Технология социальной работы в условиях городского социума
РИПК Минтруда и соцзащиты (Республиканский Институт повышения квалификации и переподготовки работников)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технология социальной работы в условиях городского социума»
по дисциплине: «Технология социальной работы»
2021
45.00 BYN
Технология социальной работы в условиях городского социума
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технология социальной работы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА
1.1 Сущность и основные направления социальной работы
1.2 Характеристика проблем современного городского социума
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА
2.1 Современные технологии социальной работы
2.2 Процесс реализации технологий социальной работы в условиях городского социума
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа как профессия основана на соблюдении прав человека со стороны государства, профессионала и организации, на знании и использовании социального законодательства своего государства, на действиях в интересах человека и на благо общества. Информационно-технологическая революция, охватывая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощную педаль общественного прогресса, повышая уровень и качество жизни людей.
Социальные инновации иногда оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное влияние на характер социальных отношений в обществе и их гармонизацию, являются социальные технологии. Социальные технологии особенно важны в современной России, где происходят радикальные преобразования в политике, экономике и социальной сфере. Организаторы политических и экономических преобразований не всегда способны адекватно реагировать на негативные последствия происходящих экономических преобразований. Во многом это объясняется недооценкой социальных технологий в управленческой деятельности. Между тем, именно в управленческой деятельности на всех уровнях эффективность технологий проявляется наиболее ярко. Поэтому особую актуальность приобретает разработка и использование социальных технологий на всех уровнях управленческой структуры, в том числе и в социальных службах.
Технологизация деятельности относится к наиболее сложным явлениям в социальной сфере. Поэтому данный учебный курс базируется на знании, прежде всего, теории и методологии социальной работы, психологии, а также знаний в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, которые студенты уже освоили.
Проблема социальной защиты человека, проживающего в сложных социально-экономических условиях жизни современного городского социума, всегда актуальна. Поэтому необходимо пристальное внимание государства в городах.
Целью социальной работы в городском социуме является осуществление социальных изменений в жизни человека и его семьи. Специалист по социальной работе должен знать, что нужды, потребности, интересы городского жителя во многом определяются его образом жизни.
Объект исследования: направления социальной работы.
Предмет исследования: технология социальной работы в условиях городского социума.
Цель исследования: проанализировать современные технологии социальной работы в условиях городского социума в Республике Беларусь на современном этапе.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность и основные направления социальной работы;
– охарактеризовать проблемы современного городского социума.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация).
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованных источников литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА
1.1 Сущность и основные направления социальной работы
Социальная работа – это сложный процесс, который в последние годы приобрел особую актуальность в нашем обществе. Это связано с тем, что сегодня социальная работа характеризуется статусом профессии, которая немыслима без разносторонних знаний в различных областях деятельности. Эффективность социальной работы во многом взаимосвязана с самим социальным работником, его знаниями, опытом и личными качествами. Область социальной работы многогранна, она затрагивает все аспекты жизни человека и стремится повысить качество жизни, социальную активность клиентов, а также их самооценку и достоинство. В то же время очень важно учитывать этические проблемы, возникающие в социальной работе.
Стоит понимать, что только в случае соблюдения этических принципов, норм, готовности действовать в своей работе с высоких этических и моральных позиций, выбора цели и правильных средств для ее достижения можно осуществлять эффективную работу социальных служб [11, с. 165].
Благодаря принципам социальной работы можно обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Принцип – это основополагающая идея, главное требование, которым руководствуются правила любой деятельности.
Определение принципов социальной работы обусловлено общегуманитарными ценностями, или ценностями метауровня, в частности: право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обеспечение мира, ненасилие. На основе этих ценностей конкретизируются требования к работе с людьми и сообществами, находящимися в трудной жизненной ситуации [18, с. 189].
Основой этики социальной работы являются моральные нормы.
Норма (лат. norma – правило), образец – одна из простейших форм морального требования, выступающая как нравственное отношение и форма морального сознания. Общество воспринимает нормы как важнейший регулятор совместной деятельности и существования профессиональных ценностей, составляющих суть социальной работы.
С точки зрения философии, понятие «принцип» характеризуется двумя значениями:
– основное, исходное положение какой-либо теории, учения, концепции и т.п.; ведущая идея, основное правило деятельности;
– внутреннее убеждение, взгляд на явления, определяющий норму поведения [3, с. 76].
В работе социальных служб важно учитывать рациональность организации помощи; понимание клиента, привлечение его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора; признание личного достоинства и чести клиента, принятие его таким, какой он есть; соблюдение конфиденциальности, отсутствие каких-либо предубеждений против клиента и т.д. Стоит иметь в виду, что определение принципа осуществляется как основной истины, отправной точки любой теории, доктрины или мировоззрения. В то же время практические принципы не всегда являются правилами, которым следует слепо или бессмысленно подчиняться. Социальному работнику необходимо знать, когда, как и в какой степени стоит делать исключение из правил.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА
2.1 Современные технологии социальной работы
Социальные технологии обычно можно трактовать с двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Социальные науки в первую очередь решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов (под социальными объектами в данном случае понимаются не только группы и слои индивидов, но и социальные явления и процессы). Во-вторых, социальные технологии также понимаются как совокупность приемов, методов и воздействий, которые используются для достижения целей в процессе общественного развития, решения определенных социальных проблем. Это более специфическая характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения.
Сам термин «социальные технологии» является относительно новым в отечественном обществознании. Однако это не означает, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук применялись при решении широкого круга социальных проблем, использовались (и продолжают использоваться) отработанные приемы, методы и способы воздействия для достижения целей социального развития общества. Иными словами, социальные технологии, как и социальная работа (профессиональная и непрофессиональная), были задействованы, но обозначались другими терминами. В доказательство этого тезиса можно, в частности, сослаться на тесную взаимосвязь социальных технологий и социального управления, особенно с некоторыми его составляющими - техникой и технологией управления [7, с. 26].
Необходимо также обратить внимание на особое значение в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальных проблем, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы (фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методологическая (процедурная) часть есть не что иное, как совокупность, во-первых, приемов и способов получения искомой информации и, во-вторых, нацеленность на разработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа – это сложный процесс, который в последние годы приобрел особую актуальность в нашем обществе. Это связано с тем, что сегодня социальная работа характеризуется статусом профессии, которая немыслима без разносторонних знаний в различных областях деятельности. Эффективность социальной работы во многом взаимосвязана с самим социальным работником, его знаниями, опытом и личными качествами. Область социальной работы многогранна, она затрагивает все аспекты жизни человека и стремится повысить качество жизни, социальную активность клиентов, а также их самооценку и достоинство. Согласно Кодексу социального работника, существует шесть принципов: принцип конфиденциальности; принцип доброжелательности; принцип бескорыстия; принцип честности и открытости; принцип информирования клиента; принцип отсутствия предрассудков и предвзятости. Соблюдение вышеперечисленных принципов способствует эффективному выполнению работы социальными работниками.
Городское общество – это живая, динамично развивающаяся социальная система. Источником его саморазвития являются социальные противоречия, возникающие между субъектами городской жизни. Социальная проблема – это социальное противоречие, воспринимаемое индивидами и социальными группами как существенное несоответствие между целями и результатами деятельности. Она возникает из-за отсутствия или недостаточности средств для реализации интересов и потребностей людей. Возникновение социальных проблем города обусловлено объективными факторами – состоянием городской среды и ее элементов. Однако социальные проблемы имеют субъективное измерение, поскольку в процессе осознания реальных социальных противоречий они находят конкретное отражение как в индивидуальном сознании горожан, так и в массовом сознании городского сообщества, приобретают социально-психологический характер. Социальные проблемы города тесно взаимосвязаны друг с другом, взаимопроникают друг в друга.
1. Агапов, Е.П. История социальной работы: учеб. пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. – М.: Дашков и К: Академцентр, 2009. − 255 c.
2. Арсенина, О.В. Этические основы социальной работы: курс лекций / О.В. Арсенина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 72 с.
3. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
4. Басов, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2016. – 528 с.
5. Волнистая, М.Г. Социальные системы и механизмы устойчивого развития в социологических исследованиях / М.Г. Волнистая // Выш. шк. – 2018. – № 1. – С. 56–59.
6. Григорьев, А.Д. История социальной работы. В 2ч., ч.1: учебное, пособие. – Мн.: Тетра Системе, 2006. – 464 с.
7. Данилов, А.Н. Социология. Модуль «Экономика»: пособие / А. Н. Данилов [и др.]; под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск: БГУ, 2017. – 155 с.
8. Забельникова, О.В. Основы идеологии белорусского государства: пособие / О.В. Забельникова. – Минск: Колорград, 2018. – 72 с.
9. Зборовский, Э.И. Становление специальности социальная работа в Республике Беларусь в перестроечный период. Общество. Экономика. Право. (Сборник научных трудов) / Э.И. Зборовский. – Минск: ФУСТ, БГУ, 2002. – С. 4-22
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
11. Кошелева, А.В. Практика современной социальной работы в России и за рубежом: опыт и проблемы: учебно-методическое пособие / А.В. Кошелева, Е. В. Дворникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 40 с.
12. Красовская, Н.Н. История социальной работы: учеб.-метод. комплекс для специальности 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» / Н.Н. Красовская; ГИУСТ БГУ, Каф. социальной работы и реабилитологии. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2017. – 105 с.
13. Красовская, Н.Н. Теория социальной работы: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/217781/1/ТОСР%20теория.pdf. – Дата доступа: 26.10.2021.
14. Медведева, Г.П. Социальная работа с пожилыми / Г.П. Медведева. – М.: РУСАЙКС, 2017. − 258 с.
15. Милькаманович, В.К. Технологические основы социальных практик: пособие для слушателей повышения квалификации и переподготовки/ В.К. Милькаманович. – Минск: Минский государственный ПТК полиграфии, 2017. – 212 с.
16. Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / редкол.: А. И. Жук (гл. ред.) [и др.]. – Минск: В.И. З.А. ГРУПП, 2015. – 144 с.
17. Пантюк, И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций / И. В. Пантюк; БГУ, Гуманитарный фак., Каф. общей и клинической психологии. – Минск: БГУ, 2017. – 301 с.
18. Панченко, А.В. Идеология социальной справедливости : пособие по основам идеологии белорус. государства и политологии / А.В. Панченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2018. – 148 с.
19. Силюк, Т.С. Теоретические основы социальной работы (раздел «Социальная политика»): курс лекций / Т.С. Силюк; под общ. ред. Т.С. Силюк; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2019. – 62 с.
20. Смирнов, В.Э. Социальные механизмы общественного развития : социол. и ист.-культур. pеконструкция / В.Э. Смирнов; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии. – Минск : Беларус. навука, 2018. – 293 с.
21. Социальная работа: теория и организация: Учеб, пособие / Под ред. П.П. Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2019. – 288 с.
22. Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 26–27 нояб. 2015 г. / Белорус. гос. ун-т ; pедкол.: Э. И. Зборовский (отв. pед.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2017. – 248 с.
23. Тратинко, Т.В. Инновационные подходы к социальной работе в стране и за рубежом : электронный учебно-методический комплекс для специальности 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» / Т.В. Тратинко; ГИУСТ БГУ, Каф. социальной работы и реабилитологии. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2018. – 124 с.
24. Шавель, С.А. Перспективы развития социума / С.А. Шавель. – Минск: Беларуская навука, 2017. – 507 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты