Программа развития позитивного самоотношения у юношей и девушек
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Программа развития позитивного самоотношения у юношей и девушек»
по дисциплине: «Семейная психология»
2021
45.00 BYN
Программа развития позитивного самоотношения у юношей и девушек
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Содержание программы развития позитивного самоотношения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Особенности подходов к изучению «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста
1.3 Особенности самоотношения в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Формы и методы психологической помощи юношам и девушкам с заниженной самооценкой
2.2 Программа развития позитивного самоотношения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Юношеский возраст характеризуется высокой психологической возбудимостью: вспыльчивость, острая смена настроя, беспокойность и т.д. Формирование эмоциональности в юношеском возрасте непосредственно сопряжено с индивидуально-личностными качествами личности, ее самосознанием, самооценкой. Совершается формирование стабильного самосознания и устойчивого образа «Я» – основного новообразования данного года.
В данный промежуток формируется концепция взглядов о самом себе – понимание, что вне зависимости от того, подлинно оно либо нет, предполагает собою эмоциональную действительность, воздействующую на действия, производящие те либо другие волнения. Самосознание – непростое психологическое формирование, важным компонентом коего считается самоотношение, что как одно из основных производящих личности напрямую сопряжено с межличностноыми и общественными убеждениями, с масштабом и важностью тех вопросов и действий, за какие человек берет на себя обязанность. Самоотношение напрямую влияет на уровень деятельности персоны, сосредоточенной на самовыражении и самореализации.
Положительное самоотношение, согласно суждению, Р. Бернса [5], С.Р. Пантилеева [22], В.В. Столина [34] и др. выражается в варианте чувства собственного достоинства, почтения к себе. Человек возвышенно дает оценку относящимся ему свойствам, выделяется согласованностью взглядов о себе, подразумевает, что подход находящихся вокруг считается идентичным его взглядам. Отрицательное самоотношение характеризуется презрением, сознанием своей малоценности. Подобным способом, стремительно формируясь, самоотношение устанавливает почти все без исключения области жизнедеятельности лица, не только лишь на этой стадии, но и в перспективе.
Цель исследования: теоретически изучить особенности самоотношения в юношеском возрасте и разработать тренинговую программу развития позитивного самоотношения у юношей и девушек.
Объект исследования: самоотношение.
Предмет исследования: тренинг развития позитивного самоотношения
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности подходов к изучению «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Дать психологическую характеристику юношеского возраста
3. Определить особенности самоотношения в юношеском возрасте
4. Рассмотреть формы и методы психологической помощи юношам и девушкам с заниженной самооценкой
5. Предложить программу развития позитивного самоотношения
База исследования: Минский Клубный дом «Открытая душа»
Выборка исследования: 15 девушек и парней от 18 до 21 года.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация).
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Особенности подходов к изучению «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии
К наиболее употребляемой категории, раскрывающей сущность отношения человека к себе относится «самоот¬ношение». Согласно Р. Бернсу самоотношение представляет собой личное суждение индивида относительно собственной ценности. Самоотношение существует благодаря тому, что знание о себе не может восприниматься личностью безразлично и пробуждает в нем эмоции и оценки. Р. Бернс подчеркивает устойчивость самоотношения, объясняя это самонаправленностью эмоций, связанных с образом «Я» [5].
С. Куперсмит приравнивает самоотношение к интегральной самооценке и определяет его как аффективную составляющую установки на себя, которая имеет устойчивый характер и обладает различной интенсивностью в зависимости от контекста содержания образа «Я».
Самоотношение проявляется как чувство одобрения, степень которого отражает убежденность индивида в своей самоценности, значимости [16].
Сущность самоотношения, осматриваемого равно как эмоции принятия, открывается в концепции личности К. Роджерса. Он считает, что самоотношение обладает аффективно-мотивационной детерминацией, что главной причиной существования лица – актуализирование, в таком случае имеется поддержка и развитие себя, наибольшее обнаружение наилучших свойств собственной персоны, принятых от природы. Автор считал, что самоотношение выражается в ощущении внутреннего благосостояния либо неблагополучия индивидуума [30].
К. Роджерс акцентирует внимание, что для каждого лица немаловажно то, чтобы его обожали и приняли прочие. Данная необходимость в положительном интересе, что, как полагает экспериментатор, многофункциональна, формируется равно как понимание появления «Я», она всепроникающа и устойчива. Необходимость в положительном интересе к себе – полученная необходимость, что выражается при сопоставлении собственных волнений с удовлетворением либо неудовлетворением необходимости к положительному интересу. Уровень удовлетворение данной необходимости отображается в ощущении принятия индивидумом себе и переживанием того, как его принимают прочие [30].
В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева [18; 19; 20], И.И. Чесноковой [38].
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Формы и методы психологической помощи юношам и девушкам с заниженной самооценкой
Рассмотрим основные методы и техники, которые используются в поведенческом консультировании, направленные на повышение самооценки. В рамках данного подхода повышение самооценки осуществляется через преодоление тревоги [2, с. 54].
В рамках поведенческого консультирования в случае, когда в ходе процедуры поведенческой оценки у клиента выявляется тревога, консультант использует метод систематической десенсибилизации. Систематическая десенсибилизация является методикой поведенческого консультирования, важнейшей составляющей которого является релаксация. Перед проведением техники поведенческий консультант понятным для клиента языку поясняет ее суть, кратко описывает ее элементы. Также консультант подчеркивает, что приобретение навыков релаксации может помочь в преодолении ситуаций, вызывающих у клиента тревогу [12, с. 8].
Консультант в поведенческой модели психологического консультирования может подкреплять поведение клиента с помощью таких приемов как: внимание, похвала, зрительный контакт, одобрение, эмпатия. Клиенту с заниженной самооценкой требуются чаще всего подкрепление его положительного отношения к консультанту, подкрепление позитивных форм поведения, а также подкрепление их положительного самоотношения и высокой самооценки [21, с. 190].
В рамках клиенто-ориентированного направления коррекция самооценки осуществляется посредством установления конгруэнтности, вербализации и отражения эмоций. Работа консультанта изначально направлена на осознание клиентом угрозы несоответствия своего реального Я и идеального Я. Консультант содействует выработке у клиента высокого самоуважения и способности осуществлять действия, направленные на приведение его реального Я в соответствие с личным опытом клиента, его внутренними переживаниями [24, с. 14].
Основными мишенями клиенто-ориентированного направления в рамках коррекции самооценки выступают:
– несоответствие реального-Я и идеального-Я;
– стремление к изменению и личностному росту;
– осознание собственных ресурсов и личностного потенциала;
– обретение уверенности в себе и достижение чувства независимости, способности к самостоятельному решению собственных проблем [32, с. 109].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Самоотношение» – это личностный конструкт, который рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и от¬ветственного начала социальной активности. Самоотношение может быть негативным, позитивным и противоречивым. Самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Юношеский возрасте представляет собой возрастной этап, на которой складываются все предпосылки для самореализации личности. В этот период повышается саморефлексия, потребность в саморазвития, установка на выдвижение жизненных планов и личностного самоопределения. В процессе обучения в вузе повышается уровень автономности, саморегуляции и субъектность, что позволяет юношам и девушкам самостоятельно и целенаправленно ставить цел и достигать их.
Изъясняясь о создании самосознания и самоотношения в промежуток юности, возможно совершить заключение, что в данный промежуток совершается развития новейшей степени самосознания, прослеживается укрепление единичных проявлений взаимоотношения к себе, их объединение и формирование в варианте стабильной структуры самоотношения.
Коррекция самооценки в рамках поведенческого консультирования осуществляется через преодоление тревоги, в рамках клиенто-ориентированного направления – через осознание несоответствие реального-Я и идеального-Я, собственных ресурсов и личностного потенциала, обретение уверенности в себе, способности к самостоятельному решению собственных проблем. В адлерианском направлении коррекция самооценки осуществляется через снижение чувства неполноценности, развитие просоциальной направленности личности и определение приоритетных ценностей.
Нами предложена программа развития позитивного самоотношения у юношей и девушек. Характерной чертой этой программы считается в таком случае то, что в базе возложен такого рода общетеоретический объект, как «самоотношение», в то время как в большей части программ делаются акценты в формировании самооценки. Непосредственно самоотношение считается важным компонентом самосознания юности, совмещает в себе, равно как познавательный элемент, так и эмоционально-ценностный. Эту программу возможно применять в развивающих, профилактических целях, но кроме того для консультирования и просвещения согласно проблемам формирования самосознания, позитивного самомнения, осознания значения своей личности.
1. Ананьев, Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – С. 338.
3. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун–та. – 2017. – № 305. – С. 149–151.
4. Белугина, Е.В. Внешний облик как культурно–исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2018. – № 3 – С. 58–65.
5. Бернс, Р. Что такое Я–концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах–М, 2003. – С. 333–393.
6. Бубнова, И. С. Основные подходы к проблеме психокоррекции формирований «Я-концепции» / И. С. Бубнова // Ежегодник Российского психологического общества : Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25-28 июня, 2019 г.). – Спб., 2019. – Т. 1. – №2. – С. 28-33.
7. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2018. – № 2. – С. 30-36.
8. Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М., 2012. – 251 с.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
10. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. – 335 с.
11. Кон, И.С. Развитие самосознания / И.С. Кон – М.: Просвещение, 2009. – 254 c.
12. Корниенко, А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека / А.Ф. Корниенко // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 12. – С. 1-8.
13. Костакова, И.В. Национально-психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте / И.В. Костакова // «Концепт». – 2019. – № 1. – С. 1-6.
14. Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова // Нац. психологический журнал. – 2020. – № 3 (15). – С. 80-85.
15. Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2017. – 18 с.
16. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / У.В. Крутых. – Краснодар, 2016. – 23 с.
17. Кукулите, Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт–Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2019. – №1 (31). – С.127–132.
18. Леонтьев, А. Н. Мотивы, эмоции, личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты. – М.: Академия, 2012. – С. 71 – 81.
19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 314 с.
20. Леонтьев, Д.А. Самая обыкновенная парапсихология / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2015. – №1. – Т.16. – 341 с.
21. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Знание, 2004. – 356 с.
22. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально–оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 2009. – 110 с.
23. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 2008. – 187 с.
24. Петрулите, А. Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре Образа «Я» у студентов: дис... канд. психол. наук / СПб., 2014. – 68с.
25. Познай себя и сделай первый шаг [Электронный ресурс] / Мартыненко Ю. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900413.
26. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. – М., 2000. – 192 c.
27. Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии "Все грани моего Я" [Электронный ресурс] / Т.А. Григоренко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602627
28. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб: Питер, 2007. – 271 c.
29. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /X. Ремшмидт. – М.: Мир 2014. – 320 с.
30. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы : Моногра¬фия / К. Р. Роджерс. – М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464 с.
31. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2009. – 382 с.
32. Сенько, М.П. Психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте / М.П. Сенько // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1. – С. 117-124.
33. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
34. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2003. – 284 с.
35. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведение / Г.И. Макартычева. – СПб, 2007. – 192 c.
36. Трудно быть собой [Электронный ресурс] / Т. Гонохова. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200304108.
37. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2019. – № 1(25). – С. 9–17.
38. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2007. – 142 с.
39. Шеховцова, Е.А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е.А. Шеховцова, Е.В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2018. – С. 310-314.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Содержание программы развития позитивного самоотношения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты