Мотивы и потребности личности. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивы и потребности личности. Теория иерархии потребностей А. Маслоу»
по дисциплине: «Юридическая психология»
2021
45.00 BYN
Мотивы и потребности личности. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Юридическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пирамида потребностей А. Маслоу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема восхождения и обратного хода вниз иерархии потребностей К. Альдерфера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Теория потребностей Д. МакКлелланда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Модель Ф. Герцберга.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ
1.1 Направленность личности: потребности, мотивы, цели
1.2 Роль потребностей и мотивов в развитии личности
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ
2.1 Концептуальные основания
2.2 Сравнительный анализ теорий мотивации и потребностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Направленность представляет собой одну из сторон личности, которая детерминирует жизненные установки и позицию человека. Изучение направленности личности позволяет понять движущие мотивы поведения личности, определить её отношение к тем или иным объектам и ситуациям. В структуру личности в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, представленная в строении характера и других компонентов.
Исходным пунктом гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.
Всю свою психологическую работу А. Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся «объяснить до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.
Актуальность исследования мотивов и потребностей личности обусловлена тем, что изучение данных личностных компонентов позволяет понять функционирование личности как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на поведение личности, ее активную социальную позицию.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ
1.1 Направленность личности: потребности, мотивы, цели
Направленность представляет собой один из центральных компонентов личности, который является высшим элементом в её целостной структурной организации.
Содержание понятия «направленность личности» представлено в работе Б.А. Сосновского. Согласно мнению ученого данный личностный компонент является базовой и основополагающей характеристикой, поскольку основная функция заключается в объединении различных личностных проявлений и свойств личности в одну целостную содержательную структуру. Примечательно, что направленность личности не относится к характеристике описательных аспектов деятельности, она не характеризует поведенческие акты. Направленность относится к той части личности, которая связана с желаниями и намерениями личности [1, с. 8].
Теоретическая, а также проверка экспериментальных гипотез относительно изучения связи направленности личности с другими личностными характеристиками проводится в широком диапазоне. Причем в данном аспекте изучается специфика потребностно-мотивационной сферы личности, причем эти параметры анализируются применительно к общей психологии, мировоззренческих позиций, системы ценностных ориентаций как различных проявлений социальной активности.
Изучение работ [2; 3] в русле этой проблемы детерминирует формирование различных точек взаимосвязи направленности личности вместе с ее связью с совершенно разными ее частями и элементами, например в тесной связи с потребностной сферой и ведущими определяющими поведение мотивами, а также аттитюдами.
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ
2.1 Концептуальные основания
В середине XX в. появилась фундаментальная теория потребностей выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу, выдвинувшего «холистически-динамическую» теорию мотивации, согласно которой имеется определенная иерархия потребностей: истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера. Полная самоактуализация личности в концепции Маслоу достигается в форме высшего «трансцендентного» переживания. Его концепция стала основой всех более поздних моделей мотивации труда.
Маслоу изучил законы построения потребностей человека. Он показал, что не сама потребность движет развитием человека, а степень неудовлетворенности ею. Маслоу выделил критерии, по которым создал иерархию потребностей. Это преобладание неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. [14, с. 294]
Расположение потребностей Маслоу называется иерархическим в связи с тем, что потребности расположены по восходящей линии – от «низших» (материальных) к «высшим» (духовным).
Маслоу выделяет пять групп потребностей:
1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);
2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);
3) потребности в контактах и любви;
4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении);
5) потребность в самоактуализации [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, направленность личности – это целостная многокомпонентная система, которая включает в себя множество видом различных ориентаций человека, которые оказывают влияние на мотив и потребности человека. Описывая направленность личности можно выстроить иерархию её составляющих таким образом, что в качестве базовой основной подструктуры выделены потребности, которые проявляются в качестве влечений, желаний, установок, в качестве следующей подструктуры интересы и склонности, и над всеми этими подструктурами выделяются идеалы.
В настоящее время нет единого мнения о классификации потребностей, но большинство ученых отмечают, что необходимо определить так называемые базовые потребности, то есть реальные потребности, их место и значение в структуре личности. В современной психологии личности деление исходных потребностей на физиологические и психологические считается условным.
Мотивы играют огромную роль в жизни человека, в том числе и в деятельности руководителя. Они поощряют и контролируют деятельность человека. Мотивы выполняют отчетную функцию, придавая личностный смысл целям, действиям и их содержанию. Мотивация также определяет целевую зону. Поэтому, выбирая эту целевую зону, они сами определяют выбор, выбор действий. Таким образом, мотивы выполняют функцию активации, включая механизмы активации.
В середине XX в. появилась фундаментальная теория потребностей выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу, выдвинувшего «холистически-динамическую» теорию мотивации, согласно которой имеется определенная иерархия потребностей: истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера. Полная самоактуализация личности в концепции Маслоу достигается в форме высшего «трансцендентного» переживания. Его концепция стала основой всех более поздних моделей мотивации труда.
1. Сосновский, Б.А. Мотивационно - смысловые образования в структуре личности: автореф. дис….д-ра психол. наук / Б.А. Сосновский. – М., 2019. – 30 с.
2. Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е. Н. Волкова // Мир психологии. – 2015. – № 3. – С.33-39.
3. Колесов, Д.В. Направленность личности / Д.В. Колесов // Развитие личности. – 2018. – № 4. – С. 8-21.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2014. – 720 с.
5. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2016. – 480 с.
6. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. –356 с.
7. Психология личности : учебник / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 479 с.
8. Кавун, Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов. Учебное пособие для вузов / Л.В. Кавун. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 109 с.
9. Валиуллина, Е.В. Волевой потенциал личности и реализация потребностей в саморазвитии / Е.В. Валиулина // Научно-методический журнал Концепт. – 2020. – № 3. – С. 86-91.
10. Бехтерев, В. М. Бессмертие человеческой личности, как научная проблема / В.М. Бехтерев. – Петроград, 1918. – 34 с.
11. Гуревич, П. С. Психология личности / П.С. Гуревич. – М., 2018. – 570 с.
12. Заковоротная, М. В. Идентичность человека: социально-философские проблемы / М.В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону, 2009. – 200 с.
13. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2017. – 560 с.
14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб.: Питер., 2013. – 392 с.
15. Четвертаков, С. А. Иерархия потребностей по Маслоу – общая теория мотивации для социологии [Электронный ресурс] / С.А. Четвертаков. – Режим доступа: http://sergeychet.narod.ru/motiv.html.
16. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. – СПб., 2015. – 432 с.
17. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента / И. Ю. Солдатова, Солдатова И., Чернышов М.А. – М.: ИТК Дашков и К, 2010. – 278 с.
18. Подопригора, М.Г. Организационное поведение [Электронный ресурс] / М.Г. Подопригора // Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m17/3_2.htm.
19. Трапицын, С. Ю. Мотивация персонала в современной организации [Электронный ресурс] / С.Ю. Трапицын. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1337/.
20. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Практикум: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 296 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пирамида потребностей А. Маслоу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема восхождения и обратного хода вниз иерархии потребностей К. Альдерфера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Теория потребностей Д. МакКлелланда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Модель Ф. Герцберга.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты