Демократическое государство
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Демократическое государство»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Демократическое государство
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
ГЛАВА 2 ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нынешняя проблема демократии во многом обусловлена тенденцией глобализации. В значительной степени эта взаимосвязь проявляется в сужении сферы суверенной власти современных национальных демократических институтов.
Развитие демократии было связано с передачей власти с местного на национальный уровень. Именно с признанием демократического политического территориального пространства в границах национального государства понятие «народ» наполняется конкретным содержанием, что стало естественным условием для того, чтобы современная демократия осознала свою хрестоматийную сущность – «Правление народа соответствует интересам народа».
Однако в современном мире происходит новый эпохальный процесс – передача все большей и большей власти с национального уровня на уровень наднациональных структур. Многие международные организации и многонациональные промышленные и финансовые компании сформировали неформальную и широко разветвленную наднациональную правительственную систему, которая управляет потоками капитала, товаров, услуг, рабочей силы и культурных продуктов в мире и в конечном счете ограничивает власть государственных учреждений.
В современных странах не существует демократии в ее полной или наиболее совершенной форме. Демократия сама по себе является постоянно развивающимся социально-политическим явлением. Однако понимание совокупности характеристик, которые всегда были присущи категории «демократия», позволяет лучше понять направление совершенствования конкретной политической системы на пути к приближению конкретной политической системы к демократическим идеалам. В конце концов, стремление к реализации демократических идеалов всегда было мощной движущей силой дальнейшего социального прогресса.
В действующей Конституции Республики Беларусь народ страны провозглашен носителем суверенитета. Единственным источником власти и высшим прямым выражением власти народа являются свободные выборы.
С помощью выборов, посредством избирательного процесса политическая власть народа преобразуется в государственную власть, формируются институты местного самоуправления и реализуются демократические принципы. Выборы законодательной власти, основных органов государственной власти Республики Беларусь и органов местного самоуправления являются важнейшими шагами в развитии и укреплении демократии.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Форма государства, то есть структура государственной власти и ее организация, проявляются в разных аспектах с точки зрения содержания. Прежде всего, это определенный порядок, в котором формируются и организуются высшие институты государственной власти и управления. Во-вторых, это способ организации территории страны, и это определенный порядок взаимоотношений между центральными, региональными и местными властями. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Следовательно, форма государства имеет три грани своего выражения:
«а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);
б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);
в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический» [20, с. 118].
Политическая система и ее классификация имеют большое значение для страны и правовой теории. Вопрос классификации политических систем очень важен для определения характеристик страны и определения ее формы.
Политический режим – это набор средств и методов правящей элиты для осуществления экономической, политической и идеологической власти в стране; это набор партийных систем, методов голосования и решений, которые составляют определенный политический порядок в определенной стране в течение определенного периода времени.
Термин «политический режим» стал применяться в научном обороте в 60-е годы XX века, а в научный оборот вошел во второй половине XX века.
Наиболее распространенным является определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политического управления этой страной на определенный период» [34, c. 12].
ГЛАВА 2 ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ
Демократия (от греч. demos – народ, kratos – власть) – это «способ национальной политической организации, основанный на признании того, что народ является единственным источником власти. Демократическое правление осуществляется народом непосредственно или путем избрания представителей своих национальных органов власти» [23, с. 224].
Термин «демократия» может быть использован в разном значении:
- «как форма государства;
- как политический режим;
- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций» [16, c. 134].
Когда говорят, что страна демократическая, то имеют в виду существование всех этих значений. Как форма государства демократия возможна в странах с демократическими режимами. Следовательно, все субъекты общественно-политической системы (государственные учреждения, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы) имеют демократические принципы организации и деятельности, и эти субъекты также являются демократическими субъектами. Конечно, субъектами демократии являются в основном граждане и люди. Демократия никогда не существовала без страны.
В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством [4]. Это означает, что главная задача страны – обеспечить демократическое, политическое, социальное, экономическое и культурное разнообразие на своей территории, включая разнообразие мнений, разнообразие мнений, конкурентную многопартийную систему, разнообразие форм собственности, религиозное равенство и этническую принадлежность.
Основные признаки демократического государства представлены на рисунке 2.
Основываясь на современном понимании демократии с качественным дополнительным содержанием, демократию можно определить как модель, идеал, к которому стремятся цивилизованные страны.
Демократия – политическая организация народной власти, которая обеспечивает: каждому равное участие в управлении государством и общественными делами; имеет право голоса в основных институтах государства и легитимность функционирования всех субъектов социальной и политической системы; гарантирует права человека и права и свободы меньшинств в соответствии с международными стандартами.
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ
Существуют две основные формы демократии: представительная и непосредственная
Отметим, что «первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, зародившаяся в античных городах-государствах. Эта форма демократии не знала представительных учреждений, так как все вопросы управления государством решались непосредственно всеми свободными гражданами в Народном собрании. В настоящее время непосредственная демократия как форма управления в общегосударственных масштабах не применяется нигде, она сохраняется лишь в трех горных кантонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на Народные собрания. В некоторых странах (США, Италия, Франция, Швейцария) действуют отдельные институты непосредственной демократии, такие как референдум, плебисцит, народная инициатива, отзыв выборных должностных лиц, но наличие этих институтов никак не меняет представительного характера современной демократии» [10, c. 210].
В процессе становления и развития буржуазного государства республика является специфической формой правления, присущей демократии, в то время как монархия является противоположностью демократии. В будущем эти различия между республиканской и монархической формами правления будут в значительной степени сглажены и приобретут чисто формальный характер.
В современную эпоху демократия может иметь своей государственной формой как республику (США, Франция, Италия, Швейцария, Австрия), так и монархию (Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Австралия, Канада, Япония).
В прямой демократии нет посреднической связи между волей народа и осуществлением им процесса принятия решений – народ сам участвует в обсуждениях и принятии решений.
Прямая демократия сегодня используется в качестве автономного правительства для организаций и небольших сообществ (городов, общин). Распространенность прямой демократии ограничена территориальными факторами и зависит от степени децентрализации процесса принятия решений. Еще одной формой прямой демократии является сам процесс голосования, в ходе которого люди напрямую выражают свои пожелания, связанные с представителями национальных властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании осуществленного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Термин «политический режим» стал применяться в научном обороте в 60-е годы XX века, а в научный оборот вошел во второй половине XX века.
Политический режим имеет широкий и узкий подход, поскольку этот подход соответствует современному пониманию социально-политических процессов. Основой является природа политической системы. Политическая система включает в себя две основные области – государственную и социальную политику, а также государственные и негосударственные общественно-политические организации.
Политический режим и его классификация имеют большое значение для страны и правовой теории. Вопрос классификации политических систем очень важен для определения характеристик страны и определения ее формы. Политический режим – это набор средств и методов правящей элиты для осуществления экономической, политической и идеологической власти в стране; это набор партийных систем, методов голосования и решений, которые составляют определенный политический порядок в определенной стране в течение определенного периода времени.
2. Демократия – политическая организация народной власти, которая обеспечивает: каждому равное участие в управлении государством и общественными делами; имеет право голоса в основных институтах государства и легитимность функционирования всех субъектов социальной и политической системы; гарантирует права человека и права и свободы меньшинств в соответствии с международными стандартами.
Демократия сама по себе является постоянно развивающимся социально-политическим явлением. Однако понимание совокупности характеристик, которые всегда были присущи категории «демократия», позволяет лучше понять направление совершенствования конкретной политической системы на пути к приближению конкретной политической системы к демократическим идеалам. В конце концов, стремление к реализации демократических идеалов всегда было мощной движущей силой дальнейшего социального прогресса.
3. Существуют две формы демократии: представительная и непосредственная.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. (Вместе с <Извлечением из Конституции Веймарской республики от 11.08.1919>) (с изм. и доп. от 29.07.2009 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=57162#GcYoZmSi26RnV27M2.
6. Конституции Швейцарской Конфедерации 1974 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://legalns.com/download/books/cons/switzerland.pdf.
7. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 665-682.
8. Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л.П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М–НОРМА, 1997. – С. 423-450.
Специальная литература
9. Абрамович, В.А. Общая теория права / В.А. Абрамович и др. – Минск: БГУ, 2013. – 415 с.
10. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства: учебник для студентов. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2017. – 592 с.
11. Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. – Москва: Юстиция, 2016. – 406 с.
12. Венгеров, А.П. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2013. – 607 с.
13. Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика): Избранные труды (1991-2012 гг.) / Н.В. Витрук. – М.: Норма, 2012. – 688 с.
14. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2005. – 336 с.
15. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.В. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: РИВШ, 2014. – 479 с.
16. Домаков, В.В. Демократия в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы и реализация в изменяющихся условиях / В.В. Домаков // Общество. Коммуникация. Образование. – 2013. – № 3 (179). – С. 133-140.
17. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие / С.Г. Дробязко. – Минск: Амалфея, 2014. – 416 с.
18. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – 2-e изд. пересмотр. и доп. – Москва: Норма–Инфра-М, 2015. – 576 c.
19. Зорькин, В.Д. Конституционное правосудие стран новой демократии: вызовы и перспективы / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 3. – С. 1-10.
20. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 506 с.
21. Коток, В.Ф. Проблемы развития непосредственной демократии в Советском государстве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 1965. – 28 с.
22. Кудрявцев, Ю.А. Государственные режимы: учебное пособие / Ю.А. Кудрявцев. – СПб.: Юридический центр-Пресс, 2012. – 350 с.
23. Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Международное право», «Политология» / А.Ф. Лебедев. – Минск: Амалфея, 2015. – 363 с.
24.Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М.Н. Марченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с.
25. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учеб, для вузов по направлению и специальности «Юриспруденция» / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Сарат. фил. Ин-та государства и права Рос. акад. наук. – Москва: Юристъ, 2003. – 511 с.
26. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 516 с.
27. Селезнев, П.С. К вопросу о видах демократии / П.С. Селезнев // Власть. – 2018. – № 8. – С. 183-190.
28. Тайлаков, В.К. Формы непосредственной демократии как конституционно-правовой институт: проблемы реализации / В. К. Тайлаков // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – С. 354-356.
29. Фарберов, Н.П. Государство и демократия в период строительства коммунизма [Текст] / Н. П. Фарберов, д-р юрид. наук проф. – Москва: Знание, 1968. – 80 с.
30. Almond, G.A. Comparative Politics: A Development Approach / G.A. Almond, B.G. Powell. – Boston, 1966. – 348 p.
31. Burdeau, G. Constitutionnel et institutions politique / G. Burdeau. – Paris, 1974. – P. 165;
32. Crowder, G. Chantal Mouffe's agonistic democracy. University of Newcastle, 25-27 September 2006. – Р. 10.
33. Duverger, M. Institutes politiques et droit Constitutionnel / M. Duverger. – Paris, 1970. – P. 13-14.
34. Lasswell, H.D. Power and Society / H.D. Lasswell, A. Kaplan. – New Haven, 1950. – 334 p.
35. Oakeshott M. The Vocabulary of a Modern European State II Political Studies. Sheffield, І975. – № 23. – P. 3І9-34І, 409-4І4.
36. Quermonne, J.-L. Les regimes politiques occidentaux / J.-L. Quermonne. – Paris: Seuil, 1986. – 337 p.
Электронные ресурсы
37. Зайцев, А.В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества // Социодинамика. – 2013. – № 5. – С. 29-44. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=689.
38. Рейтинг стран по уровню демократии на 2020 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-indeksu-demokratii.html.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты