Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь за 2011-2017 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь за 2015-2019 гг.
Поделиться
Введение
1 Инновации в системе факторов экономического роста
1.1 Понятие, типы, факторы экономического роста
1.2 Влияние инноваций на темпы и качество экономического роста
2 Инновационная политика государства: необходимость, цели и механизм реализации
2.1 Понятие, необходимость и цели политики государства в инновационной сфере
2.2 Инструменты инновационной политики и зарубежный опыт их использования
3 Особенности и пути совершенствование инновационной политики в Республике Беларусь
3.1 Направления и эффективность инновационной политики в Беларуси
3.2 Пути совершенствования политики белорусского государства в инновационной сфере
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Реализация инновационной деятельности в Республике Беларусь служит в настоящее время основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационной деятельности в стране позволит ей принимать активное участие в мировой конкуренции. Для современной Республики Беларусь путь инновационного развития является основополагающим для дальнейшего стратегического развития. Вклад инновационной продукции в развитие страны, в том числе экспортного потенциала, осознается на государственном уровне: приняты ряд соответствующих правовых актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно–технической деятельности, приняты определенные меры по улучшению инновационной политики страны.
Усиление инновационной деятельности Республики Беларусь на современном этапе является результатом непрерывного развития страны, в процессе которого созданы определенные политические, идеологические, социально–экономические, научно–технологические и другие предпосылки для эффективного вхождения Беларуси в мировую экономику, в число высокоразвитых стран, нацеленных на построение постиндустриального информационного общества с экономикой, основанной на знаниях.
Инновационное развитие национальной экономики в качестве государственного приоритета включено в стратегические и тактические документы правительства: «Национальную стратегию устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.», «Основные направления социально–экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.» и другие.
Учитывая все вышесказанное, можно считать тему «Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь» актуальной и своевременной.
Цель исследования: рассмотреть особенности инновационного развития Республики Беларусь, оценить состояние инноваций на данный момент и дальнейшие перспективы их развития, т. к. для Республики Беларусь, как страны с малой открытой экономикой, деятельность по разработке и внедрению инноваций имеет стратегическое значение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
‒ изучить значение и сущность инноваций в системе факторов экономического роста;
‒ изучить инновационную политику государства, а также зарубежный опыт;
‒ проанализировать особенности и эффективность инновационной политики в Республике Беларусь;
‒ наметить пути совершенствования политики белорусского государства в инновационной сфере.
Объект исследования – инновационная политика Республики Беларусь и зарубежных стран.
Предмет исследования – инструменты инновационной политики в системе факторов экономического роста.
В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: обзор научной и учебной литературы по исследуемой теме; статистические методы обработки данных (приемы расчета относительных, средних величин); графический метод и др.
Методологической основой курсовой работы являются учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.С. Носова, Л.С. Боровик, Н.И. Богдан и другие.
При написании аналитической части курсовой работы использованы данные Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2014–2019 гг.
Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
1 Инновации в системе факторов экономического роста
1.1 Понятие, типы, факторы экономического роста
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Анализ экономического роста имеет особое значение в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост и есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, повышение экономического благосостояния и жизненного уровня населения.
Под экономическим ростом принято понимать увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Экономический рост измеряется темпами роста этих показателей за определенный период времени, как правило, за год [3, с. 68].
Цели экономического роста:
‒ увеличение предложения товаров и услуг производственного и непроизводственного (личного) назначения, что означает насыщение внутреннего рынка, увеличение экспорта, расширение ассортимента, снижение цен;
‒ увеличение доходов населения, что повышает совокупный спрос на товары и услуги непроизводственного назначения, который, в свою очередь, стимулирует развитие предприятий и отраслей, работающих на население (легкая, пищевая отрасли, сельское хозяйство и т.п.);
‒ увеличение доходов хозяйствующих субъектов, что означает повышение совокупного спроса на товары и услуги производственного назначения, что, в свою очередь, стимулирует развитие соответствующих производств [16, с. 139].
Таким образом, конечная цель экономического роста – увеличение потребления, что обеспечивает достойную жизнь населению и динамику экономике.
В истории национальных экономик выделилось два основных типа экономического роста:
1. Экстенсивный – увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования все большего (возрастающего) количества факторов производства: работников, земли, сырья, капитала, оборудования и т.д.
Данный тип экономического роста оправдан при освоении территорий, восстановлении экономики (например, Западная Европа в послевоенные годы), при создании новых отраслей и т.п. В длительном периоде экстенсивный тип экономического роста приводит к тому, что национальная экономика приобретает затратный, неэффективный характер, так как ресурсы страны не безграничны и рано или поздно их станет не хватать для постоянного строительства новых предприятий.
2 Инновационная политика государства: необходимость, цели и механизм реализации
2.1 Понятие, необходимость и цели политики государства в инновационной сфере
Государственная инновационная политика – составная часть социально–экономической государственной политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно–конструкторских работ либо иных научно–технических достижений.
Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения оборонной, технологической и экологической безопасности страны [5, с. 66].
Основными целями государственной инновационной политики являются:
– создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно–технических результатов, решения задач социально–экономического развития;
– развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно–технического потенциала, формирование его структуры;
– увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности;
– укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.
Для достижения поставленных целей государство должно решать следующие задачи инновационной политики:
– определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;
– обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике;
– создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
– осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности;
– обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово–кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;
– обеспечение эффективного использования научно– технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности.
3 Особенности и пути совершенствование инновационной политики в Республике Беларусь
3.1 Направления и эффективность инновационной политики в Беларуси
Содержания и направления инновационной политики Республики Беларусь определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно–экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.
Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Отрасли третьей группы включают в себя неконкурентоспособные отрасли.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно–технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Основы законодательства об инновационной деятельности определяет Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425–З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Ведущими нормативными правовыми актами в области инновационной деятельности являются [1, с. 85-88]:
1) Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 г. № 2105–XII «Об основах государственной научно–технической политики»;
2) Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2009 г. №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
3) Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 г. №441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно–технической и инновационной деятельности»;
4) Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 г. №202 «Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно–исследовательской и инновационной деятельности»;
5) Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. № 1;
6) Положение о порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2006 г. № 1329;
7) Положение о порядке организации и проведения государственной научно–технической экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 г. № 1411;
8) Положение о порядке формирования перечня инновационных товаров, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2012 N 995;
9) Инструкция о порядке проведения инновационно–технологического мониторинга и создания комиссий по его проведению, утвержденная постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 23.01.2013 г. № 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная деятельность – это деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Инновационная деятельность включает: выявление проблем субъектов инновационного процесса; осуществление инновационного процесса; организацию инновационной деятельности. Главная предпосылка инновационной деятельности субъектов инновационного процесса состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности субъектов хозяйствования.
Влияние инновационного сектора на экономический рост, важность инновационного сектора национальной экономики определяется:
– связью инноваций с формированием новых товарных рынков и более рациональным использованием ресурсов;
– взаимосвязью наукоемких высокотехнологичных отраслей с секторами промышленности, сельского хозяйства, услуг и крупными успехами на внешних (в т. ч. зарубежных) рынках;
– мультипликативным эффектом затрат на научные исследования в различных отраслях экономики. Другие отрасли промышленности и экономики в целом, «подстегиваемые» новыми технологиями и новыми конкурентами, производят более совершенные товары на базе передовых технологий, обуславливая более высокий уровень производительности труда, а также создание больших производственных возможностей и рабочих мест с более высоким уровнем оплаты труда.
Республика Беларусь занимала в рейтинге стран по уровню инноваций 2018–го год 86–й позиции, а в 2019 году – 72–е место. Это хороший показатель для Республики Беларусь в данном индексе за последние годы и в связи со сложившейся ситуацией на мировом рынке.
В зарубежных развитых странах достижения наивысших технологических стандартов развития производительных сил не только на конкретный момент времени, но и на перспективу с разными горизонтами исполнения, носят характер государственной политики. Следует указать, что существуют два основных варианта активизации и управления инновационной деятельностью. Это англо–американская модель и франко–японская. Их принципиальное отличие состоит в степени участия государства в выборе приоритетов развития и методов поддержки инноваций.
1 Акулова, М. Инновации и предпринимательская активность / М. Акулова // Банковский вестник. - 2020. -№3. - С. 85- 88.
2 Ачаповская, М. Цифровая экономика как драйвер инновационного развития / М. Ачаповская // Банковский вестник. - 2019. - С.52-57.
3 Балдин, К.В. Инновации. Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К°, 2019. - 776 c.
4 Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
5 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 191 c.
6 Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. - 2017. - № 1. - С. 4-23.
7 Богдан, Н. И. Национальная инновационная система Беларуси в системе европейских индикаторов инноваций / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. - 2019. - № 3. - С. 4 -17.
8 Боровик, Л. С. Новая модель качественного роста экономики: концептуальные подходы и драйверы развития / Л. С Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2020. - №4. - С. 4 - 13.
9 Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 198 c.
10 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31700031.
11 Деревяго, И. П. Проблемы формирования эффективной политики экономического роста в Республике Беларусь / И. П. Деревяго // Белорусский экономический журнал. - 2019. - №2. - С. 25 - 37.
12 Ерошкин, А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт / А. Ерошкин // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 10. - С. 21-29.
13 Киселева, Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
14 Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2018. - 350 c.
15 Рейтинг стран мира по ВВП на душу населения 2019 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2019-goda.html.
16 Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 665 c.
17 Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. - 2017. - № 4. - С. 53-58.
18 Статистический сборник «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/286/28661e488bc09e69ea4febfdab353c7c.pdf.
19 Шумилин, А. Г. Концептуальные основы комплексного прогнозирования научно- технического прогресса в Республике Беларусь на 2021-2025гг. и на период до 2040 г. / А. Г. Шумилин // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2018. - № 12. - С. 6-10.
20 Янковский, К. Организация инвестиционной и инновационной деятельности / К. Янковский, И. Мухарь. - М.: Питер, 2017. - 448 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь за 2011-2017 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь за 2015-2019 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты