Система регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг»
по дисциплине: «Деятельность участников рынка ценных бумаг»
2021
45.00 BYN
Система регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Деятельность участников рынка ценных бумаг
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Методы и модели регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг
2 Анализ системы регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3 Развитие саморегулирования как направление совершенствования регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Рынок ценных бумаг является сферой, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы между отдельными производствами, отраслями и экономиками различных стран. Таким образом, характеризуя «здоровье» экономической системы в целом, важнейшим показателем является состояние рынка ценных бумаг. Существующий сегодня в Республике Беларусь рынок ценных бумаг является типичным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, положительными количественными и качественными изменениями, а с другой – существованием многочисленных проблем, которые мешают нормальному развитию данной системы.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это специализированные компании, осуществляющие специфические виды профессиональной деятельности, связанной с ценными бумагами. Во всем мире профессиональные участники рынка осуществляют свою деятельность на исключительной или преимущественной основе, то есть не совмещают ее с другими видами деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости наличия системы государственного регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг в целях предотвращения дисбалансов и кризисных явлений в экономике.
Объектом исследования в курсовой работе является регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг.
Предмет исследования – регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – провести анализ системы регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и определить пути её совершенствования.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть методы и модели регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг;
– провести анализ системы регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
– рассмотреть развитие саморегулирования как направление совершенствования регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
При написании работы использовано законодательство, учебная и научная литература, нормативные акты Республики Беларусь.
1 Методы и модели регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников и сделок между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Современный рынок ценных бумаг в силу своего размера и важности для мировой экономики не может развиваться спонтанно. Он нуждается в регулировании. При этом регулирование должно охватывать всех его участников, все виды деятельности и операции, которые могут выполняться с ним.
Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение определенных методов и приемов в систему, позволяющую упростить выполнение операций, подчинить их установленным требованиям и правилам. Это механизм поддержания баланса взаимных интересов всех участников рынка, соблюдающих определенные правила игры. На первичном рынке ценных бумаг государственное регулирование направлено на поддержание единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение путем регистрации. На вторичном рынке контроль за обращением осуществляется посредством лицензирования профессиональных участников рынка (выдача квалификационных аттестатов на право совершения операций с ценными бумагами) и инвестиционных институтов, а также через механизм налогообложения операций (сделок) с ценными бумагами [2, с. 76].
Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчинение деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и т. д. Внешнее регулирование – это подчинение деятельности организации нормативным актам государства, других организаций и международным соглашениям.
Различаются и применяемые методы регулирования. Как и на любой рынок, на рынок ценных бумаг можно влиять административными и экономическими методами [1, с. 65].
Использование административных методов предполагает прямое директивное управление рынком ценных бумаг. Эти методы включают поддержание законности и порядка на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований для всех участников рынка, обязательную регистрацию участников рынка и ценных бумаг, выпущенных эмитентами, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечение гласности и осведомленности всех участников.
Для снятия противоречий в работе рынка ценных бумаг, обеспечения его единства и эффективности функционирования используются экономические методы и инструменты для решения всего комплекса возникающих проблем.
2 Анализ системы регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Основными формами государственного регулирования эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является принятие соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, а также государственная регистрация ценных бумаг, лицензирование и аттестация, осуществление контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг.
Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам закреплено за Министерством финансов Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь в сфере регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг:
- разрабатывает и утверждает требования к условиям и порядку осуществления деятельности по каждому виду работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, а также определяет условия совмещения профессиональными участниками рынка ценных бумаг профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам;
- осуществляет лицензирование профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, формирует и ведет реестр специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам;
- устанавливает квалификационные требования к руководителю профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением руководителей банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) и его работникам, совершающим действия в рамках осуществления работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам;
- устанавливает требования финансовой достаточности к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в сфере регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг проводит аттестацию специалистов рынка ценных бумаг [8].
3 Развитие саморегулирования как направление совершенствования регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг
Саморегулирование является важной частью системы регулирования рынка ценных бумаг и актуально как для развивающихся, так и для промышленно развитых стран. Для более успешной работы финансовых рынков международные эксперты настоятельно рекомендуют задействовать саморегулируемые организации (СРО). В целом такая политика направлена на повышение эффективности регулирования и поддержание целостности рынка.
Следует отметить, что в глобальном масштабе проблемы регулирования финансового рынка значительно усугубились кризисом, разразившимся в 2008-2009 годах. Кстати, в первую очередь он коснулся регуляторов, которые вместе с ведущими рейтинговыми агентствами Standard & Poor's, Moody's и Fitch обвинялись в банкротстве банков, страховых компаний и полугосударственных ипотечных компаний в США и Европе. В результате в большинстве стран мира это привело к процессу пересмотра значения саморегулируемых организаций. Такие факторы, как коммерциализация фондовых бирж, растущая роль регулирующих законодательных органов, консолидация регулирующих органов финансовых услуг и глобализация рынка капитала, повлияли на масштабы и эффективность саморегулирования, особенно на роль фондовых бирж как саморегулируемых организаций. В настоящее время все большее значение приобретают СРО, в основном независимые операторы, например, FINRA в США [6, с. 85].
Саморегулирование на рынке ценных бумаг имеет самые разные формы. В результате не существует единого общепринятого определения саморегулируемой организации. Многие экономисты добавляют к этому понятию определение общих правил игры или защиту интересов отдельного рынка, доступ к которому ограничен требованиями, касающимися профессионализма и этики, объемов торговли и капитала и т. д. Саморегулирование позволяет участникам рынка самостоятельно разрабатывать правила и стандарты, которыми они будут руководствоваться при создании системы контроля за их соблюдением, а также механизмы защиты прав потребителей, прозрачного ведения бизнеса, что снижает риск правонарушений в соответствующей сфере. В то же время саморегулируемые организации способствуют совершенствованию регулирующей деятельности государства и, как следствие, оптимизации влияния государства на развитие фондового рынка.
Согласно Закону Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг» саморегулируемая организация – это некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Беларусь в форме ассоциации (союза) на основе членства и объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг на добровольных началах [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам. На рынок ценных бумаг можно воздействовать административными и экономическими методами. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг. В первой модели регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Во второй модели максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям при сохранении за государством основных контрольных позиций.
В Республике Беларусь функционирует система регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в лице Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.
В анализируемом периоде наблюдается сокращение профессиональных участников рынка ценных бумаг с 60 ед. до 56 ед., что связано со снижением количества банков, НКФО, организаций небанковской сферы как профучастников отечественного рынка ценных бумаг. На протяжении пяти лет наблюдается сокращение количества профессиональный участников рынка, осуществляющих брокерскую деятельности (снижение на 4 ед. за пять лет, в т.ч. на 3 ед. за 2020 год), дилерскую деятельность (снижение на 3 ед. за пять лет, в т.ч. на 2 ед. за 2020 год), депозитарную деятельность (снижение на 1 ед. за пять лет). Положительной динамикой характеризуется количество профессиональных участников, осуществляющих доверительное управление: их число выросло на 6 ед. за 5 лет, в т.ч. на 3 ед. за 2020 год. В анализируемом периоде наблюдается ежегодное сокращение количества аттестованных специалистов. За пять лет их число снизилось на 956 ед. или на 25,3 % до 2830 чел. При этом количество аттестатов 1 категории снизилось на 240 ед. или на 21,5 %, 2 категории – на 202 ед. или на 54 %, 3 категории – на 563 ед. или на 24,6 %.
К профессиональным участникам рынка ценных бумаг предъявляются следующие требования: соответствие руководителя профессионального участника рынка ценных бумаг и его работников квалификационным требованиям; соответствие требованиям финансовой достаточности; осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам в качестве исключительной (требование не распространяется на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, фондовые биржи).
1. Газалиев, М. М. Рынок ценных бумаг : учебное пособие для бакалавров / М. М. Газалиев, В. А. Осипов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 154 с.
2. Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг : учебник / В.А. Галанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 414 с.
3. Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/postsm_120320_143.pdf.
4. Душутин, Р. Ю. Механизмы государственного регулирования рынка ценных бумаг в странах СНГ / Р. Ю. Душутин // Юридическая наука в XXI веке. – 2018. – С. 78-83.
5. Исаева, Б. К., Курманкулова, Р. Ж. Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / Б. К. Исаева, Р. Ж. Курманкулова // Финансовые рынки и банковская система в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы. – 2018. – С. 441-445.
6. Кобзева, А. И. Саморегулируемые организации как профессиональные участники рынка ценных бумаг / А. И. Кобзева // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. – 2020. – С. 84-89.
7. Малич, Е. Ю. Проблемы и перспективы развития белорусского фондового рынка / Е. Ю. Малич // Молодежь и научно-технический прогресс. – 2019. – С. 275-280.
8. О рынке ценных бумаг : Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2015 г. № 231-З (в ред. от 27.01.2021 г.) // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Отчеты о работе Департамента по ценным бумагам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/securities_department/reports/.
10. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 5 апреля 2016 г. № 20 Об установлении требований финансовой достаточности и квалификационных требований (в ред. от 09.09.2020 № 34) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/postmf_050416_20.pdf.
11. Серко, В. Н. Зарубежный опыт деятельности фондовых посредников и его применение в Республике Беларусь / В. Н. Серко // Инновационные подходы в современной науке. – 2019. – С. 339-344.
12. Скибинская, В. Ю. Анализ развития саморегулируемых организаций за рубежом / В. Ю. Скибинская // Научные исследования в высшей школе: новые идеи, проблемы внедрения, поиск решений. – 2020. – С. 97-100.
13. Стародубцева, Е. Б. Рынок ценных бумаг : учебник / Е. Б. Стародубцева. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 176 с.
14. Стельмах, А. С. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь / А. С. Стельмах // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях. – 2019. – С. 168-170.
15. Чижик, В. П. Рынок ценных бумаг : учебное пособие / В.П. Чижик. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 448 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты