Инфляция и антиинфляционная политика государства
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инфляция и антиинфляционная политика государства»
по дисциплине: «Денежное обращение и кредит»
2021
45.00 BYN
Инфляция и антиинфляционная политика государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Денежное обращение и кредит
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции
1.1 Экономическая сущность инфляции, основные причины и предпосылки ее развития
1.2 Характеристика форм и видов инфляции
1.3 Экономические и социальные последствия инфляции
2 Оценка антиинфляционной политики в Республике Беларусь и направления ее совершенствования
2.1 Понятие, цели и основные методы антиинфляционной политики
2.2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
2.3 Анализ методов и направлений антиинфляционного регулирования в Беларуси
2.4 Направления совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и мировой экономики. Инфляция влияет на многие аспекты экономической и социальной жизни. Под воздействием инфляции происходит нарушение экономических механизмов, нарастает неуверенность в обществе. В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Инфляция также порождает серьезные искажения и снижает эффективность инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль рыночных индикаторов.
Инфляция особенно опасна для стран с переходной экономикой. В процессе перехода от жестко фиксированных цен, которые устанавливались административным способом, к их либерализации, то есть возможности продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, возникает опасность резкого роста цен. Данный процесс наблюдался и в экономике Республики Беларусь. Таким образом, необходимым условием успешного преодоления высокой инфляции является осуществление правильного антиинфляционного регулирования.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. В каждой системе существуют свои методы антиинфляционной политики, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Чтобы выработать действенную программу антиинфляционных мероприятий, нужна четкая теоретическая конструкция, раскрывающая сущность и содержание современной инфляции. Роль антиинфляционной политики Республики Беларусь заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Вышесказанное обусловливает актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – провести анализ инфляционных процессов и антиинфляционной политики Республики Беларусь и предложить направления по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность инфляции, основные причины и предпосылки ее развития;
- рассмотреть характеристику форм и видов инфляции;
- изучить экономические и социальные последствия инфляции;
- изучить понятие, цели и основные методы антиинфляционной политики;
- изучить особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь;
- проанализировать методы и направления антиинфляционного регулирования в Беларуси;
- привести направления совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Экономическая сущность инфляции, основные причины и предпосылки ее развития
Наиболее распространенным традиционным определением инфляции является следующее: инфляция – это переполнение каналов обращения с суммой денег, которая превышает потребности в торговле, что приводит к обесценению денежной единицы и, следовательно, росту цен на сырьевые товары [2, с. 280].
Однако это определение инфляции не может считаться полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарной продукции, не только сводится к чисто денежному явлению. Это сложный социально-экономический феномен, вызванный дисбалансом в воспроизводстве в различных областях рыночной экономики.
Л.Е. Басовский считает, что инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся соответствующим снижением покупательной способности денег (обесценивание денег) и приводит к перераспределению национального дохода [4, с. 48].
По словам М. Л. Альпидовской, инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, вызванное ростом цен, нехваткой товаров и снижением качества товаров и услуг. Это приводит к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством, населением и бизнес-единицами [1, с.153].
В. В. Золотарчук отмечает, что инфляция присуща всем моделям экономического развития, где государственные доходы и расходы не сбалансированы, а способность центрального банка проводить независимую денежно-кредитную политику ограничена [11, с. 101].
Р. М. Гусейнов считает, что инфляция (от латин. inflatio ‒ вздутие) − переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы, или долговременный процесс снижения покупательной способности денег [9, с. 201].
Необходимо отметить, что современная инфляция является, как правило, результатом действия множества факторов, степень влияния которых существенно меняется в зависимости от конкретных экономических условий, поэтому обычно одновременно развиваются сразу несколько видов инфляции, образуя во взаимодействии полномасштабный инфляционный процесс.
Однако не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно приводит к инфляции. Изменение цен может быть вызвано улучшением условий внешней торговли, качества продуктов, другими факторами.
Причины инфляции разнообразны. Можно определить внутренние и внешние факторы инфляции [17, c. 75]
2 ОЦЕНКА АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Понятие, цели и основные методы антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции,
- снижение темпов инфляции,
- стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. [12, c. 3].
Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.
Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям. В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе. Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
Для борьбы с инфляцией существуют меры и способы. В первую очередь это антиинфляционная политика, и государство несёт ответственность за её проведение. В Республике Беларусь главными факторами инфляции являются динамика средневзвешенного валютного курса белорусского рубля к американскому доллару, инфляционная инерция, и динамика денежной массы.
В Республике Беларусь как вполне закономерное явление в современных условиях выступает инфляция. В Республике Беларусь актуально стоят проблемы структурных диспропорций, значительного числа убыточных предприятий с слабой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- и энергоёмкостью выпускаемой продукции; сложного финансового положения.
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Для реализации антиинфляционной политики используются методы, позволяющие резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса или способствующие резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики различают три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика; политика доходов; политика валютного курса.
На протяжении анализируемого периода видно, что инфляция колеблется от низких до высоких значений. К 2020 году она составила 7,4 %, при этом она продолжает расти. При этом растет и уровень инфляционных ожиданий. Так, в июне 2021 года он составил 14,6 %. Рост инфляции на данный момент, главным образом, обусловлен негативным влиянием пандемии, ростом цен на продовольственные товары, а также сложившейся неблагоприятной политической обстановкой.
1 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 409 с.
2 Антиинфляционная программа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800658&p1=1.
3 Басовская, Е.Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
4 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
5 Безбородова, А.В. Оценка трендовой инфляции для Беларуси: монетарный подход / А. В. Безбородова // Белорусский экономический журнал. - 2015. — № 4. — С. 58—71.
6 Божечкова, А. К. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономическое развитие. – 2016. - № 5. – С. 74-76.
7 Бокова, С. Ю. Анализ факторов роста инфляции / С.Ю. Бокова, Н.В. Новикова // Новая экономика. - 2017. – № 1. – С. 64–70.
8 Бусоедов, И. А. Теоретические аспекты воздействия инфляции на экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 6. – С. 45-52.
9 Ванаева, О. Е. Роль инфляции в системе мировых финансов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 66-71.
10 Зинкевич, А. Ю., Жуковская, А. С. Исторический процесс становления денежной системы Республики Беларусь / А. Ю. Зинкевич, А. С. Жуковская //Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого в современность. – 2018. – С. 180-182.
11 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
12 Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. - №1. – С. 1-6.
13 Косов, Н. С. Макроэкономика: учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
14 Крук, Д. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Д. Крук // Банковский вестник. – № 3 (680). – 2020. – с. 42-46.
15 Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – № 3 (680). – 2020. – с. 47-53.
16 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
17 Нуреев, Р. М. Макроэкономика: практикум / под ред. Р. М. Нуреева. - Москва: Юр. Норма: ИНФРА-М, 2020. - 400 с.
18 О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/file/25502/nfi.pdf.
19 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
20 Харитончик, А. И., Дмитриев, Д. А. Исследование трансмиссионного механизма монетарной политики в Республике Беларусь / А. И. Харитончик, Д. А. Дмириев // Банковский вестник. – 2018. – №. 13. – С. 2-40.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты