Миграционные процессы и миграционная политика Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Миграционные процессы и миграционная политика Республики Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Миграционные процессы и миграционная политика Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
1 Особенности современных миграционных процессов
1.1 Понятие миграции населения и виды миграции населения на современном этапе
1.2 Влияние миграции на национальную экономику
1.3 Правовая основа миграционных процессов и миграционной политики в Республике Беларусь
2 Миграционные процессы в Республике Беларусь, их динамика
2.1 Современные процесса управления миграционной политики в Республике Беларусь
2.2 Динамика миграционных процессов Республики Беларусь
3 Проблемы реализации миграционной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.
С точки зрения развития человечества миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран [18, с.28].
В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.
В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.
Миграционные процессы серьезно влияют на этнический состав населения принимающих стран. Темпы прироста пришлого населения в ряде европейских стран втрое превышают аналогичные показатели коренного населения. Возникает угроза прямого этнического замещения. Мигранты из стран «третьего мира» создают копии родного мира в западных государствах, замыкаются в собственной этнической и религиозной среде [19, с.20]. Политика мультикультурализма, которая проводилась в западных странах, провалилась. Поэтому ряд ученых, политиков выступает за жесткую модель «плавильного котла» и за принятие мер по повышению рождаемости среди коренного населения. В последние года на национальных выборах в европейских странах все больше голосов получают правые силы, выступающие за ужесточение политики иммиграции. Последствия массовых миграций вызывают серьезную озабоченность населения и политиков развитых стран, куда устремляются потоки иммигрантов. Ни одно государство не заинтересовано в умножении этнокультурных различий.
1 Особенности современных миграционных процессов
1.1 Понятие миграции населения и виды миграции населения на современном этапе
Миграция населения (от лат. migratio – переселение), перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более, или менее длительное время. Термин «миграция населения» синонимичен термину «механическое движение населения».
Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Из-за неодинаковости масштабов и интенсивности различают немедленное и долговременное воздействие миграции на состав (по полу и возрасту и др.) и динамику населения в местах выхода и вселения мигрантов [15, с. 252]. Один из основных критериев идентификации миграции населения – пересечение административных границ территорий. На этой основе выделяют, прежде всего, внешнюю миграцию и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция (от лат. emigro – выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства.
Иммиграция (от лат. immigro – вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства [20, с. 187].
Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную [8, с. 156].
К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения. Различают миграцию сельского населения (перемещение населения на постоянное место жительства из сельской местности в города и из одних сельских населенных пунктов в другие) и миграцию городского населения. Решающее значение имеет миграция населения «село-город», но с развитием урбанизации повышается роль миграции населения «город-город». Выделяют миграцию населения в пределах крупных территориальных единиц и между ними. Но этому признаку миграции делятся на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.
2 Миграционные процессы в Республике Беларусь, их динамика
2.1 Современные процесса управления миграционной политики в Республике Беларусь
Важнейшим шагом в управлении безопасной, упорядоченной и регулярной миграцией является создание рабочей группы и разработка Концепции миграционной политики Республики Беларусь на 2020-2025 годы с утверждением в последующем соответствующего плана мероприятий.
В Беларуси постоянно совершенствуется методика и технологии сбора данных по миграции населения на национальном уровне. В переписной лист национальной переписи населения, проведенной в 2020 г., были включены дополнительные вопросы, касающиеся миграции (о стране рождения, стране рождения родителей, стране гражданства, стране проживания до проведения переписи, дате последнего въезда и причине миграции).
Национальным статистическим комитетом регулярно проводится обследование домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения. Согласно данным, в первом квартале 2020 г. за пределами страны сроком до 1 года трудились 86,8 тысячи белорусов.
В 2020 году Беларусь в третий раз приняла участие в очередном раунде много индикаторного кластерного обследования для оценки положения детей и женщин (МИКС 6). В программу обследования впервые были включены отдельные вопросы для изучения миграции респондентов (женщин 15-49 лет, мужчин 15-59 лет): о смене места проживания с указанием региона (страны) и типа населенного пункта, из которого переехал респондент, времени, прошедшего с момента переезда.
Создана и запущена Национальная платформа представления отчетности по ЦУР. Платформа обеспечивает сбор, обобщение и распространение актуальной информации о текущей ситуации по достижению ЦУР в стране. Платформа осуществляет сбор данных и информации по 17 ЦУР, в т.ч. 5 индикаторов относятся к миграционной сфере.
Создана и успешно функционирует автоматизированная информационная система «Гражданство и миграция». Информационный ресурс постоянно совершенствуется с целью обеспечения наиболее точного учета миграционных данных и их анализа.
Одно из последних улучшений касается увеличения охвата данных об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность в Беларуси. В аналитические материалы включаются сведения иностранных государств о работающих на их территориях гражданах Беларуси. Для улучшения взаимодействия и системности данных информация направляется в Национальный статистический комитет.
3 Проблемы реализации миграционной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
Миграционные потоки оказывают существенное воздействие на национальные экономики стран, участвующих в этих процессах. В странах иммиграции использование иностранной рабочей силы может означать обеспечение рабочей силой ряда отраслей. Например, во Франции эмигранты составляют 25% строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. Ими создается значительная часть ВВП. Они стимулируют рост совокупного спроса и предложения. Принимающая страна может иметь экономию затрат на образование и социальные пенсии. Иммигранты являются также своеобразным амортизатором в случае экономического кризиса и безработицы. В определенной степени иммигранты решают для страны и проблемы пенсионных выплат в условиях неблагоприятной демографической ситуации (высокой доли пожилых людей). Присутствие иностранной рабочей силы позволяет снижать заработную плату, что выгодно предпринимателям. Наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные. В стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличиться преступность, наблюдаться перенаселенность, могут вырасти расходы государства.
Страны-доноры тоже получают выгоды от оттока рабочей силы. Снижается безработица, растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку, увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы. В ряде случаев они могут превышать выручку от экспорта товаров, например, в Пакистане — в 5 раз, в Йемене – в 30 раз. Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане – 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, которую они перевели в страну.
Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников: рабочих высокой квалификации, инженерно-технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов» превышает объем помощи, оказываемой этой страной развивающимся странам. В Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза. По западным оценкам, сделанным, как правило, по методике ООН (вычет из совокупного общественного продукта страны прямых и косвенных расходов на подготовку выезжающих кадров и упущенной выгоды от деятельности эмигрантов в этой стране), потенциальный суммарный «чистый» ущерб от эмиграции высококвалифицированных кадров в трудоспособном возрасте из бывшего СССР оценивается в 60-75 млн. долларов ежегодно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Миграция, а также ее последствия – очень деликатная проблема, она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов. Поэтому вопросы миграционной политики, интенсивный рост миграционных потоков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации.
В конце XX и начале XXI столетий проблемы гуманного управления возросшими миграционными потоками приобретают особую актуальность и становятся объектом пристального внимания международного сообщества. В настоящее время практически все страны мира вовлечены в активные миграционные процессы. Миллионы людей ежегодно пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций.
Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.
Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.
Беларусь проводит многовекторную миграционную политику, что обусловлено внутренними социально-экономическими и политическими факторами, историческими, культурными и экономическими связями в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза, миграционными политиками соседей государств-членов Европейского союза.
Актуальным вопросом на современном этапе развития миграционного законодательства является принятие нормативных правовых актов на концептуальном уровне для определения национальных приоритетов в сфере миграции. Таким актом может быть Концепция иммиграционной политики Республики Беларусь. Данная концепция должна определять цели, задачи, принципы и основные направления национальной миграционной политики с учетом национального и международного опыта управления миграцией, перспектив экономического, социального и демографического развития Республики Беларусь, ее внешней политики, интеграционных процессов и глобальных тенденций.
1. Артюхин, М.И., Пушкевич С.А. Основные проблемы миграции населения Республики Беларусь: социологический анализ / М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич // Социологический альманах, 2017 – №6. – С. 126-141.
2. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 249 с.
3. Бондарь, М.А. Международная интеллектуальная миграция: теория, методология исследования и особенности регулирования / М.А. Бондарь // Белорусский экономический журнал, 2018. – №1. – С. 88-102.
4. В 2020 году на заработки за границу выехало 4 723 жителя Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://1prof.by/news/v-strane/v-2020-godu-na-zarabotki-za-granicu-vyehalo-4-723-zhitelya-belarusi/
5. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 294 с.
6. Глушакова В.Г. Иммиграционная политика в экономически развитых странах. /В.Г. Глушакова, О.Б. Хорева//География мирового развития. – 2019. – №3. – С. 244-255.
7. Евелькин, Г.М. Миграция населения Республики Беларусь/ Г.М. Евелькин// – Минск: Белорус. наука, 2018 – 182 с.
8. Западнюк, Е.А. Трудовая миграция и ее регулирование: монография/Е.А. Западнюк – Гомель: ЦИИР, 2018. – 205 с.
9. Колесник, А.С. Влияние трудовой миграции на национальные рынки труда / А. С. Колесник// Экономика и менеджмент: проблемы и перспективы развития. – 2018. – № 7. – С. 56-60.
10. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. В. Корнейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 385 с.
11. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 294 с.
12. Максимова В. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 171 с.
13. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Практикум: учебное пособие для магистратуры / Н. М. Розанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 496 с.
14. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 283 с.
15. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 382 с.
16. Серегина С. Ф. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 184 с.
17. Телятицкая, Т.В. Пути повышения эффективности государственного управления в сфере миграции. 2021. – С. 74-78.
18. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе /Евразийская экономическая комиссия. – М.: Алиев С.Б.,2017. – 118 с.
19. Черняк, А.В., Миграционная политика: понятие и ее сущность// Современные научные исследования и инновации, 2015. – №6. – С.18-29.
20. Шкваря, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: учеб. пособие / Л.В. Шкваря. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 315 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты