Преодоление агрессивного поведения подростков в образовательном процессе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Преодоление агрессивного поведения подростков в образовательном процессе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Преодоление агрессивного поведения подростков в образовательном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность агрессивного поведения учащихся
1.2 Специфика агрессивного поведения подростков
1.3 Роль учителя в преодолении агрессивного поведения учащихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Стиль взаимодействия с учащимися в преодолении агрессивного поведения
2.2 Психологическая атмосфера в классе в преодолении агрессивного поведения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессии подростков – это одна из наиболее острых проблем для современного общества, как мирового масштаба, так и нашей страны. Рост отклоняющегося поведения среди подростков повышается довольно стремительно, он может начинаться от деструктивного поведения, а заканчиваться тяжкими преступлениями.
Данная проблема привлекает внимание исследователей из различных областей уже длительный период времени. С таким фактором, как развитие человеческой цивилизации, агрессия постепенно находит все новые формы своего проявления. В настоящее время стремительно изменяется структура общества, активно происходит расслоение населения по различным признакам, экономическим, психологическим, социальным, политическим. На этой почве возникает довольно большое количество противоречий, которое приводит к агрессивности и агрессии людей по отношению друг к другу [13, с. 6].
Актуальность изучения феномена агрессии, а также ее профилактики определяется тем, что помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных действий, наблюдается углубление агрессивных и деструктивных тенденций в сторону возрастания жестокости и цинизма подростков. Постепенно происходит увеличение числа преступлений, которые совершаются под воздействием ситуативных, импульсивных факторов реагирования. Очень часто молодые люди принимают нерациональные решения, которые впоследствии причиняют большой ущерб другим людям. Иногда подростки это делают целенаправленно. Такое поведение молодежи в настоящее время представляет собой одну из важнейших глобальных психологических и социальных проблем всего современного общества и молодых людей в частности [18, с. 4].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность агрессивного поведения учащихся
Агрессия в подростковом возрасте является актуальной проблемой, особенно в контексте отклоняющегося поведения. В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), негативными эмоциями (например, гневом), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.
Агрессия рассматривается как «физическое действие или угроза такого действия, со стороны одной особи, которое уменьшает свободу или генетическую приспособленность другой особи. [1, с. 7].
Агрессия – мотивационное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам. [9, с. 22].
Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [2, с. 11].
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [6, с. 38]
В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.
Наряду с понятием «агрессия» используется понятие «агрессивное поведение». Термин «агрессивное поведение» понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причиненного ущерба или причинения такового живому существу [1, с. 7].
ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Стиль взаимодействия с учащимися в преодолении агрессивного поведения
Каждый стиль взаимодействия оказывает своё влияние на учащегося, поэтому к выбору определённого стиля взаимодействия нужно подходить с умом. В процессе обучения происходит активное взаимодействие учителя с учащимися через общение. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В.А. Канн – Калик):
• общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
• система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
• ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи [4, с. 36].
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия учителя и учащегося: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.
1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает учитель, а в роли объекта – учащийся. В этой ситуации учитель является активным участником обучения и воспитания, а учащийся выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом.
2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у учащихся способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.
Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль педагогической деятельности. В отечественной науке исследованию этой проблемы посвящены работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессивного поведения подростков приобрела на сегодня острую социальную направленность. В настоящее время профилактика агрессивного поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы.
В исследовании были изучены теоретические аспекты, связанные с такими понятиями как «агрессия», «агрессивное поведение», рассмотрены виды и формы проявления агрессивного поведения подростков, его сущность и специфика, возрастные особенности подростков, причины и факторы агрессивного поведения.
Также в работе были рассмотрены направления деятельности учителя, методы и формы работы, направленные на диагностику по выявлению агрессивного поведения подростков и его преодоления.
Проанализировав литературу, было рассмотрено агрессивное поведение подростков как поведение, которое формируется под воздействием ряда факторов. Высокий уровень проявления агрессивного поведения подростков объясняется тем, что подростковый возраст относится к особому кризисному периоду, связанному с интенсивным психофизиологическим развитием, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, повышенной уязвимостью, особой чувствительностью к воздействиям среды и социально-психологическим стрессам. В подростковом возрасте степень агрессивности подростков может увеличиться за счет возрастных особенностей биологического и психологического характера [7, с. 105].
• На биологическом уровне у подростка происходит половое созревание (он становится неуравновешенным, обидчивым, раздражительным), физические непропорциональные изменения тела вызывают у подростка переживания, могут рождать комплексы.
1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Владос, 2000. – 512 с.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 120 с.
3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
4. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский М // Избр. главы : в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – 432 с.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и Мотивы : учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 298 с.
6. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения : дис… канд. псих. наук : 19.00.07 / П. А. Ковалев. – СПб., 1996. – 132 с.
7. Ковалева, А. И. Социология молодежи: теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков – М.: Социум, 1999. . – 184 с.
8. Леонгард, К. Акцентуированные личности: учеб. пособие / К. Леонгард. – Ростов н\Д.: Феникс, 2000. – 228 с.
9. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм : учеб. пособие / Ю. Б. Можгинский. – СПб. : Лань, 1999. – 154 с.
10. Пашукова, Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / Т. И. Пашукова. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 128 с.
11. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – СПб.: Питер, 2000. – 228 с.
12. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ, 2001. – 402 с.
13. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 3-18.
14. Реан А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. – № 3. – С. 6-7.
15. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк – М.: Речь, 2003. – 96 с.
16. Томас, Е. М. Безобидные люди / Е. М. Томас. – СПб.: Питер, 1998. – 112 с.
17. Таут, М. М. Психологическое сопровождение воспитательной работы / М. М. Таут. Повышение качества профессионального образования и опыт внедрения государственных образовательных стандартов. – СПб.: Питер, 2004. – 331 с.
18. Фельдштейн, Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса / Д. И. Фельдштейн // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: в 2 т. / Психологический ин-т. РАО ; сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М., 1999. – Т. 2. – С. 250-253.
19. Фельдштейн, Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1983. – №1. – С. 6 – 8 .
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты