Нормативно-правовой акт как источник объективного права
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нормативно-правовой акт как источник объективного права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Нормативно-правовой акт как источник объективного права
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основным источником права в странах романо-германской правовой системы является нормативный правовой акт. Понимание его теоретической сущности позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. В данной работе исследуются теоретические аспекты пределов действия нормативных правовых актов с учетом реальностей в Республике Беларусь.
Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определённые общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.
Чтобы правильно реализовать нормативный правовой акт, необходимо установить пределы его действия.
Установить пределы действия нормативного правового акта – значит определить:
– на какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);
– с какого времени акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);
– на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
– каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).
Установление данных пределов имеет большое значение для верного применения норм права, выполнение законом обязанностей и для правоохранительной деятельности компетентных органов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Целью курсового исследования является определение понятия и пределов нормативных правовых актов.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие и признаки нормативного правового акта;
– определить классификацию и виды нормативно-правовых актов;
– рассмотреть действие нормативных правовых актов во времени;
– проанализировать действие нормативных правовых актов в пространстве;
– исследовать действие нормативных правовых актов по кругу лиц.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в связи реализацией пределов действия нормативных правовых актов.
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
Нормативно-правовой акт занимает главенствующее место среди всех источников права. Он включает в себя общеобязательные правила поведения, создающиеся и охраняемые государством. К нормативно-правовым актам стоит отнести Конституцию, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивающие стабильность и эффективность правового регулирования.
Источники права как правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, в отличие от нормативно-правовых актов не наделены общерегулятивной значимостью. Их роль вспомогательная в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах находятся такие нормы, учитывающие интересы большинства и меньшинства в целом, а также координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).
2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.
3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (допустим, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).
Еще с древних времен право предстает в нескольких разновидностях своей внешней фиксации (источники права) или областей регулирования (отрасли права).
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Существует множество видов и классификаций нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Среди основных наиболее распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. Их делят на законодательные акты и иные акты законодательства. Законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей.
Другая классификация – по уровням принятия нормативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления.
По степени обобщенности нормативного материала могут встречаться кодификационные акты и акты текущего нормотворчества [14, с. 63].
Существует достаточно важная классификация нормативных правовых актов по их действию во времени (постоянные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории Республики Беларусь, на территории какой-либо административно-территориальной единицы Республики Беларусь), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников организации, ведомства и акты внешнего действия, направленные на иных лиц).
Выделяется классификация по органам, их издающим: нормативные правовые акты парламента (законы, постановления палат парламента), Президента Республики Беларусь, исполнительных органов государственной власти, акты высших судебных органов, нормативные акты органов местного управления и самоуправления, организаций.
Нормативные правовые акты можно подразделить также на акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы, например, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами.
Не допускается принятие совместного нормативного правового акта нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь исходя из особенностей компетенции этих органов (должностных лиц).
3 ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Нормативный правовой акт действует бессрочно до прекращения его действия, если в тексте нормативного правового акта не оговорено иное [19].
Весьма важно определить, с какого именно момента соответствующий нормативный правовой акт приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.
Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования.
Так, согласно Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок [20].
Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Ненормативные правовые акты (решения Конституционного Суда, постановления пленума Верховного Суда) вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.
Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В таком случае они могут не публиковаться, а направляться непосредственно соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.
Большое значение имеет также определение времени утраты нормативно – правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит при наступлении следующих обстоятельств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
НПА является официальным документом уполномоченного государственного органа (должностного лица) или референдума, содержащим общепринятое правило поведения, предназначенное для неограниченного числа лиц и неоднократного применения.
К основным характеристикам НПА относятся: государственно-властный характер, нормативный характер, общеобязательность, процедурность, иерархия и т.д.
В зависимости от юридической силы все НПА делятся на две части: законодательные акты и подзаконные. Чтобы правильно определить юридическую силу НПА, применяемой в случае возникновения коллизии, необходимо следовать определенным правилам, содержащимся в Законе о НПА.
Следует согласиться с точкой зрения большинства ученых-юристов (А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, А. В. Мицкевич, Ю. А. Тихомиров и многих других), что нормативный правовой акт – это один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации. Нормативный правовой акт регулирует подавляющее большинство общественных отношений в Республике Беларусь. К тому же нормативный правовой акт создает определенные удобства для применения норм права, их толкования, а также широкие возможности для учета и систематизации нормативных правовых актов.
В Республике Беларусь нормативные правовые акты образуют ядро правовой системы и имеют иерархическую структуру.
Нормативные правовые акты, образуя стройную систему, чрезвычайно разнообразны по своим видам.
Так, высшей юридической силой в Республике Беларусь обладает Конституция Республики Беларусь. В преамбуле к Конституции указывается, что «..Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь».
Нормативные правовые акты в одном правовом пространстве должны быть объединены в систему с четким схематичным соотношением, не допускающем как внутренней, так и внешней противоречивости. Важно, чтобы эта система связанных нормативных правовых актов полностью (бес пробелов) покрывала бы все правовое пространство. Также важным является точное определение пределов действия нормативных правовых актов.
1. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский. – Мн. : Тесей, 2019. – 256 с.
2. Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Норма, 2017. – 752 с.
3. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб.пособие, – М. : Зерцало, 2016. – 635 с.
4. Богатова, О. В. Нормативный правовой акт как источник права (теоретический аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук / О. В. Богатова. – Москва, 2014. – 185 с.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2018. – 414 с.
7. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2014. – 410 с.
8. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
9. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2017. – 520 с.
10. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА_М, 2016. – 560 с.
11. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М. : Эксмо, 2015. – 299 с.
12. Бочков, А. А. Общая теория права: учебник в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Ч. 3. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 150 с.
13. Иванов, А. А. Теория государства и права / А. А. Иванов, В. П. Иванов. – М. : Юриспруденция, 2017. – 303 с.
14. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь / Г.А.Василевич. — Минск: Право и экономика, 2018. — 128 с.
15. Поляков, А. В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода / А. В. Поляков. - М. : Академия, 2014. – 863 с.
16. Широков, А. Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Т. Широков. – Мн.: Акад. упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – 210 с.
17. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступительная статья, Е. А. Суханов. – М. : Фирма «СПАРК», 1995. – 556 с.
18. Иванов, В. С. Основы права Республики Беларусь / В. С. Иванов. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 2018. – 536 с.
19. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004). – Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты