Особенность обучения грамоте учащихся с нарушениями зрения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенность обучения грамоте учащихся с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Тифлопедагогика»
2021
45.00 BYN
Особенность обучения грамоте учащихся с нарушениями зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Тифлопедагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспекты занятий для детей с нарушением зрения.
Поделиться
Введение
Глава 1. Научно-методические основы обучения детей с нарушениями зрения
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов с нарушениями зрения
1.2 Анализ учебно-программной документации по обучению грамоте детей с нарушениями зрения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения грамоте детей с нарушениями зрения в рамках развития графических навыков
2.1 Анализ работ учащихся с нарушениями зрения в рамках уровня развития графических навыков
2.2 Разработка комплекса занятий по обучению грамоте детей с нарушениями зрения с использованием дидактических игр в рамках развития графических навыков
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования обусловлена наличием большого количества детей с нарушениями зрения, которые проходят обучение по общеобразовательной программе. Поражения зрения, особенно возникающие в раннем неонатальном периоде, оказывают особое влияние на формирование высших психических функций. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы и задерживает формирование целенаправленных предметов и игровой деятельности. Все это связано с обеднением сенсорного опыта ребенка и нарушением связи между ним и окружающей действительностью. Это влияет на развитие языковой функции ребенка.
Основной задачей любого дошкольного образования является подготовка детей к школе, включая подготовку к обучению грамоте и овладению письменной речью. Психофизической основой чтения и письма является взаимозависимая и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, лингвистико-двигательного и моторно-аналитического аппарата.
При обучении грамоте детей с нарушениями зрения учителям также необходимо учитывать, что недостатки зрительного восприятия могут привести к задержке в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, препятствуя быстрому и точному запоминанию графических образов букв и их различий. При наборе и написании текста разные элементы имеют зеркальное отражение и бессвязное письмо, которое сползает вниз по строке.
Подготовка к обучению грамоте предполагает комплексное развитие всех компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров зрительного функционирования и пространственной ориентации на макро- и микроплоскостях.
Коррекционные занятия не только решают проблему развития познавательных способностей детей и формирования компенсаторных способов восприятия окружающего мира, но и создают положительное эмоциональное отношение. Этому в значительной степени способствует активное взаимодействие детей друг с другом и с учителем. Кроме того, они являются не только наблюдателями предметов и явлений, но и непосредственно участвуют в связанной с ними практической деятельности, что позволяет им чувствовать себя уверенно и непринужденно [1, с.35].
Исследованиями в области обучения детей с нарушениями зрения грамоте занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как Е.Ю. Азбукина, С.В. Алехина, А.А. Белоглазова, Е.И. Бережкова, Т.В. Варенова, В.А. Феоктистова, Т.П. Комарова и т.д.
Глава 1. Научно-методические основы обучения детей с нарушениями зрения
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов с нарушениями зрения
В современном мире происходит формирование совершенно нового подхода к обучению детей с нарушениями зрения. Данная группа детей очень разнообразна и характеризуется различной степенью формирования зрения, а также изучения определенного социального развития инвалидности. В современном процессе обучения понятие «слепой» или незрячий представляет собой определенную аналитическую систему, направленную на взаимодействие с другими детьми. К категории детей с нарушениями зрения относятся две основные категории детей: дети со зрительным «О» и световым восприятием и дети с остаточной остротой зрения не более 0,04 на зрячем глазу после коррекции. Данные особенности основаны на системе обучения Брайля, которая помогает формировать и использовать учебники, которые рассчитаны на восприятие и осязание [2, с.122].
Кроме определенных генетических факторов, направленных на аномальное развитие органов зрения у детей слепых и детей с нарушениями зрения, есть те, которые указывают на формирование определенных аспектов внутриутробного развития, которые влияют на нарушение зрения, Сюда можно включить такие факторы как аномальные беременности и инфекционные заболевания.
В.И. Лубовский утверждает: «наиболее распространенные закономерности развития нормальных детей встречаются и у этих детей. К ним относятся: последовательность стадий психического развития; наличие сензитивных периодов для развития психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии; роль языка в формировании высших психических процессов; доминирующая роль обучения в психическом развитии» [3, с.83].
По мнению Л.С. Выготского, исследование психических особенностей развития детей в рамках нарушения зрения, указывают на наличие тех или иных причин, а также формирование специфических закономерностей, в следствие которого возникает то или иное зрительное нарушение. По его мнению, основной причиной возникновения зрительной аномалии являются первичные психические отклонения, которые оказывают влияние на процесс формирования зрения в рамках психического развития ребенка, и формирования нарушений психической деятельности. Для данной категории детей характерны трудности ребенка с социальной средой в рамках поддержания определенных конфликтов в взаимодействии с окружающей средой [7, с.20].
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения грамоте детей с нарушениями зрения в рамках развития графических навыков
2.1 Анализ работ учащихся с нарушениями зрения в рамках уровня развития графических навыков
В рамках проведения исследования нам было необходимо проанализировать сформированность графических навыков у детей с нарушением зрения в добукварный период и в рамках данного периода изучаются определенные элементы букв [18, с.55].
Для слабовидящих и незрячих детей характерной является специфическая система изучения букв в добукварный период. Незрячие дети в процессе обучения грамоте изучают не только элементы букв, но и плоскопечатные и различные вариации комбинаций точек. Как говорилось ранее, сформированность графических навыков во многом зависит от процесса развития ориентировки в пространстве и от развития мелкой моторики. Данные особенности оказывают влияние на формирование зрительного восприятия. Для детей, у которых показатели утраты зрения меньше, демонстрируют более высокий уровень сформированности графических навыков.
Нами были проанализированы основные прописи в рамках нашего исследования в группе нормотипичных детей и детей с нарушениями зрения. Мы можем прийти к вывод о том, что содержание материала для детей слабовидящих и незрячих идентичное. Данные учащиеся обучаются как по версии для незрячих, так и для слабовидящих.
Для работы с детьми слабовидящими и слепыми используются определенные приборы, которые направлены на улучшение зрения в учебном процессе. К таким средствам можно отнести такие как лупы, дополнительное освещение, тифлотехнические средства и т.д. Данные особенности зависят от зрительного восприятия ребенка. Для детей первого класса наиболее интересной является игровая форма проведения уроков и применяются игровые методы, также используются тематические рисунки.
Слабовидящие дети используют тетради с увеличенным размером линеек или клеток, а также яркой, контрастной прорисовкой линий. Незрячим понадобятся тетради для письма по Брайлю. Они отличаются более плотной бумагой, которая специально предназначена для рельефно-точечного письма.
При обучении незрячих детей плоскому письму особое внимание следует обращать на развитие двигательных навыков. Для слепых детей используется плоскопечатный шрифт. Для детей с нарушениями зрения используются адаптированные прописи, которые основаны на отсутствии зашумления, большом шрифте и преобладании нераздражающих цветов.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что группа детей с нарушениями зрения является довольно разнородной, и включает в себя различные нарушения зрительной функции. На формирование данных особенностей оказывает влияние определенный тип мыслительных операций и формирование определенного уровня развития внимания и познавательных процессов.
В современной Республике Беларусь, большое внимание уделяется процессу обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Особенности процесса обучения грамоте данной категории детей зафиксированы в рамках программы обучения, которая ориентирована на формирование у детей данной категории навыков обучения.
Современный процесс обучения грамоте в рамках программного обеспечения основан на формировании определенного начального этапа целенаправленного изучения процесса русского языка, который направлен на формирование процесса развития речи в процессе морально-нравственных и эстетических аспектов развития личности. Обучение грамоте учащихся младшего школьного возраста с нарушением зрения основано на формировании фонетики, грамматики, словарного запаса, а также формирования коммуникативных навыков в процессе общения друг с другом. Наиболее важными видами деятельности в процессе различных видов речевой деятельности, основанные на формирование определенных средств обучения и развития.
Чтобы овладеть навыками письма, у ребенка должны быть развиты внимание, память и пространственные представления; развитие языка должно соответствовать возрасту; процесс письма может быть малоинтересным для ребенка, поэтому для овладения им ребенок должен быть сильно мотивирован. Ребенок также должен обладать навыками слухового и зрительного анализа.
При формировании графических навыков необходимо учитывать повышенные временные затраты детей с нарушением зрения по сравнению с детьми с нормальным зрением.
Обобщая предложенную систему формирования графических навыков у слепых детей, можно сказать, что приобретение графических навыков включает в себя умение правильно использовать графические инструменты, способность свободно манипулировать различными видами линий и конфигураций линий на основе полноценного восприятия и воспроизведения различных форм окружающего мира на плоской поверхности в виде графических изображений.
1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии / Е.Н. Михайлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335 с.
2. Алехина, С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях / С.В. Алехина. – М.: Академия, 2015. – 269 с.
3. Белоглазова, А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 83–86.
4. Бережкова, Е. И. Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения / Е. И. Бережкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – №1. – С.20–25.
5. Варенова, Т. В. Основы специальной педагогики : учеб.– метод. пособие / Т. В. Варенова. – Минск : БГПУ, 2018. – 352 с.
6. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
7. Выготский, Л.С. Слепой ребёнок // Собр. соч. – М.: Педагогика, 2013. – 269 с.
8. Денискина, В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 258 с.
9. Комарова, Т.П. Учительические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М.: АСТ, 2008. – 669 c.
10. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии / А. Г. Литвак. – СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2005. – 201 с.
11. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 2007. – С.5–32.
12. Мухаев, М.П. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения / М.П. Мухаев. – М.: Феникс, 2010. – 260 c.
13. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 236 с.
14. Петров, Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве / Ю.И. Петров. – М.: Академия, 2008. – 236 с.
15. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Плаксиной. – М: ИКП РАО, 2005. – 256 с.
16. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
17. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно–педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей : методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 223 с.
18. Фомичева, Л.В. Клинико–педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л.В. Фомичева. – М.: Каро, 2013. – 256 c.
19. Шалыгина, Т. А. Коррекционно-развивающие игры, игровые задания и упражнения в словарной работе начальной школы с детьми, имеющими нарушенное зрение / Т. А. Шалыгина // Современный урок: начальная школа. — 2013. — № 2.
20. «Русский язык (Обучение грамоте)» для I класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Программа обучения – 9 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспекты занятий для детей с нарушением зрения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты