Принципы и виды правотворчества
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Принципы и виды правотворчества»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Принципы и виды правотворчества
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
1.1 Понятие и основные принципы правотворчества
1.2 Виды правотворчества
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА
2.1 Субъекты правотворчества
2.2 Формы и стадии правотворчества
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВА
3.1 Законотворчество как составная часть правотворчества
3.2 Правотворчество и его связь с нормотворчеством
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы государство надлежащим образом хорошо функционировало необходима хорошо разработанная правовая основа. Законодательная система должна быть простая, хорошо сконструированная, доступна для понимания и регламентирующая различные отрасли, именно такое законодательство будет являться гарантом хорошего современного государства.
У каждой страны своя нормативно-правовая база, нельзя найти абсолютно одинокого права у двух стран. На этот фактор влияют устоявшиеся традиции определённых народов, свои ценности, культурные, политические аспекты, также зависит и местоположение страны, духовные ценности. Право определенной странны отражает его суверенитет, культуру и ценности.
Чем лучше и эффективнее разработано право государства, тем выше и комфортнее уровень жизни в стране, а также авторитет на мировом уровне.
В Республике Беларусь со времени провозглашения суверенитета собственного было кардинального и качественно изменено правотворчество. Для того, чтобы построить качественную собственную систему необходимо было поработать над большим объёмом вопросов и сфер.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена совокупностью теоретических и практических факторов, определяющих особое место и значение законотворчества в правовой системе общества. Эффективное правовое регулирование общественных отношений не может быть обеспечено в условиях отсутствия стройной, непротиворечивой системы норм, выраженных в официальных источниках, поэтому теоретико-правовые проблемы, связанные с осуществлением законотворческой деятельности, неизменно попадают в поле зрения ученых.
Современная общетеоретическая юриспруденция находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения теоретических и прикладных направлений юридического знания. В этой связи особое значение приобретает исследование технологий законотворческой процедуры, а также возникающих в связи с ее осуществлением правоотношений.
Таким образом, целью данной курсовой работы является комплексный анализ правотворчества и его роли в формировании права.
ГЛАВА 1 ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
1.1 Понятие и основные принципы правотворчества
Вопросам правотворчества в юридической науке уделялось большое внимание со стороны ученых и исследователей. В то же время некоторые аспекты рассматриваемых общественных отношений так и остаются дискуссионными. В частности, одним из таких вопросов является дефиниция понятия «правотворчество».
Стоит отметить, что в 80-е гг. XX в. правотворчество рассматривалось как вид вненаучного знания. В подтверждение сказанного можно указать на подход В. М. Баранова, который сделал вывод о том, что: «знание, помещаемое в норму права, хотя и основывается на правовой науке, но возникает как ее побочный продукт и этим отличается от чисто научного. Правовые нормы представляют собой вид вненаучного знания, поскольку правотворческие органы целенаправленно познают реальность, но задача познания не стоит пред ними в качестве самостоятельной» [1, с. 194].
Такой подход поддерживает и В. М. Сырых, который говорит о том, что имеются основания рассматривать правотворчество как разновидность проектной работы, как вид социальной инженерии с определенной спецификой [2, с. 61].
Бесспорно, правотворчество – это сложный процесс, в котором имеются как рациональное, так и иррациональное основание. На это абсолютно обоснованно указал В. И. Савин [3, с. 8].
Представляет интерес и подход Пугачева В. П. и Соловьева А. И., которые говорят о том, что сущность правотворчества на практике проявляется в рационально организованном взаимодействии структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих (субъектов правотворчества) [4, с. 393]. При всем этом, безусловно, главным должна остаться цель творческой активности субъекта – стремление к тому, чтобы нормативно-правовые установления максимально полно соответствовали объективным закономерностям. А уже для достижения этой цели, на наш взгляд, разумно применение в сочетании как научного, так и практического познания. Само собой разумеется, «неполное соответствие проектируемых или действующих норм права существующим научным знаниям означает, что такие нормы будут действовать недостаточно эффективно либо вовсе бездействовать» [5, с. 33].
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА
2.1 Субъекты правотворчества
В каждом государстве круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, определяется на конституционном и законодательном уровнях. Этот перечень имеет достаточно жесткий ограничительный характер. В противном случае работа национальных парламентов была бы практически парализована и носила хаотический характер от большого количества желающих поучаствовать в этом процессе [7, с. 65].
В Республике Беларусь субъектами правотворчества могут быть:
− государственные органы (должностные лица),
− негосударственные организации (к примеру, профсоюзы),
− народ,
− международные организации.
К государственным органам и должностным лицам, которые имеют право заниматься правотворчеством можно отнести:
− Президента Республики Беларусь;
− Палату Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;
− Совет Министров Республики Беларусь;
− Министерства;
− государственные комитеты;
− Национальный банк;
− Национальная академия наук Беларуси;
− местные Советы депутатов;
− исполнительные и распорядительные органы;
− другие органы государственного управления.
Касательно должностного лица, то в законодательных актах Республики Беларусь его универсальное определение не имеется, тем не менее, мы можем ссылаться на Уголовный кодекс Республики Беларусь, в котором присутствует развернутое определение [8, с. 125].
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСВТА
3.1 Законотворчество как составная часть правотворчества
Неотъемлемой частью правотворчества выступает процесс законотворчества. Этим понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые считаются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.
Законотворчество выступает исключительной монополией представительных высших органов государства либо народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях. Законотворчество – это важная составная часть правотворчества, заканчивающаяся принятием законов. Результат правотворчества – все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и прочее. Они появляются на свет вследствие сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов [29, c. 46].
С иной стороны, законотворчество представляет собой частный случай правового нормотворчества, которое также может носить и подзаконный характер (в этом случае его разновидностью будет подзаконное нормотворчество как процесс создания, изменения или отмены подзаконных нормативно-правовых актов, таких как нормативные приказы или постановления, рассчитанные на неопределенный круг лиц и многократное применение). Законотворчество в строгом смысле выступает процессом принятия законов как нормативно-правовых актов особой значимости, внесения в них изменений либо их отмены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.
Становление и эволюционирование правовой системы представляет собой длительный процесс, который происходит поступательно, главным образом, через создание нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт является завершающим звеном и непосредственным результатом правотворческой деятельности.
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых в правовую систему встраиваются новые элементы, т.е. принимаются (издаются) нормативные правовые акты.
При этом в юридической науке в широком смысле правотворческий процесс понимается в том числе и как организационные действия, которые предваряют работу над созданием нормативного правового акта. В узком же смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными государственными органами.
Правотворческий процесс основывается на таких принципах, как демократизм и гласность, значение которых состоит в том, что большая роль в разработке и официальном утверждении, принятии нормативного акта отводится привлечению граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении. Кроме того, высшим проявлением демократизма является референдум, а также привлечение к правотворческой деятельности средств массовой информации.
1. Баранов, В. М. Истинность норм советского права. / В. М. Баранов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – 400 с.
2. Сырых, В. М. Законотворчество как вид социального проектирования / В. М. Сырых // Журнал российского права. – 1997. – № 3. – С. 61 – 65.
3. Савин, В. И. Правотворчество субъектов Российской Федерации в условиях становления системы органов государственной власти и местного самоуправления регионов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Р. Х. Макуева. – Орел: Ридео, 1997. – 286 с.
4. Правотворческий процесс : учеб. –метод. комплекс для студентов юридических специальностей / А. Н. Пугачев. – Новополоцк : ПГУ, 2010. – 388 с.
5. Научные основы советского правотворчества / Отв. ред. д.ю.н., проф. Р. О. Халфина. М.: Акад. наук СССР, 1981. – 682 с.
6. Алексеев, С.С. Теория права / С. С.Алексеев. – 2-е изд. – М.: Бек, 1995. – 311 с.
7. Кузнеченкова, В. Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий / В. Е. Кузнеченкова // Журн. рос. права. – 2005. – № 1. – С. 103 – 109.
8. Кондратьев, В. П. Теоретико-правовые проблемы законотворческого процесса в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / В. П. Кондратьев. – М., 2006. – 32 с.
9. Борисов, А. С. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А. С. Борисов. – М., 1999. – 26 с.
10. Баринов, Д. А. Правотворчество органов местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Д. А. Баринов. – Хабаровск, 2000. – 31 с.
11. Бессонов, А. А. Процессуальные нормы российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А. А. Бессонов. – Саратов, 2001. – 30 с.
12. Теория государства и права: Учебник / А. С. Пиголкин [и др.]; под ред. А. С. Пиголкина. – М.: Юрайт, 2005. – 624 с.
13. Попов, О. В. Понятие и виды правотворчества / О. В. Попов // Вестник Волжского ун-та. – 1999. –№ 7. – С. 39 – 44.
14. Мазуренко, А. П. Правотворческая политика: понятие и соотношение со смежными юридическими категориями / А. П. Мазуренко // Государство и право. – 2010. – № 4. – С. 15-21.
15. Черданцев А. Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 375 с.
16. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2012. – 547 с.
17. Борисов, А. С. К вопросу о понятии правотворчества / А. С. Борисов // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. – №3. – С. 30 – 35.
18. Дробязко, С. Г. Правообразование, правотворчество, правоустановление, их субъекты и принципы / С. Г. Дробязко // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 14. / Редкол.: В. Н. Бибило (отв. ред.) и др. – Мн.: БГУ, 2003. – 329 с.
19. Сиотокова, М. В. Основные принципы российского правотворчества / М.В. Сиотокова // Государство и право в XXI веке. – 2014. – №1. – С. 11– 14.
20. Матузов, Н. И. Теория государства и права. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
21. Синюков, С. В. Механизм правотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С. В. Синюков. – Саратов, 2013. – 32 с.
22. Дербина, А. В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А. В. Дербина. – Самара, 2011. – 29 с.
23. Каминская, Е. А. Муниципальное правотворчество в механизме правообразования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Е. А. Каминская. – Белгород, 2013. – 31 с.
24. Сотникова, И. Е. Политический плюрализм и правотворчество в современном российском государстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / И. Е. Сотникова. – Казань, 2010. – 28 с.
25. Липень, С. В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала XX в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.В. Липень. – М., 2013. – 33 с.
26. Махотин, А. Н. Законотворчество как динамическая форма права / А. Н. Махотин // Юридическая техника. – 2015. – №9. – С.458 – 462.
27. Керимов, Д. А. Законотворчество / Д. А. Керимов // Право и образование. – 2001. – № 3. – С. 67-72
28. Сапун, В. А. Правотворчество и законотворчество: стратегия и тактика формирования права и закона / В. А. Сапун, В. А. Я. В. Турбова // Юридическая техника. – 2015. – №9. – С.679 – 682.
29. Давыдова, М. Л. Теоретические и методологические проблемы понятия и состава юридической техники: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. / М. Л. Давыдова. – Волгоград, 2010. – 61 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты