Особенности проявления агрессивности у старшеклассников при разном уровне эмпатии: теоретический анализ
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности проявления агрессивности у старшеклассников при разном уровне эмпатии: теоретический анализ»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Особенности проявления агрессивности у старшеклассников при разном уровне эмпатии: теоретический анализ
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1 Понятие агрессивности в психологии
1.2 Понятие эмпатии в психологии
1.3 Проявление агрессивности у старшеклассников с разным уровнем эмпатии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема агрессивности личности является одной из самых актуальных, что обусловлено ростом насилия и агрессии в обществе.
Современные Интернет-технологии оставляют след на психике человека, в том числе являются причиной немотивированной агрессии. Наиболее интересно рассмотрение факторов и условий формирования агрессивности личности на примере подростков, поскольку именно их психика наиболее чувствительна к изменениям в окружающем пространстве.
Изучением проблемы агрессии и агрессивности занимались зарубежные исследователи – Бандура А., Берковиц Л., Бэрон Р., Лоренц К., Ричардсон Д. и отечественные исследователи – Асмолов А.Г., Борисова И.В., Егошкин Ю.В., Зимелева З.А., Ильин Е.П., Реан А.А., Сельченок К.В. и др., что свидетельствует об актуальности данной проблемы. Однако не полностью изучен вопрос проявления агрессивности подростков, имеющих разный уровень эмпатии.
Данное исследование поможет в работе с агрессивностью личности в психологической практике для профилактики и коррекции агрессивного поведения старшеклассников с учетом их уровня эмпатии.
Таким образом, тема исследования заключается в решении вопроса: существуют ли различия в агрессивности подростков с разным уровнем эмпатии.
Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивности у старшеклассников с разным уровнем эмпатии.
Объект исследования: агрессивность личности.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивности у подростков с разным уровнем эмпатии.
Гипотеза: у подростков с разным уровнем эмпатии агрессивность проявляется по-разному.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессии и агрессивности личности в психологической науке.
2. Рассмотреть понятие эмпатии в психологии.
3. Определить особенности проявления агрессивности у старшеклассников с разным уровнем эмпатии
Теоретическая база исследования: В основе теоретического исследования лежат работы зарубежных авторов, таких как Берковиц Л., Бреслав Г.М., Бэрон Р., Бютнер К., Ричардсон Д. Также работы отечественных авторов по теме исследования – Аверин В.А., Агронина Н.И., Асмолова А.Г., Ениколопов С.Н., Бисалиев Р.В., Виндекер О.С., Головей Л.А, Зубова Л.В., Лесгафт П.Ф., Маклаков А.Г., Можгинский Ю.Б., Немов Р.С., Окунева Н.В., Осницкий А.К., Реан А.А., Рыбалко Е.Ф., Ступницкий В.П., Шалонько Е.Б.
Методическая основа исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость: данная работа может внести вклад в изучение особенностей агрессивности личности с разным уровнем эмпатии.
Практическая значимость: исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы психологами для работы по профилактике и коррекции агрессивности личности.
ГЛАВА 1 ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1 Понятие агрессивности в психологии
В академическом исследовании агрессии можно условно выделить два основных аспекта. В первой части агрессию пытаются понять как ее основной смысл и качество, ее функции, типы и типы, а часто и причины по отдельности. С другой стороны, причины агрессии, причины ее возникновения изучаются, происхождение и причины агрессии, выясняется ее природа.
С эпистемологической точки зрения следует рассматривать понятие агрессии с критериями этой категории. Например, агрессию можно понимать как конкретную деятельность – действие, поведение, эффект [28, с. 62] Агрессию также можно определить как определенное психическое состояние [21, с. 169], личностные черты, личностные черты или отношение к людям [29, с. 6] Таким образом, разные исследователи различают разные аспекты тенденции агрессии, но в целом можно говорить о многоуровневости, многогранности, иными словами, о различии понятий агрессии в психологии.
В психологии агрессия рассматривается как концепция, имеющая как деструктивные, так и конструктивные эффекты. Агрессия, такая как угроза, оскорбление, вражда, ненависть, месть, жестокость, насилие, причинение вреда кому-либо или чему-то. Отрицательные виды человеческой агрессии. Кроме того, агрессия в гуманистической психологии часто ассоциируется с настойчивостью, уверенностью, спортивным гневом, решимостью, храбростью, неукротимостью, амбициями, религиозным гневом, доминирующим сопротивлением других, силой воли, самооценкой. Указывает, что достаточная агрессивность при определенных условиях и наличие личностных качеств могут быть конструктивным фактором развития личности [33, с. 55].
Особое значение необходимо уделить обозначению понятий агрессии и агрессивности. Некоторые авторы используют их как синонимы, однако мы придерживаемся мнения авторов, которые разделяют их, трактуя агрессивность как черту личности, а агрессию как конкретное агрессивное поведение человека.
Под агрессией понимаются определенные действия, сфокусированные на причинении морального или физического вреда другим существам. В то время как агрессивность является не просто свойством личности, которое реагирует агрессивно при определенных условиях, но это еще и естественное проявление его звериной сущности [4, c. 30].
1.2 Понятие эмпатии в психологии
В психолого-педагогических исследованиях вопрос определения эмпатии имеет ряд разногласий. В психологии понятие «эмпатия» появилось в работах Э. Титченера. Он называл эмпатию как внутреннюю активность, которая имеет результатом интуитивное понимание ситуации другого человека [25, с. 81].
В психологическом словаре эмпатия определяется как осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Это способность понимать чужие переживания и принимать их. Это направленность внимания, восприятия и мышления на состояния, проблемы, поведение другого человек. Эмпатия – это «способность занимать позицию другого» [25, с.82].
К. Роджерс определял эмпатию как «способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим» [27]. Выражение «эмпатия» не имеет ничего общего с какой-либо конкретной эмоцией. Это в равной степени относится к эмпатии для всех эмоциональных состояний.
Существует несколько видов эмпатии:
- Эмоциональная эмпатия: механизм проекции и подражания, основанный на двигательных и эмоциональных реакциях на другого человека.
- Когнитивная эмпатия: основана на интеллектуальных процессах, таких как сравнение и аналогия.
- Предсказательная эмпатия: проявляется в способности одного человека предсказать эмоциональную реакцию другого человека в данной ситуации.
- Поведенческая эмпатия: проявляется в готовности человека устанавливать определенные типы отношений с другими людьми, используя различные виды взаимодействия для облегчения страданий другого человека.
Поведенческая эмпатия также характеризуется проявлением тепла, дружелюбия, поддержки. Сюда можно отнести оказание помощи, содействующее поведение в ответ на переживание другого [13, с. 14].
Как зарубежные, так и отечественные исследователи выделяют в эмпатии следующие компоненты:
1. Эмоциональный, характеризующийся способностью распознать и осознавать эмоциональные состояния другого человека.
Эмоциональная эмпатия встречается при подражании чувствам и реалиям собеседника. Эмоциональный компонент отражает переживание человеком отношения к окружающему миру, к деятельности, к себе и другим. Оно выражается через привязанность, любовь, симпатию и противоположные чувства – неприязнь, враждебность и антипатию.
1.3 Проявление агрессивности у старшеклассников с разным уровнем эмпатии
Шакуров Р.Х. [34] говорит, что отношения человека с миром – это активная форма взаимодействия с окружающим миром, основной целью которой является преодоление различных препятствий, возникающих на пути к удовлетворению своих потребностей.
Наша жизнь включает в себя процесс преодоления ряда препятствий – физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д. – для удовлетворения наших потребностей. Нужны знания и навыки, воля, энергия, изобретательность, способности, характер и самое главное – преодоление препятствий, которые мешают нам достичь наших целей. Все драмы жизни, апофеоз психической деятельности, радости и трагедии, взлеты и падения – все это связано с превратностями процесса преодоления различных препятствий. Эмпатия является одним из механизмов, влияющих на процесс преодоления неудач (или препятствий) у подростков. В конце концов, степень развития у человека эмпатии к другому человеку будет определять то, как он будет реагировать на ситуацию, вызывающую фрустрацию, в которую вовлечен другой человек [35].
Эмпатия – это активный процесс, который приводит к межличностному контакту и позволяет человеку удовлетворять свои важные потребности и другие потребности, включая высшие потребности, в обществе [6].
Не существует человека, который мог бы постоянно сопереживать. Периодические провалы полезны, потому что при наличии в целом оптимального уровня эмпатии дети учатся справляться с фрустрацией. Принцип, согласно которому все организмы, включая человека, не способны одновременно осуществлять две несовместимые реакции, отражен в так называемой гипотезе несовместимых реакций – проблеме предотвращения или управления человеческой агрессией [22].
Согласно этой теории, снизить уровень гнева и открытой агрессии можно тем или иным способом, вызывая эмоциональные состояния, несовместимые с гневом и агрессией. Агрессия является одним из самых сильных проявлений узкой или активной фрустрации [20].
Одной из реакций, несовместимых с гневом и агрессией, является эмпатия. Через агрессивное поведение по отношению к другим людям человек часто становится свидетелем боли и страданий своей жертвы. В зависимости от уровня эмпатии агрессора, уровень агрессии в последующем поведении может быть снижен. Однако боль и страдания жертвы не всегда вызывают сочувствие. Когда агрессор очень зол или убежден в правоте своих действий, проявление боли жертвы может доставить ему удовольствие и вызвать скорее положительные, чем отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут действовать как форма подкрепления [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологами предложен ряд определений агрессии, агрессивного поведения и агрессии, но следует отметить, что единого, общепризнанного определения не существует. Было предложено значительное количество классификаций, которые не только не совпадают по ключевым пунктам, но и часто противоречат друг другу. Более того, это явление характерно как для зарубежных, так и для отечественных психологических теорий. Агрессивное поведение можно определить как поведение, направленное на причинение вреда объектам, которые могут быть биологическими или неодушевленными. Агрессивное поведение – это форма преодоления физического и психического дискомфорта, стресса и фрустрации. Кроме того, она может использоваться как средство достижения значимых целей, включая повышение своего статуса путем самоутверждения.
Эмпатия понимается и как иррациональное осознание внутреннего мира другого человека, и как социальная эмоция, эмоциональный отклик на переживания другого человека. Ввиду сложности эмпатии как психического процесса, в её структуре выделяю и последовательные фазы, и эмпирические реакции, и формы, и виды, и уровни. А также компоненты, так как эмпатия определяется как системное образование. Поэтому в её структуре выделяются когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Подростку необходимо постоянно противостоять (факторы окружающей среды, внутренние условия) своим потребностям, чтобы иметь возможность удовлетворить себя. В подростковом возрасте самозащитные и агрессивные реакции встречаются реже, чем реакции, направленные на конструктивное разрешение ситуаций. У многих подростков наблюдается явный диссонанс между физическим и социальным развитием, что влияет на уровень их социальной адаптации и, таким образом, создает ситуации фрустрации. Характерной чертой поведения человека в ситуациях психоэмоционального стресса является негибкость и потеря податливого характера нейтрального прекращения. Эмпатия основана на способности правильно представить внутренний мир другого человека, что он испытывает и как он оценивает окружающий мир. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая впоследствии определяет поведение человека по отношению к другим людям. Эмпатия является социально позитивным качеством и поддерживается нормами общественной жизни. Эмпатия рассматривается как необходимое условие для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. Эмпатия и фрустрация относятся к эмоциональным и психологическим состояниям. Когда возникает одно состояние, оно оказывает влияние на другое. В подростковом возрасте часто наблюдается средний или нормальный уровень эмпатии. Многие исследователи указывают на низкий уровень эмпатии как на причину агрессии, а значит, и фрустрации. Чем выше уровень эмпатии человека, тем больше он будет стремиться к общению. Чем ниже уровень эмпатии, тем меньше желание взаимодействовать.
1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность школьников как условие гуманного отношения к сверстникам / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 60-70.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская– М.: Аспект-Пресс, 2001. – 288с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г.Асмолов – М.: смысл, 2002.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 183 с.
5. Басова, А. Г. Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии / А.Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 256-258.
6. Бауэр, И. Почему я чувствую, что ты чувствуешь: интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов / И. Бауэр ; пер. с нем. И. Тарасовой. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2009. – 111 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковец. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
8. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.
9. Брель, Е.Ю. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков / Е.Ю. Брель, М.В. Тихонова. – М. : Психотерапия, 2007. – 259 с.
10. Выговская, Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореферат / Л.П. Выговская. – Киев, 2018 . – 20с.
11. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский. – М., 2012. – 318c.
12. Гаврилова, Т. П. Сопереживание и сочувствие / Т.П. Гаврилова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – c. 199-203.
13. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. – 179 с.
14. Гомыранова, О. Н. Развитие психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза: автореф. дисс. канд. псих. наук, 19.00.13, Астрахань, 2007. 24 с
15. Дмитриева, Е.В. Методика рисуночных фрустрационных ситуаций А.Розенцвейга / Е.В.Дмитриева, С.А.Богомаз – Томск, 2000
16. Долгова, В. И. Эмпатия. Монография. / В.И.Долгова, Мельник Е.В. -– М. Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
17. Изард, К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард – СПб: Питер, 2006. – 464 с.
18. Карягина, Т. Д. Феномен конгруэнтной эмпатии : / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – с. 53-60.
19. Касимова, З. Г. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 111-15.
20. Ластухина, Н.В. Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях / Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. С. 12.
21. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1972. – № 6. – С. 168-171.
22. Леонтьева, А.В. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков / А.В. Леонтьева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – № 3.
23. Матанцева, Т.Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития / Т.Н. Матанцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета – 2014. –№ 1 (1). – С. 255– 265.
24. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 328 с.
25. Некрута, В. А. Развитие понятия «эмпатия»: теоретический аспект / Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 21 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2019. – 268 с.
26. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб – Монография. – 8-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
27. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
28. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 61-68.
29. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3-18.
30. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский – М.: Прогресс, 1979.-392 с.
31. Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций: сборник, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.
32. Сансызбаева, К. З. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 63-71.
33. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – М: Академия, 2011. – 198 с.
34. Шакуров, Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии-2001. № 1.-С. 3-18.
35. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты