 2016 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 18.12.2015 г. № 505 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp
14 Основные направления денежно-кредитной политики на 2017 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 03.10.2016 г. № 359 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp
15 Основные направления денежно-кредитной политики на 2018 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 31.12.2017 г. № 470 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp
16 Основные направления денежно-кредитной политики на 2019 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 20.12.2018 г. № 484 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp
17 Основные направления денежно-кредитной политики на 2020 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 31.09.2019 г. № 402 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp
18 Основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь 22.012.2020 г. № 481 [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp
19 Денежно-кредитная политика // Белрынок [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа https://www.belrynok.by/tag/denezhno-kreditnaya-politika
20 Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год / Аналитическое обозрение за 2020 год. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/ ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf
21 Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год / Аналитическое обозрение за 2019 год. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ ectendencies/rep_ 2019_12_ot.pdf
22 Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] – 2021 Режим доступа: https://myfin.by/info/stavka–refinansirovaniya/.
23 Дайнеко, А. Роль денежно-кредитной политики в макроэкономическом регулировании Беларуси // А. Дайнеко, А. Попкова, И. Колесников [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/articles/10251.pdf.
24 Роль Национального банка в проведении денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://helpiks.org/9-10024.html
25 В Беларусь пришла самая высокая инфляция за 49 месяцев. Что будет с ценами дальше? [Электронный ресурс] – 2021 – Режим доступа: https://banki24.by/news/4119-v-belarus-prishla-samaya.
26 Жигар, А. А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: цель и основные инструменты реализации [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/201669/1/154-160.pdf
27 Выйдут ли в Беларуси из оборота наличные деньги, и почему постепенно сокращается сеть банкоматов? // Минск-новости [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://minsknews.by/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты