Инвестиции и модель мультипликатора-акселератора
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инвестиции и модель мультипликатора-акселератора»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Инвестиции и модель мультипликатора-акселератора
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инвестиции в основной капитал Республики Беларусь за 2016-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования Республики Беларусь за 2016–2020 гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ФУНКЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ, МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Сущность инвестиций
1.2 Классификация инвестиций
1.3 Мультипликатор и акселератор инвестиций
2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ иностранных инвестиций
2.2 Анализ внутренних инвестиций
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач, стоящих перед современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Создание благоприятного, стабильного инвестиционного климата в экономике Республики Беларусь является объективной необходимостью, поскольку структурная перестройка национальной экономики требует значительных капитальных вложений. В условиях недостатка средств государственного бюджета и ограниченных возможностей банковской системы привлечение иных источников становится особенно актуальным.
Высокая инвестиционная привлекательность как Республики Беларусь в целом, так и каждого ее региона является ключевым фактором повышения конкурентоспособности, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая предприятие для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона, где находится данное предприятие.
Объект исследования: инвестиционная политика.
Предмет исследования: особенности привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Цель курсовой работы: исследование инвестиций и модели мультипликатора-акселератора в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть функции инвестиций, мультипликатор и акселератор инвестиций;
- проанализировать динамику инвестиций в Республике Беларусь;
- рассмотреть проблемы государственного регулирования инвестиции в Республике Беларусь.
Обзор литературных источников: Панкевич С. П (Иностранные инвестиции, Петрович Э. И. Прямые иностранные инвестиции, Пинчук А. А. Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, Пинигин В. В. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь и многие другие.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Т. А. Алехина, А. В. Бабкин, И. А. Бланк, В. Н. Глумков, Н. М. Захватова,
И. О. Кочеткова, И. В. Савон, А. Г. Самоделкин и других.
1 ФУНКЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ, МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Сущность инвестиций
Функционирование экономики в значитель¬ной степени обусловлено объемами и форма¬ми инвестиций, а они во многом зависят от проводимой государством инвестиционной по¬литики.
В учебной литературе, посредством которой подготавливалась эта часть курсового исследования, имеется существенное отличие в трактовке определения «инвестиции».
В частности, Л. Е. Басовский утверждает, что: «инвестиции являются любым имением, в т.ч. финансовые средства, ценные бумаги, снаряжение, а так же плод интеллектуальной деятельности, которые принадлежат вкладчику на основе права собственности либо другом вещном праве и имущественные права, вносимые им объекты инвестиционной деятельности для извлечения прибыли либо достижения другого актуального результата» [3, c. 34]
Г. И. Иванов отмечает, что: «инвестиции являются имуществом, которое принадлежит инвестору на праве собственности либо другом праве, равно как и имущественные права, которые инвестируются в объекты инвестиционной деятельности для извлечения прибыли, либо определенного социального результата» [9, c. 8]
А. С. Нешитой утверждает, что: «под определением «инвестиции» следует понимать все разновидности финансовых, имущественных и других ценностей, которые непосредственно вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, для извлечения прибыли либо достижения определенных социальных эффектов» [28, c. 31]
М. А. Акулова утверждает, что: «инвестиции отражают под собой все разновидности вложений, которые непосредственным образом содействуют повышению объемов общего капитала в экономической системе» [2]
Л. С. Валинурова утверждает, что: «инвестиции выступают в качестве любых разновидностей, как финансовых, так и материальных ресурсов, а так же имущественных и интеллектуальных ценностей, которые инвестируются непосредственно в объекты всех разновидностей деятельности для извлечения прибыли либо достижения социальных результатов» [17, c. 17].
О. Б. Казакова подчеркивает, что: «инвестиции являются средствами, которые адресованы на увеличение капитала, т.е. на приобретение оборудования, оснащения, проектно – конструкторскую документацию, научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы новых разновидностей продукции, на постройку сооружений, зданий и т.п.» [17, c. 18]
Инвестиционная политика всегда подразумевает под собой «утрату средств сегодня с целью извлечения прибыли в будущем» [17, c. 18]. Данное определение отождествляет высокую актуальность грамотной реализации инвестиционной политики на промышленных предприятиях Республики Беларусь в условии негативного экономического климата.
2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ иностранных инвестиций
Положительные воздействия прямых иностранных инвестиций на экономику страны-реципиента инвестиций на макроэкономическом уровне включает:
- увеличение финансовых ресурсов для развития реального сектора и инвестиций в основной капитал;
- рост конкурентоспособности экспорта страны;
- увеличение занятости и повышение квалификации работников;
- прочие прямые и косвенные эффекты [7, с. 117].
Потенциально возможные негативные эффекты прямых иностранных инвестиций на макроэкономическом уровне связаны главным образом с антиконкурентной практикой транснациональной компании; уклонением от налогов и злоупотреблением практикой формирования трансфертных цен транснациональной компании; подавлением национальных производителей и вытеснением национальной продукции, технологий, торговых сетей и деловой активности.
Количество организаций с иностранными инвестициями (ИИ) в Беларуси в 2020 году снизилось по сравнению с 2019 годом, и снижение составило 2 единицы. По сравнению с 2018 годом – 4 единицы.. Тем не менее их доля в основных экономических показателях за 2020 год несколько выросла, хотя приток капитала в страну был небольшим. По данным , на 1 января 2021 года числилось 6503 организации с участием иностранного капитала – на 120 меньше, чем на 1 января 2020 года [27]
Совместными, т.е. с долей в уставном фонде как иностранных, так и белорусских участников, признаются 2832 организации, а 3644 субъекта хозяйствования полностью принадлежат иностранцам. Отметим, что удельный вес иностранных организаций в общем числе компаний с зарубежным капиталом за пять лет вырос с 47 до 56%. Зарубежные инвесторы по-разному ценят партнерство с местным бизнесом. Например, среди организаций с российским, литовским, латвийским капиталом примерно половина являются совместными, а с китайским – только 28,7% [27].
Из общего числа зарегистрированных в республике организаций с ИИ 93,8% созданы с участием резидентов 20 стран, из них 36,1% – резидентов России (годом ранее эти показатели имели значение 94,3% и 35,6% соответственно). Впрочем, компаний с российским капиталом за год стало на 76 меньше. Не сдает своих позиций по числу «дочек» в Беларуси и Кипр, хотя и их количество сократилось на 13 – до 438 [27].
В Республике Беларусь также сотня компаний с участием резидентов различных низконалоговых юрисдикций: Британских Виргинских островов, Сейшельских островов, Доминики, Багамских островов и Белиза, Гернси, Гибралтара, Джерси, Панамы, Каймановых и Маршалловых островов и т.д. Так что офшоризация отечественной экономики остается довольно заметной [27].
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основные проблемы, тормозящие приход инвестиций в нашу страну:
− неопределенность ведения бизнеса выражается в существовании рисков, связанных с неожиданными действиями со стороны государства по отношению к инвесторам, а также государственного вмешательства в процесс принятия решений, что затрудняет процесс планирования инвестиций, служит препятствием для реализации инвестиционного проекта. Долгие и затратные административные процедуры выражаются высоких транзакционных издержках;
− недобросовестная конкуренция со стороны местных государственных предприятий. Государственные предприятия имеют доступ к относительно дешевым сырьевым и кредитным ресурсам;
− правовая нестабильность, сопровождающаяся частыми изменениями действующих законодательных актов;
− неопределенность политики приватизации: в большинстве акционерных предприятий контрольный пакет акций (свыше 51%) принадлежит государству, т. е. самым крупным собственником акционерных субъектов хозяйствования является государство;
− сложные для понимания иностранных инвесторов налоговые и административные положения;
− высокая доля государственной собственности;
− механизм приобретения и регистрации земли;
− отсутствие членства Республики Беларусь в ВТО;
− недостаточное развитие фондового рынка;
− замедленный процесс приватизации и низкая доля частного сектора в экономике;
− усложненная налоговая система и ценообразование;
− чрезмерное вмешательство государства в экономику и, особенно, в ведение хозяйственной деятельности предприятий;
− бюрократическая структура принятия решений государственными органами по согласованию и размещению инвестиций [8, с.27].
Без решения вышеназванных проблем широкое привлечение инвестиций остается весьма проблематичным, что затрудняет экономический рост страны.
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики. Инвестиционная политика государства должны включать:
− разработку концепции привлечения инвестиций, ее обсуждение и утверждение Президентом;
− принятие дополнительных законов и других законодательных актов, способствующих привлечению инвесторов;
− создание системы государственного управления процессом привлечения инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции важны для развития любых субъектов хозяйствования: домашнего хозяйства, предпринимателей, владельцов среднего, крупного бизнеса, а также государства в целом. Инвестирование в данный момент означает, что каждый инвестор возлагает на себя определенные риски, однако, в будущем периоде ожидаемая прибыль от инвестирования оправдывает эти риски. Однако всегда рекомендуется для любых инвестиций диверсифицировать портфель инвестиций, потому что если инвестиции пропадут в одном проекте, прибыль от других инвестиций компенсировала эти потери.
В любых инвестициях необходимо проводить тщательный анализ объектов и субъектов инвестирования, поскольку инвестиции всегда отождествляют с рисками. Это вложения сейчас, с целью извлечения определенных экономических или социальных выгод в будущем.
Инвестиции классифицируют по различным признакам: по объектам вложения: реальные, финансовые и прочие инвестиции; по сроку вложения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции; по способу финансирования: прямые и косвенные инвестиции; по форме собственности: государственные, частные и иностранные инвестиции; по степени риска: низкорисковые, высокорисковые и безрисковые инвестиции; по факторам воздействия: объективные и субъективные инвестиции.
Сущность мультиприкатора заключается в том, что затраты на организацию производства на одном участке ведут к увеличению занятости на других в соответствии с эффектом мультипликации, и в результате одна условная денежная единица, вложенная в это производство влечет за собой производство товаров и услуг еще больше, причем, чем больше взаимосвязей между другими участками и участниками работ, тем больше будет этот эффект мльтипликации.
Так как акселератор – коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций к приросту национального дохода одного периода, можно сказать, что данный коэффициент показывает эффективность инвестиций (эффект мультипликации).
Также было выявлено, что статистические данные ο внутренних инвестициях доступны на официальных ресурсах только по сектору недвижимости. Поэтому, в результате исследования этих данных, было выявлено, что объемы внутренних инвестиций за 2020 год выросли на 2,8 % к объему инвестиций за 2019, а в 2019 году рост внутренних инвестиций к 2018 году составил 15,2 %. С учетом индексации цен каждого года, следует вывод, что в 2020 году уровень внутренних инвестиций в основные фонды был еще меньше, чем в 2019, инвестиционный интерес недвижимости для потенциальных и реальных инвесторов за 2020 год снизился по сравнению с 2018 и 2019 гг.
1. AFN.BY [Электронный ресурс] / Иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь в 2020 г. – Режим доступа: http://afn.by/news/i/189029.
2. Акулова, М.А. Иностранные инвестиции: фокусировка на заимствованиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beroc.by/webroot/delivery/files/pp20_akulava.pdf.
3. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций / Л.Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2015 г. – 241 с.
4. Бочаров, В.В. Инвестиции: Учебник /В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2014. – 384 с.
5. Беларусь в цифрах.: Минск./ Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/makroekonomika–i– okruzhayushchaya–sreda/finansy/godovye–dannye_14/inostrannye–investitsii–v–respubliku– belarus/index.php?sphrase_id=13231.
6. Деева, А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. – М. : Изд-во «Экзамен», 2015. – 436 с.
7. Заяц, А. Экономический ликбез. TUT. Инвестиции: ПИИ-ПИИ-ПИИ / А. Заяц // TUT.by .Белорусский портал [Электронный ресурс]. – 2019. Режим доступа: http://news.tut.by/daynews/136925.html.
8. Зиновский, В.И. Беларусь в цифрах / В.И. Зиновский //Статистический справочник. – Минск: Национальный статистистический комитет Республики Беларусь, 2017. – № 1. – С. 63–64.
9. Иванов, Г.И. Инвестиционный менеджмент: учеб. пособ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 90 с.
10. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учеб.пособ / Л.Л. Игонина, под ред. В.А. Слепова. – М. : Экономистъ, 2015. – 76 с.
11. Игошин, Н.В. Инвестиции: организация управления и финансирование/ Н.В. Игошин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 542 с.
12. Чиненова, М.В. Инвестиции: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. – М. : КноРус, 2015. – 368 с.
13. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.–Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017.– 106 с.
14. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.–Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018.– 108 с.
15. Инвестиционная политика РБ (анализ, проблемы, предложения). – Минск, 2019. – 189 с.
16. Инвестиционная политика Республики Беларусь[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy
17. Инвестирование. Управление инвестиционными процессами инновационной экономики : учеб.-метод. пособие для подготовки магистров по направлению «Экономика»/ авт. коллектив: Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Э. И. Исхакова. – Уфа : БАГСУ, 2015. – 77 с.
18. Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/120376.
19. Касьяненко, Т. Г. Экономическая оценка инвестиций: Учебник и практикум / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 559 c.
20. Ковалёва, Т.М. Коммерческая оценка инвестиций / Т. М. Ковалёва. – М. : КноРус, 2015. – 704 c.
21. Кондрашонок, А.А. Инвестиционный климат Республики Беларусь: анализ текущего состояния и направлений улучшения / А.А. Кондрашонок // Экономика и управление. – 2016. – №3(31). – С. 10–14.
22. Кондрашонок, А.А. Анализ источников финансирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / А.А.Кондрашонок // Новая экономика. – 2017. – №2. – С.45–52.
23. Князев, О. А. Международная инвестиционная деятельность в условиях глобализации: Теория и практический опыт. – М. : МАКС-Пресс, 2014. – 210 с.
24. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
25. Логинова, Н.А. Экономическая оценка инвестиций на транспорте: Учебное пособие / Н.А. Логинова. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 252 c.
26. Мельников, Р.М. Экономическая оценка инвестиций. Уч.пос / Р.М. Мельников. – М. : Проспект, 2014. – 264 c.
27. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by
28. Нешитой, А.С. Инвестиции: Учебник/А.С. Нешитой. — 6-е изд., перераб. и испр. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015. – 372 с.
29. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций / Совет министров Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/osnovnye-polozheniya-proekta-programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-belarus-na-202.html
30. Тур, А. Инвестиционный климат в Беларуси: возможности и перспективы для бизнеса / А. Тур // Экономика Беларуси, 2016. № 2. – С. 4246.
31. Хазанович Э.С. Инвестиции: Учеб.пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2016. – 320 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инвестиции в основной капитал Республики Беларусь за 2016-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования Республики Беларусь за 2016–2020 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты