Развитие произвольного внимания у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие произвольного внимания у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Олигофренопедагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие произвольного внимания у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Олигофренопедагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланки для проведения диагностического исследования.
Методика изучения произвольного внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Характеристика произвольного внимания
1.2.Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
1.3. Анализ методов и приёмов для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Разработка комплекса дидактических упражнений по развитию произвольного внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом [5].
В последнее время увеличивается число детей, имеющие интеллектуальные нарушения, поэтому одной из причин школьной дезадаптации и неуспеваемости являются интеллектуальные нарушения. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности внимания.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко [14, с. 76].
Развитие внимания, памяти, мышления - это важная часть общего психического развития младшего школьника. Устойчивое внимание играет важную роль в освоении учебного материала. Учащиеся в процессе обучения управляют своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи и интеллекта. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Коррекционная работа по развитию интеллекта, требует от младшего школьника активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы [1].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Характеристика произвольного внимания
Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [20, с. 86].
Внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое состояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное.
Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно: аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей; фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;- усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.
Свойства внимания. Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования
В рамках опытно-экспериментального этапа исследования было проведено изучение произвольного внимания учащихся 3 класса с интеллектуальной недостаточностью (Приложение А).
Цель экспериментального исследования – выявить уровень и характеристики произвольного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Подобрать психологический инструментарий.
2. Провести экспериментальное исследование.
3. Обобщить результаты и сделать выводы.
Методика изучения произвольного внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Цель исследования: Изучение индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших объектов.
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Таблицы Шульте.
Цель исследования: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью требуют активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема недостаточного развития познавательных процессов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет полноту познания окружающего мира.
Внимание - это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Оно необходимо при восприятии, мышлении и при выполнении различных действий.
Развитие внимания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью выражается в неустойчивости внимания, трудности планирования учебного материала, трудность в сосредоточении внимания, переключении, распределении внимания.
Нами было проведено экспериментальное исследование по двум диагностическим методикам, в которых мы увидели, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью недостаточный объём внимания, скорость.
Дидактические игры - это моменты, которые учитель сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с учащимися. Основной источник, питающий детей – это игры, которая помогаем им освоить знаний, которые учитель стремится передать младшим школьникам.
В ней совмещается игровая и познавательная деятельность, это создает благоприятные условия для активного усвоения знаний. Использование игр в практической деятельности является одним из важнейших путей компенсаторного развития младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью.
1.Баряева, Л. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. – Каро Санкт-Петербург, – 2009. – 183 с.
2.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – 328 с.
3.Выготский, Л .С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.1976. – 253 с.
4.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М. 1999. – 165 с.
5.Горбунова, А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся / А.И. Горбунова // Современная педагогика. – 2010. – № 3. – 186 с.
6.Горская, И.Ю. Синельникова Т.В. Познавательные способности школьников с нарушением интеллекта: Учеб. пособие. / И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова. – Омск: СибГАФК, 1999. – 345 с.
7.Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная психология/ хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А./, – М.: Академия, 2009. – 212 с.
8.Добрынин, Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. // Психологическая наука в СССР. - Т.1, М.: АПН РСФСР, 2009. – 310 с.
9.Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2004. - 464 с.
10.Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников и младших школьников / О.А. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
11.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И, Еликеев. – М., 2000.
12.Зикеев, А.Г. Развитие учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. – М. : Академия, 2000. – 200 с. – 153 с.
13.Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.
14.Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
15.Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. / Биробиджан, 2001. – 320 с.
16.Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Знание, 1999. – 370 с.
17.Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М.Издательский центр «Академия» , 2008. – 408 с.
18.Логопедические занятия со школьниками [1-5 класс]: Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
19.Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с.
20.Мещеренкова, Б.Г. Большой психологический словарь Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. – М. 2009. – 193 с.
21.Никольская И.М., Грановская Р.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста. Дмитриева, В.Г. Развитие интеллекта ребёнка с интеллектуальной недостаточностью / В.Дмитриева //Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи). – СПб: «КОРОНА-принт». – 2003. – 143 с.
22.Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А Осипова., Л. И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104 с.
23.Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 2002. – 104 с.
24.Пузанова, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003. – 457 с.
25.Страхов, И.В. Воспитание внимания у школьников /И.В. Страхов. – М. : Владос, 2002. – 264 с.
26.Ульенкова, У.В. Особенности развития устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология. – 2003. – № 2. – 56 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланки для проведения диагностического исследования.
Методика изучения произвольного внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты