Эстетическое воспитание на уроках истории
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эстетическое воспитание на уроках истории»
по дисциплине: «Методика преподавания истории и обществоведения»
2021
45.00 BYN
Эстетическое воспитание на уроках истории
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания истории и обществоведения
Организация: Средняя школа №43, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Как определить уровень воспитанности».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Сущность и особенности эстетического воспитания
1.2 Роль и возможности уроков истории в процессе эстетического воспитания учащихся
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Диагностика уровня эстетического воспитания учащихся
2.2 Разработка направлений и методов эстетического воспитания учащихся на уроках истории
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование творческого мышления и активности студентов становится приоритетным направлением государственной культурно-образовательной политики. Развертывание художественно-творческой деятельности студентов находит себя как в сфере материально-предметной, так и духовно-интеллектуальной деятельности и сопровождается качественными изменениями в личности. В рамках досуга студентов создаются оптимальные условия для приумножения духовной культуры, создания культурной среды, реализации интеллектуального и творческого потенциала, приобретения опыта активной адаптации в обществе и успешной социализации личности. Важным аспектом является активизация студентов в художественно-творческой деятельности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время существенной проблемой в воспитании учащихся является то, что у детей отсутствует высокий уровень духовно-нравственной и художественной культуры, который, в свою очередь, формируется в процессе целенаправленного эстетического воспитания. Важнейшими элементами содержания эстетического воспитания в школе является развитие художественного восприятия учащихся и приобщение их к художественному творчеству, развитие их творческих способностей.
Анализ результатов работ по данной проблеме, проведенных В.Н. Сухомлинским, А.А. Радонежским, О.Ю. Кузнецовой, В.В. Сергеевой, И.В. Павловым, В.А. Сластениным и другими, показал, что эстетическое воспитание в урочной деятельности способствует формированию положительной мотивации школьников, развивает ответственность, сотрудничество, чувство собственного достоинства.
Несомненно, эстетическая позиция ребенка, его нравственный облик формируется всеми условиями его жизни. Однако именно исторические факты, оцененные обществом и осмысленные им, привлекают внимание личности к эстетическим проблемам, прививают интерес к высшим ценностям жизни, способствуют формированию эстетической культуры и тем самым помогают развитию эстетической стороны личности. Поэтому можно выразить уверенность, что, акцентируя внимание учащихся на проблемах эстетического воспитания на уроках истории и православной культуры, учитель помогает им сформировать устойчивые эстетические установки, продуманные убеждения, учит сознательному и разумному отношению к эстетическим проблемам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Сущность и особенности эстетического воспитания
Проблемой художественно-эстетического воспитания детей занимались многие ученые, педагоги и деятели культуры. Наиболее яркие и значимые исследования психологической природы детского творчества признаны в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, К.И. Кириенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсон.
Эстетическое воспитание является одним из важных и необходимых аспектов воспитания, так как обращено, прежде всего, к душе человека, его чувствам и эмоциям.
Слово «эстетический» происходит от греческого «эстес» – чувство, ощущение. Чувства выступают как важнейшая сфера самовыражения человека и его творческой жизни. Свое эмоциональное отношение к окружающему миру люди выражают в словах, рисунках, линиях, красках, звуках, пластике. Отсюда и различные виды искусства, которые составили предмет изучения эстетики – науки о прекрасном [11, с. 42].
Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского, эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Понятие эстетического воспитания органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Идеи эстетического воспитания зародились еще в античности. Представления о сущности эстетического воспитания, его целях и задачах менялись со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания. Поэтому в общем виде эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания заключается в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и жизни, развитие эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих наклонностей и талантов в области искусства [18, с. 121].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Диагностика уровня эстетического воспитания учащихся
Для проведения исследования эстетического воспитания учащихся была отобрана группа подростков из 25 человек в возрасте 16-17 лет. Это были учащиеся 9-11 классов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №43 г. Могилева».
Исследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств у подростков. На данном этапе была поставлена цель – выявить уровень сформированности эстетических качеств у учащихся.
Изучение эстетического опыта подростков осуществлялось через тестирование и анкетирование каждого подростка экспериментальной группы. Для теста были составлены вопросы, которые касались эстетического опыта подростков (Приложение А).
Критериями, которые определяют уровень воспитания личности ученика, явились:
– отношение к себе и окружающим, отношение к нему людей, общества, жизненные цели;
– осознание человеческих прав, своей значимости, нравственности, моральных ценностей и уважения их в себе;
– когнитивный, эмоциональный, конативный элементы;
– доброта, справедливость, эмпатия, взаимопомощь и взаимная поддержка, совесть, дружелюбие, любовь к Родине, любовь к ближнему и забота о близких).
По результатам проведенной диагностики пришли к следующим результатам.
Из 25 протестированных подростков, принимавших участие исследовании, в основном преобладает уровень эстетической воспитанности средний (16 человек или 64%). Только 9 подростков обладают высоким уровнем, что составляет 37%. Учащихся, которые обладают уровнем эстетической воспитанности низкого уровня не обнаружено. Представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении многих веков эстетическому воспитанию личности придается большое значение. Эстетическое воспитание рассматривается как важный фактор развития личности. Его место и роль в воспитании личности, назначение которого зависит от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, определяется уровнем развития эстетической и педагогической мысли. Подчеркивается огромное влияние искусства на эстетическое развитие личности. Являясь органической частью общей системы воспитания, стремясь сформировать нравственный, эстетический и гуманистический идеал, эстетическое воспитание характеризуется как целенаправленное формирование активной творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, ценить прекрасное в жизни, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Культурный и эстетический материал занимает значительное место в школьном курсе истории. И это вполне оправдано, учитывая важность этого материала в образовательных и воспитательных целях. Предмет истории несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажей ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом. Одним из направлений эстетического воспитания при изучении истории являются письменные работы, сочинения, эссе учащихся на заданную тему, где они могут рассказать, изложить или порассуждать по затронутым вопросам. Работая в этом направлении, они развивают склонность к собственному творчеству.
Во второй главе работы была проведена диагностика уровня эстетического воспитания учащихся. Для проведения исследования уровня эстетического воспитания учащихся была отобрана группа подростков из 25 человек в возрасте 16-17 лет. Это были учащиеся 9-11 классов. Исследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств у подростков. На данном этапе была поставлена цель – выявить уровень сформированности эстетических качеств у учащихся. В ходе проведения анкетирования и опроса были вскрыты следующие моменты: 60% современных школьников подросткового возраста не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны; занимают пассивную позицию. В то же время понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу. Таким образом, был сделан вывод о том, что у учеников подросткового возраста недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб: Михайлова, 2008. – 379 с.
2. Барташева, Н.А. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица / Н.А. Барташева, М.В. Воронина // Первое сентября. – 2005. – № 20. – С. 45.
3. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
4. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
5. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 2003. – 264 с.
6. Гончарова, Т.И. Уроки истории – уроки жизни / Т.И. Гончарова. – М.: Педагогика, 2006. – 234 с.
7. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 2006. – 128 с.
8. Гантумур, Энхжаргал. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Энхжаргал Гантумур // Молодой ученый. – 2010. – №5 (16). – Т. 2. – С. 156-159
9. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К. Дремов. – М.: Знание, 2007. – 62 с.
10. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л.И Ефремова, А.А. Соловьев // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.52-56.
11. Ивасив, Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся в процессе комплексного воздействия искусств / Б.И. Ивасив //Образование и саморазвитие. – 2011. – №14. – С. 37-45.
12. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. – 2002. – №3. – С. 91-94.
13. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 2003. – 304 с.
14. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е.В. Кузина. – Москва, 2011. – 18 c.
15. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2006. – 240 с.
16. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 2013. – 304 с.
17. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2012. – 160 с.
18. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л: Медицина,2013. – 256 с.
19. Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с.
20. Мичурина, Н.С. Эстетическое воспитание на уроках истории: Сборник статей / Сост. Н.С. Мичурина. – Москва: Учпедгиз, 2012. – 167 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М: Академия, 2007. – 456 с.
22. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М.: «Издательство УРАО», 2000. – 128 с.
23. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 608 с.
24. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Николаева. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.
25. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 32 с.
26. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Т.А. Василенко. – Гомель: УО «ГОИРО», 2010. – 198 с.
27. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
28. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
29. Фортова, Л.К. Сущность эстетического воспитания / Л.К. Фортова, О.А. Горбунова // Молодой ученый. – 2015. – № 21(101). – С. 839-842.
30. Шаповаленко, П.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / П.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
31. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 2006. – 344 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Как определить уровень воспитанности».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты