Понятие и развитие правового государства
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие и развитие правового государства»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
45.00 BYN
Понятие и развитие правового государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1 Основоположники правового государства
2 Признаки правового государства
3 Республика Беларусь правовое государство
Заключение
Список использованных источников
Введение
Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначавшего в конце XVIII в. доктрину, согласно которой в государстве должны обеспечиваться верховенство конституции страны и подчиненность ей действий государства [1, c. 156].
Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни, а идея такого государства зародилась давно.
Труды античных мыслителей заложили идейные источники теории естественного права, создали фундамент, на котором впоследствии развились взгляды ученых XVII-XIX вв., обосновавшихся идеи о правовом государстве и разделении властей. Также разрабатывались различного рода концепции правового государства и создавались элементы, которые в последующем стали характеризовать правового государство.
Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.
Истинное правовое государство – это вовсе не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а, прежде всего, такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и осуществление ими государственных функций, которые основаны на критериях справедливости и равенства [2, c. 204].
В свою очередь, теория правового государства вовсе не застывшая догма, она развивается и на сегодняшний день, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления нравственных традиций и политического опыта. В юридической науке нет общепризнанной концепции правового государства. Оно может обосновываться и разрабатываться с различных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем.
1 Основоположники правового государства
Теория правового государства занимает важное место в гуманитарной мысли, поскольку она предполагает существование такого государственного союза, в котором взаимодействие личности и государства основывается исключительно на праве, законе. Для правового государства характерно признание, соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в реализацию свободы личности до тех пор, пока она не нарушает свободы других людей [3, c. 267].
Идеи правового государства всегда строились на поиске взаимосвязи между государством и правом, представлении о праве как о высшей ценности. Они берут свое начало с периода античности и связаны с именами Платона, Аристотеля, Полибия и др. Большой вклад в развитие идеи правового государства внес Цицерон, доказавший, что право является неотъемлемым признаком государства. В его понимании государство – это "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов" [4, c.543].
Концепция правового государства у И. Канта приводит к следующим тезисам:
- источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;
- человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»;
2 Признаки правового государства
В самом общем смысле правовым признается такое государство, в котором деятельность государственных органов осуществляется строго на основе и в рамках законов, признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.
В процессе становления и развития идей правового государства были сформулированы и обоснованы принципы, при наличии которых государство признается правовым.
В правовом государстве человек, его права и свободы являются основной ценностью. Еще знаменитый софист Протагор (481–411 гг. до н.э.) сформулировал очень важную идею, которая актуальна и до сих пор: "Человек – мера всех вещей". В настоящее время государства, признающие себя правовыми, закрепляют данное положение на конституционном уровне, а также права и свободы человека и гражданина [8, c. 187]
Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Недостаточно продекларировать и закрепить в законе права и свободы личности. Необходимым и очень важным является создание условий, механизмов для их фактической реализации. Это предполагает, с одной стороны, возможность свободного развития личности, эффективную социальную и экономическую политику государства, развитое гражданское общество, а с другой – правовую безопасность личности, ее жизни и здоровья, в том числе от государства и его должностных лиц, что достигается путем создания системы юридических гарантий прав личности.
Верховенство закона как акта, принятого высшим законодательным и представительным органом государства, действующего на всей территории страны по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, а также наличие эффективных юридических механизмов, устраняющих противоречия между подзаконными нормативными правовыми актами (указами Президента, постановлениями Правительства, приказами и др.) и законом в пользу последнего. Этот же принцип предполагает верховенство Конституции (Основного закона) по отношению ко всем иным законам. С другой стороны, данный принцип должен пониматься более широко – как подчиненность закону всех нормативных актов, любых актов реализации права (соблюдения, исполнения, использования, а также применения права) и всех иных объектов. Только в этом случае принцип верховенства закона становиться универсальным.
3 Республика Беларусь правовое государство
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Беларусь - президентская республика. Глава государства – Президент [15].
Характеристика государства как социального предполагает, прежде всего, конституционное закрепление и гарантирование экономических и социальных прав и свобод граждан и соответствующие государственные обязанности.
Для определения Республики Беларусь как правового государства, необходимо рассмотреть само понятие и какими признаками оно наделено. По данному вопросу существуют различные мнения и споры. Само понятие «правовое государство» отсутствует в правовых актах, в связи с чем, обратимся к мнению ученых. [16, c.53].
Н.С. Василевич, представляет «правовое государство» как стадию в развитии государства [17, с. 205].
С.А. Комаров пишет, что «…правовое государство есть форма народовластия, политическая организация граждан» [3, с. 193].
В.П. Сальников определяет правовое государство, как «практически инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности» [14, с. 61].
Заключение
Зародившаяся в античную эпоху и развитая в новое время, идея правового государства в дальнейшем превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое отражение и практическое воплощение в ряде разных стран, а также в Республике Беларусь на современном этапе ее развития.
Формирование гражданского общества со своей структурой, элементами и целями – это сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь политической экономической и правовой реформ, возрождение нравственных устоев, построения современного гражданского общества.
Несмотря на существование института делегированного законодательства, в Республике Беларусь признаки правового государства не только провозглашаются на теоретическом уровне, но и реализуются на практике.
Все страны, которые идут сегодня путем демократии и законности, провозгласили благородную идею — идею правового государства. Путь к нему тернист, но необходимо делать все для того, чтобы правовое государство в нашей республике стало реальностью.
Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.
Подлинное правовое государство – это отнюдь не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а прежде всего такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и реализация ими государственных функций, которые основаны на критериях справедливости и равенства.
1. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.В. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2019. – 552 с.
2. Василевич, Н.С. Формирование правового государства / Н.С. Василевич // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 2. – Минск: БГУ, 2017. – С. 204-207.
3. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Манускрипт, 2016. – 316 c.
4. Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп.: Юристъ, 2017. – 776 с.
5. Монтескьё, Ш. О духе законов/ Ш. О. Монтескьё. – М.: Зерцало, 2013. – 672 с.
6. Платон соч. в 4 томах. – Т. 3. – Часть 1 / под общим. Издание А. Ф. Лосев и В. Ф. Асмус. – Санкт-Петербург: издательство С.-Петербург. ун-та, 2017. – 593 с.
7. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтиню – М. Издательская группа ИНФРА, М-Норма, 2015. – 175 с.
8. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара / Ю.А. Тихомиров. – 2018. – Вып. 4 (42). – С. 93-109.
9. Абашмадзе, В.В. Учение о разделении государственной власти и ее критике / В.В. Абашмадзе. – Тбилиси, 2012. – 314 с.
10. Беляева, О.М. Теория разделения властей и концепция неотъемлемых (естественных) прав человека через призму учений Дж. Локка / О. М. Беляева // История государства и права. – 2017. – № 18. – С. 3-8.
11. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2016. – № 8. – С.7-13.
12. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. – 2019. – № 2. – С. 52-58.
13. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2018. – 140 с.
14. Сальников, В.П. Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. – Москва: Наука, 1989. – № 3. – С. 53-62.
15. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
16. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2015. – 832 с.
17. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич. – Минск: Тесей, 2010. – 312 с.
18. Василевич, Г. А. Конституционное право: учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2015. – 192 с.
19. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 г., № 193-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Тихиня, В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / В.Г. Тихиня // Право и экономика: [науч.-практ. сб.]. – Минск, 2016. – Вып. 5. – С. 216-221.
21. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 486 с.
22. Авакьян, С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 560 с.
23. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций/ М. Ф. Чудакова. – Мн.: АУпПРБ, 2015. – 331 с.
24. Зульфугарзаде, Т.Э. Основы социального государства и гражданского общества: учеб. пособие / Т.Э. Зульфугарзаде. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2012. – 190 с.
25. Фадеев, В.И. Конституционное право: учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2015. – 584 с.
26. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2015. – 80 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты