Рынок: механизм функционирования
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рынок: механизм функционирования»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Рынок: механизм функционирования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА
1.1. Субъекты и объекты рыночных отношений
1.2. Принципы рыночных отношений
1.3. Рынок и конкуренция
Глава 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 3. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Становление рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.2. Динамика экономического развития Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные экономики развитых стран имеют рыночные характеристики. Факты показали, что рыночная система более эффективна и гибка в решении ключевых экономических проблем. Она развивалась веками и приняла форму цивилизации. Очевидно, что это станет особенностью будущих экономических перспектив для всех стран мира.
Вопрос макроэкономического равновесия в рыночной экономике имеет огромное значение. Достижение макроэкономического баланса тесно связано с достижением абсолютной занятости, устойчивостью тарифов и экономическим ростом.
Товарный рынок или товарный рынок считается основным сектором рыночной экономики. Это объясняет тот факт, что в большинстве случаев соображения товарного рынка, как правило, предшествуют рассмотрению рынка капитала, рынка ценных бумаг и рынка труда.
Актуальность предмета курса обусловлена тем, что существование современной рыночной экономики невозможно без комплексной и эффективной инфраструктуры.
Степень научной разработанности темы. В нacтoящee время в Беларуси вышлo дocтaтoчнo книг, пocвящeнных тeoрии и прaктикe рынка. Срeди рaбoт, изучeнных в прoцecce иccлeдoвaния, cтoит ocoбo выдeлить cлeдующиe: Костин А. Б. «Анализ кризисных явлений в мировой экономике», Спартак А. Н., Французов В. Р. «Современные тенденции и риски в развитии мировой экономики» и другие.
Цeлью курсовой рaбoты является исследование механизма рыночного функционирования.
Для достижeния пocтaвлeннoй цeли прeдcтoялo рeшить cлeдующиe взaимocвязaнныe зaдaчи:
– исследовать субъекты и объекты рыночных отношений;
– изучить принципы рыночных отношений;
– изучить рынок и конкуренцию;
– механизм функционирования рынка. необходимость и инструменты государственного вмешательства в рыночные отношения;
– исследовать становление рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь;
– представить динамику экономического развития Республики Беларусь.
Лoгикa иccлeдoвaния oбуcлoвилa cтруктуру рaбoты, cocтoящeй из ввeдeния, трeх глaв, зaключeния, cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры.
Пeрвaя глaвa пocвящeнa исследованию сущности рынка, функций, видов, преимуществ.
Втoрaя глaвa посвящена исследованию механизму функционирования рынка. необходимость и инструменты государственного вмешательства в рыночные соотношения;
Трeтья глaвa пocвящeнa рассмотрению специфику создания рыночной экономики в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА
1.1. Субъекты и объекты рыночных отношений
Рынок представляет собой место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.
Выделяют следующие функции рынка:
1. Обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
2. Регулирование движения товарно-денежных потоков.
В качестве субъектов рыночной экономики представлены, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев товаров, а с другой– коммерческие структуры и страна, но 2 классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным нюансам. Каждая из представленных функций описывается явными чертами.
Субъектами рынка считаются продавцы и потребители, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или же нескольких лиц), компании (фирмы), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток купли-продажи».
Объектами рынка считаются продукты и средства. В качестве продуктов выступает не столько произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В виде средств – все экономические средства, главнейшими из которых являются сами наличные средства.
Обеспечивающая функция по самой собственной сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, описывающее сущность и точное назначение, хотя предоставленная функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, словно дает рыночной экономике условия и возможности для исполнения экономических функций (для начала таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них товаров хозяйственной деятельности), конкретно никак не участвуя в разработке продукта. Тем не менее, отмеченная функция имеет возможность быть также классифицирована как прямая, так как формирование адекватной инфраструктуры считается одним из непосредственных и обязательных критерий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее становления.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси), обусловлена следующими причинами.
Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Поэтому необходимо формирование новой системы государственного управления.
Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти.
В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся по наследству от командно-административной системы (далее – КАС).
В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании.
В-пятых, рыночная экономика требует длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов.
В-шестых, государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не имеют возможности быть осуществлены без его активного участия.
В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др.
То есть, основная проблема трансформационной экономики – это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.
В переходной экономике роль страны сознательно выделяется от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что процесс разгосударствления гораздо уменьшает объемы государственного сектора, отклоняет безграничный нрав государственного регулирования, свойственный командной экономике. Так же, в переходный период рынок присутствует в стадии развития и, а значит, его регулирующие полномочия еще невысоки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС. Но с другой стороны, она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономике.
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Становление рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
Экономика Республики Беларусь долгое время ощущала на себе негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса, что было связано, в первую очередь, с усилением кризисных явлений в государствах – торговых партнеров нашей страны, вызвавших снижение спроса на белорусский экспорт, а также снижением спроса на внутреннем рынке.
Стабилизационные меры, которые были приняты в Республике Беларусь в годы мирового финансово-экономического кризиса, включали четыре блока:
- первоочередные меры, предназначенные для либерализации факторов и условий экономической деятельности;
- стабилизационные мероприятия в сфере фискальной и монетарной политики;
- мероприятия для поддержки валообразующих компаний;
- совместный план действий с Российской Федерацией, реализованный в целях минимизации негативных последствий валютно-финансового кризиса.
В январе 2009 г. в Беларуси была осуществлена девальвация белорусского рубля в размере 20 % и введен новый механизм курсообразования. В результате удалось избежать существенного падения объемов ВВП, и сохранить устойчивость банковской системы, но темпы экономического роста значительно замедлились – с 10,2 % в 2008 г. до 0,2 % в 2009 г.
В деле стабилизации макроэкономической ситуации в Беларуси большую роль сыграло сотрудничество ее с международными финансовыми организациями. МВФ 12 января 2009 г. в пределах реализации программы стэнд-бай Республике Беларусь предоставил 2,46 млрд долл США периодом на пятнадцать месяцев. 29 июня 2009 г. было принято решение по увеличению объемов финансирования на 1 млрд долл США. Реализация программы МВФ в пределах договоренности о кредите стэнд-бай предусматривала комплексную деятельность по достижению установленного уровня по многим экономическим показателям, в частности по чистым международным резервам.
В целом эксперты оценивают стабилизационные меры как недостаточные – так, с учетом спада экспорта необходимо также было реализовать меры для его активизации и для уменьшения привязки экономики Беларуси к России, необходимо было также принять, как в странах с развитой экономикой, меры по снижению налоговой нагрузки, а поддержку предприятий сделать более адресной и эффективной. Одновременно с растущим спросом организаций на кредитные ресурсы и увеличением ставки рефинансирования данная мера содействовала существенному роста ставок по кредитам реальному сектору экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Рынок: механизм регулирования» была по материалам исследования учёных-экономистов в области мировой экономики, микро-макроэкономики и на материалах практических исследований, предоставленных Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и Таможенным комитетом Республики Беларусь.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Инфраструктура представляет собой основной элемент любой целостной экономической системы и подсистемы. Инфраструктура является составной частью общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Выделяют следующие главные функции рыночной инфраструктуры, обусловленные природой рыночной экономики:
1. Обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
2. Регулирование движения товарно-денежных потоков.
На сегодняшний день ВВП на душу населения является тем макроэкономическим показателем, который более точно и в полной мере отображает уровень жизни населения той или иной страны (в отличие от общего ВВП), т.к. его большое значение еще не говорит о том, что экономика этой страны является эффективной.
Рассчитать ВВП на душу населения можно разделив общий ВВП на общую численность населения. То есть, мы узнаем, какое количество конечных товаров и услуг, произведенных экономикой страны за определенный период времени, приходится в среднем на одного жителя этой страны (в стоимостном выражении).
Экспорт белорусских товаров в первом квартале 2020 года составил 6,60 млрд. долл США ,что на 14,70 % меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Цены на импортные товары составили 7,70 млрд. долл США, что на 12,60 % меньше, чем в 2019 году. Отрицательный баланс внешнеторговых товаров составил 1 002 млн. долл США (в первом квартале 2019 года – 982 млн. долл США). В первом квартале стали очевидны все накопившиеся проблемы диверсификации внешней торговли Республики Беларусь. Зависимость от рынка СНГ возросла – на регион приходится 63,70 % экспорта по сравнению с 53 % в 2019 году. По сравнению с 2019 годом, Азербайджан, Казахстан, Россия и Узбекистан входят в десятку стран с самым высоким ростом экспорта.
1 Алымкулова, А. С. Перспективы развития мировой экономики в посткризисный период // Экономика и бизнес. – 2018.– № 8. – С. 23-32.
2 Альпидовская, М. Л. Макроэкономика: учебник / М. Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
3 Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
4 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c.
5 Варнавский, В. Г. Трансформация мирового геоэкономического пространства в условиях реиндустриализации // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – С. 34-46.
6 Внешняя торговля Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/..
7 Внешняя торговля Беларуси: почему рост экспорта и радует, и настораживает? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://naviny.by/article/20180314/1521006504-vneshnyaya-torgovlya-belarusi-pochemu-rost-eksporta-i-raduet-i/..
8 Государственный Таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.customs.gov.by/ru/.
9 Гусейнов, Р. М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2015. – 254 c.
10 Дайнеко, А. Е. Направления повышения эффективности макроэкономического регулирования в Республике Беларусь / А. Е. Дайнеко // Проблемы упр. – 2015. – № 1. – С. 42-46.
11 Демиденко, М. В. Экономический рост в Республике Беларусь: факторы и оценка равновесия / М. В. Демиденко, А. С. Кузнецов // Банк. весн. – 2016. – № 26 (спец. вып). – С. 3-59.
12 Дмитрий Крутой: Беларусь рассчитывает привлечь ресурсы АБИИ для поддержки банковской системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.gov.by/ru/content/9403.
13 Зенькова, Л. П. Антикризисная политика трансформационных экономик: сравнительный анализ Украины, России, Беларуси и Болгарии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ibteu.by/bitstream/handle/22
14 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: учебник / В. В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 608 c.
15 Костин, А. Б. Анализ кризисных явлений в мировой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 2. – С. 34-43.
16 Костин, А. Б. Драйверы роста мировой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. – № 2.– С. 19-25.
17 Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 463 c.
18 Кураков, Л. П. Экономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, Н.Н. Дроздов, М.В. Игнатьев и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 752 с.
19 Липсиц, И. В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
20 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
21 Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/foreign_policy/priorities/
22 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2021_2025.pdf.
23 Спартак, А. Н., Французов, В. В. Современные тенденции и риски в развитии мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 4.– С. 18-25.
24 Тихонов, А. Достижение экономического роста: приоритеты макро-динамической политики / А. Тихонов // Банковский вестник. – 2017. – № 1. – С. 7-12.
25 Чудаков, Б. А. Влияние глобального кризиса на внешнюю торговлю Республики Беларусь / Б. А. Чудаков // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. – 2016. – № 9. – С. 32-39.
26 Экспорт важнейших видов продукции Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/godovwe_danne/eksport-vazhneishih-vidov-produktsii/
27 Investment policy responses to the COVID-19 pandemic / Investment policy monitor. Special issue № 4 / United Nations Conference on Trade and Development. – New York and Geneva: United Nations, UNCTAD. – 2020. – 16 р.
28 World Investment Report 2020: International production beyond the pandemic / United Nations Conference on Trade and Development. – New York and Geneva: United Nations, UNCTAD. – 2020. – 268 р.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты