Средства наглядности и методика их использования в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Средства наглядности и методика их использования в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2021
45.00 BYN
Средства наглядности и методика их использования в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы средств наглядности и методики их использования в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
1.1 Наглядность как основополагающий принцип методики обучения математике
1.2 Наглядные методы обучения как способ реализации принципа наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
1.3 Условия и средства использования средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
Глава 2. Методические особенности средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
2.1 Методика использования современных средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
2.2 Комплекс заданий с использованием средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
2.3 Методические рекомендации по отбору и применению средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Использование и применение наглядных пособий на уроках математики в начальной школе – обычное дело. Наглядные методы обладают уникальной способностью передавать учебную информацию в определенных дозах и управлять процессом обучения индивидуально.
С помощью наглядных пособий повышается познавательный интерес учащихся, улучшается их эмоциональное отношение к учебе, развивается понимание связей между научными знаниями и жизнью. Все это способствует развитию познавательных процессов и, в частности, развитию у детей образного мышления, что ведет к лучшему пониманию знаний.
Поэтому необходим новый подход, который будет соответствовать современным тенденциям и позволит оптимизировать процесс обучения математике младших школьников. Поэтому суть вопроса исследования заключается в необходимости нового понимания использования наглядных пособий при обучении математике детей младшего школьного возраста и фактического уровня их использования в классе.
Изучению вопроса использования наглядности и ее роли в процессе обучения посвящали свои труды многие педагоги и методисты: изучением вопросов применения методов наглядности занимались Я.А. Коменский [21], И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, о практической реализации принципа наглядности применительно к процессу обучения математике младших школьников писали А.К. Артемов, Л.И. Венгер, А.В. Белошистая [6], Н.Б. Истомина [16; 17; 18], С.И. Волкова и др.
Таким образом, значимость данного исследования заключается в том, что использование наглядных методов на уроках математики в начальной школе является очень плодотворным с точки зрения результатов обучения и преподавания, и, кроме того, учителям начальной школы необходимо внедрять эффективные методы применения наглядных методов.
Всё выше сказанное говорит об актуальности выбранной темы курсового проекта «Средства наглядности и методика их использования в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования».
Объект исследования – обучение младших школьников математике.
Предмет исследования – использования средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования.
Цель исследования – выявить специфику использования средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть наглядность как основополагающий принцип методики обучения математике младших школьников;
- проанализировать наглядные методы обучения как способ реализации принципа наглядности в методике начального курса математики;
- раскрыть условия и средства использования средств наглядности на уроке математики в начальной школе;
- обосновать методику использования современных средств наглядности;
- предложить комплекс заданий с использованием средств наглядности по математике;
- разработать методические рекомендации по отбору и применению средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования.
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ передового педагогического опыта использования средств наглядности в обучении математике, синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы, смоделированные средства наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования и предложенные методические рекомендации могут использоваться учителем начальных классов в процессе изучения младшими школьниками математики.
Глава 1. Психолого-педагогические основы средств наглядности и методики их использования в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
1.1 Наглядность как основополагающий принцип методики обучения математике
Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования доказали, что эффективность обучения зависит от того в какой степени привлечены к восприятию органы чувств. Название этого принципа происходит от слов – глядеть, смотреть, взгляд, осмотр.
Принцип наглядности – один из самых эффективных принципов обучения, использующийся c древних времен, который выявлен сравнительно недавно. В его основе лежат научные закономерности: органные чувств человека, которые обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям.
Наглядность непременно важна в обучении математике по той причине, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, a она помогает развитию абстрактного мышления (при правильном ее понимании).
Книга усложняет познавательную деятельность ребѐнка, требует развитых операций и форм мышления: индукции и дедукции, абстрагирования и обобщения, синтеза и анализа. Появляется сложное соотношение рационального и чувственного в изучении нового материла.
Книги, как печатные, так и рукописные, снабжались нередко рисунками, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического еѐ обоснования, которое впервые дал Я.А. Коменский (Е.Н. Медынский) [21]. Он понимал наглядность широко и правильно, не только как зрительную, но как привлечение всех органов чувств к лучшему, наиболее ясному, основательному и прочному усвоению вещей и явлений. Ян Амос Коменский утвердил «золотое правило» обучения (принцип наглядности): «Всѐ, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанием – путѐм осязания». Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…» [21].
Наглядность – это термин, имеющий два толкования. В обычной жизни под словом понимается способность предмета или явления быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, его ясность и понятность. В педагогике под наглядностью понимается особый принцип обучения, в основу которого положен показ предметов, явлений, процессов. Чувственное познание помогает ребенку сформировать первичные представления об окружающем мире [21].
Более глубокое обоснование наглядности дал И.Г. Песталоцци. Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развить мышление и речь ребенка. Великий русский педагог.
Средства наглядности в обучении обеспечивают мотивационно-побудительный уровень коммуникаций, создают обстановку, которая наиболее приближена к реальным условиям, в которых чаще всего появляется потребность в общении между людьми.
Глава 2. Методические особенности средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
2.1 Методика использования современных средств наглядности в процессе обучения математике на I ступени общего среднего образования
Работа с детьми младшего школьного возраста требует наличия необычного оборудования на каждом уроке, чтобы помочь учителю в процессе обучения.
Наглядность в преподавании математики проще, чем в любой другой науке, однако на практике часто встречаются случаи недостаточного внимания и неправильного использования принципа визуализации. Правильное применение принципа наглядности обеспечивает переход от живого созерцания к абстрактному мышлению в процессе обучения. Используя наглядные пособия, учитель помогает ученику лучше понять сложный вопрос. Но если при определенных усилиях ученик хорошо понимает материал без наглядных пособий, их использование может только навредить.
Учителям необходимо создавать свои собственные пособия, учитывая образное восприятие знаний детьми. Они также должны обратиться за помощью к родителям. Так на свет появляются таблицы, графики, перфокарты, картотеки для самых трудно усваиваемых предметов учебной программы.
Без них преподавание и обучение происходит намного сложнее. Но задача учителя – сделать обучение веселым и интересным, помочь каждому ребенку продвинуться в учебе, усвоить материал учебной программы основательно и прочно. Визуализация в обучении – это не только зрительное восприятие знаний, но и развитие творческой и самостоятельной деятельности учащихся. Это пример сотрудничества между учителем и учеником для достижения общей цели.
В процессе обучения наглядные пособия используются в различных целях: для организации устного счета, для введения новых элементов, для закрепления знаний, навыков и проверки их усвоения.
1. Устный счет в начальных классах математики играет значительную дидактическую роль. Она максимально активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их логическое мышление, память и концентрацию внимания, а также способность воспринимать предметы на слух. Навыки устных расчетов также играют важную роль в повышении эффективности урока. И в достижении своей познавательной цели. Устный счет является необходимым условием для успешного обучения и развития маленьких учеников, поэтому он используется на каждом уроке в соответствии с его целью и задачами.
Выбор методов и приемов устного счета на разных этапах урока зависит от общей дидактической цели урока и содержания учебного материала, изучаемого на уроке. Важной частью методологии данной работы является правильное использование различных наглядных пособий. При проведении устных вычислений учителя используют таблицы, плакаты, диаграммы, рисунки, карты и т.д.
Заключение
Принцип наглядности уже давно используется в образовании. Наглядность – это вид специально организованной и целенаправленной демонстрации учебного материала, которая дает учащимся представление о законах изучаемого явления, организует творческий подход к раскрытию этих законов или дает возможность проверить их истинность. Наглядные пособия – это такие средства обучения, которые в настоящее время широко используются в процессе учебной деятельности с целью семантизации учебного материала и его закрепления, воссоздания ситуаций общения, стимулирования речи.
Использование наглядных пособий на уроках в начальной школе обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся этой возрастной группы. Трудно переоценить значение наглядных пособий в процессе обучения математике учеников начальной школы. Формирование многих основных математических понятий, таких как: понятие числа, арифметическое действие, закон перестановки, понятие больше «на», меньше «на» и другие, происходит с помощью различных наглядных пособий. Формирование этих понятий основано на соответствии один-к-одному между множествами.
Условия и средства использования наглядных пособий в процессе обучения математике на первой ступени общего среднего образования следующие: использование наглядных пособий должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития учащихся; использование различных видов наглядных пособий в учебном процессе; реализация наглядных пособий на основе использования медиатехнологий; реализация наглядных пособий через игровые технологии. Использование визуализации соответствует особенностям развития мышления и восприятия ребенка младшего возраста, что гарантирует эффективность использования различных видов визуализации. Создание педагогических условий для использования наглядных пособий в учебном процессе – важная задача учителя.
В процессе обучения наглядные пособия используются в разных целях: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, навыков и проверки их усвоения. Предложенный комплекс заданий отражает методику использования современных наглядных пособий в процессе обучения математике на первой ступени общего среднего образования.
Основные педагогические требования к наглядному математическому материалу как средству обучения: материал должен быть разнообразным; наглядный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе; необходимо сочетать прямые методы обучения с созданием условий для самостоятельного поиска способов решения; наглядный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития детей; использование наглядного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами на основе знаний и умений детей; использование наглядных математических пособий не должно ограничиваться обучением математике.
1. Авдеев, Р.И. Принципы дидактики в преподавании математики / Р.И. Авдеев. – М., 2002. – С. 45.
2. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 104 с.
3. Бабанский, Ю.К. оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М., 2009.
4. Бантова, М. А. «Методика преподавания математики в начальных классах» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова. – М., 2004
5. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2007. – 368 с
6. Белошистая, А.В. Обучение математике в начальной школе / А.В. Белошистая. – М., 2006.
7. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. -Санкт-Петербург: КАРО, 2007. -144 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 2001.
9. Грудепов, Я.И. Совершенствование методов работы учителя математики: Кн. для учителя / Я.И. Грудепов. – М.,2008.
10. Деменева, Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: метод. пос. / Н.Н. Деменева. – М.: АРКТИ, 2005. – 88 с.
11. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе / В.И. Евдокимов. – Санкт– Петербург: Питер, 2002. – 212 с
12. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 2003. – 205 с.
13. Зайцева, И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И.И. Зайцева; Педагогическая мастерская. Всё для учителя! – Санкт– Петербург: Питер, 2011. – Пилотный выпуск. – С. 4-6
14. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. – Москва: Просвещение, 2010. – 134 с
15. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. – Москва: Просвещение, 1999. – 312 с
16. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / Н.Б. Истомина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
17. Истомина, Н. Б. Рабочая тетрадь по математике для 1-го класса 4-х летней начальной школы / Н.Б. Истомина. – Смоленск, «Ассоциация ХХI век»,2004.
18. Истомина, Н.Б. Контрольные работы по математике: 1-4-й классы / Н.Б. Истомина. – Тула: ООО «Изд-во Астрель», 2002. – 264 с.
19. Карпова, Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2016. – 196 с
20. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2002. – 256с.
21. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. / Я.А. Коменский. – Москва: Педагогика, 1974. – 234 с.
22. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002.
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 6400с.
24. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
25. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва: Академия, 2009. – 194 с.
26. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1 – 4) – М.: Просвещение, 2001.
27. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2003.
28. Роль и место задач в обучении математике: Сб. статей. – Вып. I. – М., 2003.
29. Саранцев, Г.И. Цели обучения математики в средней школе в современных условиях / Г.И. Саранцев // Математика в школе. – 2009. – №6. – с. 36.
30. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
31. Смыкалова, Е.В. Развивающее обучение на уроках математики. Книга для учителя / Е.В. Смыкалова. – СПб.: СМИО Пресс, 2008. – 64 с
32. Фридман, А.М. Как научиться решать задачи / А.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение,2004.
33. Хуторский, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторский. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
34. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1975. – 176 с
35. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва: Издательская фирма «Сентябрь», 2010. – 332 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты