Оценка мирового рынка научно-технической продукции
МИУ (Минский университет управления)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка мирового рынка научно-технической продукции»
по дисциплине: «Экономика и управление инновациями»
2021
45.00 BYN
Оценка мирового рынка научно-технической продукции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика и управление инновациями
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
В условиях глобализации мировой экономики причина различий в экономическом росте и неравенстве между странами объясняется техническими различиями.
Актуальность исследования заключается в том, что совершенствование и развитие действующих производств повышает спрос на научно-техническую продукцию поскольку она непосредственно связана с повышением их технического уровня и экономической эффективности, с одной стороны, а с другой стороны – с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий.
Целью курсовой работы является изучение мирового рынка научно-технической продукции, рассмотрение направлений его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность научно-технической продукции;
- провести анализ состояния мирового рынка научно-технической продукции;
- изучить формирование и развитие внутреннего рынка научно-технической продукции.
Объект исследования – мировая экономика.
Предмет исследования – мировой рынок научно-технической продукции.
Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех теоретических глав и одной практической, заключения, списка использованной литературы. Первая глава рассматривает состояние мирового рынка научно-технической продукции. Вторая глава рассматривает формирование и развитие внутреннего рынка научно-технической продукции. Третья глава посвящена направлениям развития рынка научно-технической продукции. В четвертой главе определена экономическая эффективность предложенного инновационного проекта.
Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили монографии, учебные пособия, Интернет-источники.
1 СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Технический прогресс широко признан в качестве основного фактора экономического роста, и поэтому любой метод улучшения технологического прогнозирования потенциально очень полезен. Учитывая, что технологический прогресс зависит от инноваций, которые обычно рассматриваются как нечто новое и неожиданное, прогнозирование этого может показаться оксюмороном. На самом деле существует несколько постулированных законов технологического совершенствования, таких как закон Мура и закон Райта, которые использовались для прогнозирования стоимости и производительности технологий [1, c. 34].
Рынок научно-технической продукции выполняет важнейшую для государства регулирующую функцию в области инновационной деятельности, обеспечивая непрерывность инновационного цикла, организуя цивилизованную торговлю неовеществленными инновациями (лицензиями, патентами, научными идеями, результатами НИОКР) и реализуя интеллектуальный продукт на каждой стадии его готовности. В результате идеи и промышленные образцы продаются также успешно, как и законченная продукция.
Рынок научно-технической продукции представляет собой сферу экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность.
Для начала целесообразно рассмотреть понятие «инновация».
По данным McKinsey, 84 % людей, что будущий успех зависит от инноваций. Хотя для некоторых инновация может показаться просто модным словом, есть много причин, по которым ей уделяют большое внимание [5, c. 21].
В дополнение к тому факту, что инновации позволяют организациям оставаться актуальными на конкурентном рынке, они также играют важную роль в экономическом росте. Способность решать важнейшие проблемы зависит от новых инноваций, и особенно развивающиеся страны нуждаются в этом больше, чем когда-либо.
Инновация, по определению – это внедрение чего-то нового. Без инноваций нет ничего нового, а без чего-либо нового не будет прогресса. Если организация не добивается никакого прогресса, она просто не может оставаться актуальной на конкурентном рынке.
Поскольку организации часто работают с другими отдельными организациями, иногда бывает сложно понять влияние инноваций на наше общество в целом. Однако инновации заключают в себе гораздо больше, чем просто фирмы, стремящиеся добиться конкурентных преимуществ.
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В системе современных взглядов рынок научно-технической продукции рассматривается в виде отдельного сегмента товарного рынка, обладающего рядом характерных особенностей. Наиболее значимыми среди них являются специфика реализуемого на этом рынке товара и наличие собственной инфраструктуры.
Согласно законодательству Республики Беларусь, под научно-технической деятельностью понимается деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. Помимо основных видов, к ней относятся работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения их результатов [13, c. 44].
Соответственно к научно-технической продукции следует отнести результаты научно-технической деятельности. Они содержатся в отчетах о НИР, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях, в конструкторской и технологической документации, программных средствах, сопроводительной документации, моделях, макетах, опытных образцах веществ, материалов и изделий, нормативной документации [14, c. 25].
Следует заметить, что в научной, и даже учебно-методической литературе, рынок научно-технической продукции часто приравнивается к рынкам высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Методологически это крайне ошибочно. Необходимо различать, что последние относятся только к группе товаров, которые характеризуются либо принадлежностью к формирующемуся в экономике ядру VI технологического уклада, либо к перечню изделий, наукоемкость которых, согласно классификации ОЭСР, превышает 8,5 %. В зависимости от меняющейся во времени конъюнктуры рынка к ним могут, например, относиться: реакторы и турбины, авиа- и космические аппараты, телекоммуникационное оборудование, продукты тонкой химии, фармакологические вещества, электроника медицинского назначения, полупроводниковые устройства, контрольно-измерительные приборы, оптические инструменты, вооружение и другое [15, c. 3].
Чисто теоретически научно-техническая продукция в силу своей априори предельно высокой наукоемкости относится к данному сегменту рынка, но она не определяет принципов его формирования и регулирования. Исходя из смысла, вкладываемого в нее Всемирной организацией интеллектуальной собственности, научно-техническая продукция является ни чем иным, как материализованными на промежуточном этапе объектами интеллектуальной собственности в научной и промышленной областях. Именно это и определяет ее специфику в общей структуре товарного рынка [16, c. 33].
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры повышения уровня инновационности производства, развитие информационной и инновационной инфраструктуры, комплекса высоких технологий.
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основными задачами государственной инновационной политики являются:
- обеспечение социально-экономического развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
- обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное и научно-техническое развитие национальной экономики;
- формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом всех национальных интересов;
- создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
- стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
- содействие созданию и развитию рынка инноваций;
- содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
-прогнозирование технологического развития;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
- развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
- обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- свободы научного и технического творчества;
- защиты интеллектуальной собственности.
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта.
Особенности инновационных проектов:
1. Возможность неудачи. Работа в проектах требует реальной командной работы, но каждая индивидуальная работа, какой бы отличной она ни была, не обязательно приводит к требуемым результатам на организационном уровне. Проекты всегда несут в себе неопределенность. Хотя анализ рисков является важным инструментом управления проектом, в ходе проекта может возникнуть несколько непредвиденных проблем. Команды инновационных проектов несут высокую ответственность, так как существует вероятность неудачи при открытии новых областей. Таким образом, команды более активно участвуют в управлении рисками с учетом существующей возможности неудачи. «Инновационные команды более активно участвуют в управлении рисками и должны научиться терпеть неудачу».
2. «Проекты дельфинов». Многие организации начинают инновационный проект из-за внешнего или внутреннего давления, и нет подготовленной организационной основы для инноваций. Такие проекты «проваливаются» много раз; обычно они перезапускаются, прежде чем завершиться успешно. Их назвали «проектами дельфинов», поскольку они продолжают восстанавливаться после неудачи.
3. Частое изменение масштаба проекта, аналогичное отстрелу бегущих диких животных, инновационные проекты часто сталкиваются с проблемой, что динамичные рынки и инновационные мыслители вызывают изменения в масштабах проектов по мере их продвижения. Кроме того, инновационные проекты обычно начинаются менее определенным образом, иногда с отдаленными целями, которые кристаллизуются по мере продвижения проекта. Такой потенциал необходим для подхода, применяемого к инновационным проектам, который способен принять – даже поощрять – идею о том, что в начале проекта требуемый продукт может выдержать динамизм или риск, и как продукт, так и менеджер способны адаптироваться к меняющимся требованиям.
4. Инновационные проекты внутреннего маркетинга проектов должны продаваться заинтересованным сторонам внутри компании и тем, кто поддерживает их в других случаях, например спонсорам или членам комитета, поддерживающего проект. Эта задача не так важна для обычных проектных команд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного автором исследования можно сделать выводы.
НТП – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. НТП включает в себя ряд стадий, на каждой из которой происходит его проявление и создание новых или усовершенствованных изобретений и технологий. Нельзя однозначно выявить его сущность, обобщена, но говоря сущностью научно-технического прогресса является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине.
Существует четыре эффекта НТП: информационный, экономический, ресурсный и социальный. При сравнении вариантов и оценке экономической эффективности нововведений учитываются влияние на затраты и результаты фактора времени.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Составной частью государственной инновационной политики является механизм ее формирования и реализации, включающий четыре взаимосвязанных блока: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический и рыночный.
Центральное место в инновационной деятельности Республики Беларусь занимает Парк высоких технологий. Созданное в республике законодательство обеспечивает правовое регулирование всех этапов инновационного процесса от определения приоритетов и планирования научно-технической деятельности до оценки экономической эффективности реализации инновационной продукции. Важную роль в организации эффективного функционирования белорусской модели национальной инновационной системы, обеспечивающей экономический рост и развитие в национальной экономике, играет реализация мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.
По итогам анализа состояния научно-технического потенциала Республики Беларусь было установлено, что масштабы ее осуществления в стране на сегодняшний день можно оценить как относительно небольшие и нуждающиеся в существенном увеличении, что, в свою очередь, требует активизации государственной инновационной политики.
Несмотря на то, что Республика Беларусь обладает сильным научно-техническим потенциалом, значительными достижениями в различных областях науки и техники, занимается фундаментальными исследованиями, инновационная деятельность в стране находится на стадии формирования.
1 Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. – СПб : Питер, 2015 – 304 с.
2 Борушко, Е. Использование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Республики Беларусь / Е. Борушко, В. Иванов // Банковский вестник. – 2015. – № 8. – 38 с.
3 Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
4 Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 300 с.
5 Инновационная деятельность и научно-технологическое развитие: учебное пособие / Анищик Владимир Михайлович, А. В. Русецкий, Н. К. Толочко; под ред. Н.К. Толочко. - Минск: Издательский Центр БГУ, 2015. – 151 с.
6 Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры политики: неофициальный перевод. – ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. – С. 7.
7 Инновационная инфраструктура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/ opencms/opencms/ru/innovation/inn3. – Минск, 2017.
8 Косовский А.А., Мальчевский Е.С. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / под ред. А. Г. Шумилина. – Минск: ГУ «БелИСА», 2018. – 98 с.
9 Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика. Учебное пособие. / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 463 c.
10 Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 375 c.
11 Максимова В. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 171 с.
12 Родина Г. А. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.]; под редакцией Г. А. Родиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 375 с.
13 Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 665 c.
14 Салтыков, С.А. Инновации в разработке информационной системы управления наукой / Саркиз Андреевич Салтыков // Биржа интеллектуальной собственности. – 2017. – № 1. – С. 24–28.
15 Тригубович, Л.Г.Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики / Л.Г. Тригубович // Экономика и банки. – 2019. – № 1. – С. 1–5.
16 Тышлек, В. Беларусь на мировой карте инноваций/ В. Тышлек // Наука и инновации. – 2020. – № 2 (204). – С. 32–37.
17 Шитова О.М. Оценка инновационного потенциала Республики Беларусь // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(82). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/10(82).pdf
18 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
19 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10 / Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
20 Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.giac.ru.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты